Рабочая программа элективного курса «История русской культуры» для 10 класса
составлена на основе рабочей программы по истории на уровне среднего общего образования
на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для углубления отдельных разделов
основного курса, входящих в обязательную программу по истории. Он позволит привести
изучение истории в соответствии с интересами и профессиональными намерениями в
отношении продолжения своего образования. Элективный курс предназначен для учащихся
10 - 11 класса общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры.
Курс составлен на основе материалов по истории России, поможет восполнить пробелы
предыдущей подготовки ученика, даѐт возможность ученику проявить себя. Предмет истории
культуры имеет своѐ содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История
культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных еѐ сфер – истории
науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и
литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает
как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и
взаимодействии всех еѐ областей. Исследования кулькультуры по отдельным отраслям
являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При
рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности
человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль
народа, деятельность интеллигенции в этом процессе.
Важное место в содержании курса отводится знакомству с известными деятелями науки,
выдающимися изобретателями, писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в
историческую память человечества.
Основная цель курса «История русской культуры» состоит в помощи старшеклассникам:
•
Повышение интереса к гуманитарному образованию
•
Формирование навыков работы со справочной литературой
•
Развитие навыков исследовательской работы
•
Реализация интереса к предмету
•
Расширение кругозора учащихся.
Задачи курса:
•
вооружить учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для
самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;
•
формировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;
умения и навыки работы с различными источниками исторической информации; специальные
исследовательские умения;
•
создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой
самореализации личности;
•
пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ элективного курса
Личностные
•
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
•
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
•
формирование культурных ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих
их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
•
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Метапредметные
•
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
•
использование знаково-символических средств представления информации и создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
•
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио
– видео – и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
•
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в раз-ных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и нахо-дить выходы из спорных ситуаций.
Предметные
•
овладение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи;
•
развитие навыков по классификации исторических событий через культурный опыт,
биографию человека;
•
выявление культурно-исторических эпох в истории России через ведущие формы
культурного творчества;
•
формирование навыков по определению стилевых особенностей па-мятников
отечественной литературы и искусства, сопоставлению имен крупнейших деятелей культуры с
контекстом данной культурно-исторической эпохи;
•
овладение методами систематизировать полученные знания (состав-лять аннотации,
рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
•
умение представить результаты своей деятельности в форме исторического эссе,
презентации, буклета, инфографики, видеофильма, и т.п.
•
овладение культурно - исторической картиной мира: умение объяснять современный
мир с позиции культурных достижений, связывая исторические факты и понятия в целостную
картину; определять по датам век, этапы, место события; разделять целое на части, выявлять
главное, обобщать, сравнивать.
•
формирование открытого культурно - исторического мышления: умение видеть развитие
общественных процессов и их влияние на культуру России (определять причины и
прогнозировать следствия); выявлять варианты причин и следствий, логическую
последовательность; представлять мотивы поступков людей прошедших эпох, оказавших
влияние на русскую культуру.
•
культурно - нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие
поступки, опираясь на выращенную человечеством систему культурно – нравственных
ценностей; при оценке культурно – исторических явлений выявлять гуманистические
нравственные ценности.
•
гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт
предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно
взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор; Определять и объяснять свои
оценки культурно – исторических явлений, событий; толерантно определять своѐ отношение к
иным позициям.
Формы и методы работы
•
Лекции с последующим опросом и обсуждением документов;
•
Беседы, семинары, заседания круглых столов;
•
Практические занятия и анализ альтернативных ситуаций;
•
Работа в группах, парах, индивидуально;
•
Творческие работы и защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и
формирование творческих умений и навыков, таких как:
видеть проблему;
выдвинуть гипотезу;
составить план решения проблемы, задачи;
систематизировать материал;
анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы,
затруднения, сравнивать результаты с целями);
оценивать свою чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и
воображение.
Содержание программы.
Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества. (2ч.)
Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Пути и
формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе.
Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (18 ч.)
Тема 2. Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в.) (5ч.)
Наследие восточных славян. Византийское влияние на древнерусскую культуру. Летописание
как исторический источник и литературный жанр. Богословская политическая речь («Слово о
Законе и Благодати»). «Поучение Владимира Мономаха» - исповедь государственного деятеля
Древней Руси. Дом веры и искусства: творения каменной архитектуры. Монументальная
живопись – мозаика, фреска. Язык образов и знаков: станковая живопись (иконопись).
Символика русской православной иконы.
Тема 3. Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.)
(4ч.)
Идеи единства Русской земли и борьбы с иноземным игом и неразрывной связи Руси XIV-XV
вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью. Центры книжности — Троице-Сергиев,
Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Культура «русского обычая». Мысли о камне:
ансамбль Московского Кремля. Росписи церквей и монастырей.
Тема 4. Русская культура конца XV-XVI вв. (4 ч.)
Москва – центр складывания культуры русской народности, объединение местных культур.
Новый облик столицы. Перестройка Московского Кремля. Религиозные праздники и народные
традиции. Дионисий – крупнейший представитель московской школы живописи.
Тема 5. Культура XVII в. (5 ч.)
Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров.
Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение
новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья.
Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (22 ч.)
Тема 6. Культурные преобразования первой четверти XVIII в. (5 ч.)
Необходимость развития научных знаний и практические потребности государства. Царьреформатор: преобразования в культуре. Система культурно-просветительских учреждений:
светские библиотеки, Кунсткамера – первый русский музей. Создание ансамбля Петербурга,
стиль Петровского барокко. Новые явления в живописи: гравюра и портрет Изменения в быту:
ношение европейского платья, введение нового летоисчисления, светские праздники с
маскарадами и фейерверками, публичный театр, ассамблеи. Военные марши, танцевальная
музыка на ассамблеях, танцевальная школа в Петербурге, создание отечественной
композиторской школы.
Тема 7. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. (6 ч.)
Рост социальной направленности русской культуры. Сатирическая журналистика. Учѐныйэнциклопедист М.В.Ломоносов. Развитие географии и истории как наук. Новая художественная
литература, развитая система жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман).
Крепостной театр – своеобразное явление культурной жизни второй половины XVIII- начала
XIX в. Система жанров в живописи: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж,
историческая живопись. Феномен русского портрета. Основы светской скульптуры. Русский
классицизм в архитектуре.
Тема 8. Культура в первой половине XIX в. (6 ч.)
Развитие научных знаний. «Золотой век» русской литературы. Героико-патриотические,
национальные сюжеты в музыке. Монументальныеансам-бли Петербурга, стиль русского
ампира в Москве. Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи.
Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. Скульптуры Мартоса и Клодта.
Тема 9. Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов. (5 ч.)
Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки.
Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в
творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка» Становление и развитие русской
оперы. Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям.
Монументальная скульптура
Раздел 3: «Культура Новейшего времени (XX – XXI вв.)» (26ч.)
Тема 10. Серебряный век в русской культуре (4 часа)
Первая русская революция и ее культурное восприятие. «Вехи. Сборник статей о русской
интеллигенции» как источник по истории культуры. «Союз русского народа» в зеркале
культуры. Социокультурный феномен Серебряного века русской культуры. Поиски идеологии.
Символизм, декаданс, футуризм в литературе. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый
валет». Композиторы-новаторы. Театр. К.Станиславский, В.Мейерхольд. Архитектура,
скульптура.
Тема 11. Особенности советской культуры в 1917-1940гг. (4 часа)
Культура 20х годов. Творческая интеллигенция и эмиграция. Оппозиция новой власти. «Смена
вех». Пролеткульт. Писатели и художники нового поколения. Культура 30х годов. Творческие
союзы. Социалистический реализм. Литература. Театр. Изобразительное искусство. Песни.
Кинематограф. Скульптура. Архитектура. Художественная самодеятельность. Идеология и
культура.
Тема 12. Советская культура в период Великой Отечественной войны (3 часа)
Художественная культура военного времени. Публицистика. Литература. Музыка.
Кинематограф. Плакаты. Политическая карикатура. Фронтовые концерты.
Тема 13. Советская культура в период «оттепели» и «застоя» (5 часов)
Идеология и культура 1945-1953гг. Официальная критика. Усиление партийного руководства
культурой. Формирование общественного сознания по заданному образцу. «Оттепель» в
духовной жизни. «Обновленчество». Ослабление идеологического давления. Официальные
ограничения. Культура середины 60х-середины 80х годов. Противоречия в развитии
художественной культуры. Производственная тематика. Идеология «неосталинизма».
«Деревенская» проза. «Магнитофонная революция». Противоборство двух направлений в
культуре: официального и демократического.
Тема 14. Отечественная культура и перестройка (4 часа)
Политика «гласности» в культуре. Публикация литературных произведений, не допущенных в
печать в 40х-70х годах. Дискуссии о путях дальнейшего развития общества. «Гласность» в
театре и кинематографе. Телевидение.
Тема 15. Культура новой России (4 часа)
Культура в условиях рынка. Духовный кризис. Влияние западной культуры. Средства массовой
информации и культура. Массовая и элитарная культура.
Молодѐжная культура.
Календарно-тематическое планирование
№
1
Тема
Культура в жизни человека и развитии общества.
Дата
ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (18 ч.)
Древнерусская культура (IX - первая полови-на XIII в.) 5ч
2
Особенности древнерусская культуры IX - первой половины XIII в.
5
Наследие восточных славян и византийское влияние на
древнерусскую культуру.
Летописание и богословская политическая речь как исторический
источник и литературный жанр.
Дом веры и искусства: творения каменной архитектуры
6
Монументальная и станковая живопись
3
4
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIIIXV вв.) 4ч
7
Идеи единства Русской земли в литературе XIVвека
Библиотек
а ЦОР
8
Культура русских земель периода раздробленности
Библиотек
а ЦОР
9
Традиции Востока и Запада в культуре Руси
Библиотек
а ЦОР
10
Храмовая архитектура на Руси
Библиотек
а ЦОР
Русская культура конца XV-XVI вв. 4ч
11
Идеологические основы становления единого государства
Библиотек
а ЦОР
12
Архитектура Московского кремля
Библиотек
а ЦОР
13
Развитие литературы кон. XV– нач.XVI века.
Библиотек
а ЦОР
14
Московская школа живописи
Библиотек
а ЦОР
Культура XVII в. (5 ч.)
15
Развитие научных знаний
Библиотек
а ЦОР
16
Разнообразие литературных жанров.
Библиотек
а ЦОР
17
Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре
Библиотек
а ЦОР
18
От иконописи к парсуне.
Библиотек
а ЦОР
19
Освоение новых земель.Культура народов России XVII века.
Библиотек
а ЦОР
Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (22 ч.)
Культурные преобразования первой четверти XVIII в. (5 ч.)
20
Царь-реформатор: преобразования в культуре
Библиотек
а ЦОР
21
Создание ансамбля Петербурга. Петровское барокко
Библиотек
а ЦОР
22
Музыка и живопись первой четверти XVIII в
Библиотек
а ЦОР
23
Изменения в быту высших слоев общества
Библиотек
а ЦОР
24
Наука и образование первой четверти XVIII в
Библиотек
а ЦОР
Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. (6
ч.)
25
Становление сатирической журналистики
Библиотек
26
М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист
27
Литература: развитие новых жанров.
28
Живопись и скульптура первой четверти XVIII в
29
Крепостной театр
30
Русский классицизм в архитектуре
31
Культура в первой половине XIX в. (6 ч.)
Достижения русской науки первой половины XIX в.
32
«Золотой век» русской литературы
33
Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке
34-35
Монументальные ансамбли Петербурга. Русский ампир
36
Скульптура и живопись первой половины XIX в
37
38
Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов. (5 ч.)
Феномен русского меценатства
39
Жизнь народа в творчестве художников – передвижников
40
«Могучая кучка» Становление и развитие русской оперы
41-42
Эклектика и неорусский стиль в архитектуре
«Культура Новейшего времени (XX – XXI вв.)» (26ч.)
Серебряный век в русской культуре (4 часа)
43
Первая русская революция и ее культурное восприятие
44
«Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции»
45
Социокультурный феномен Серебряного века русской культуры.
46
Символизм, декаданс, футуризм в литературе.
Особенности советской культуры в 1917-1940гг. (4 часа)
47
Творческая интеллигенция и эмиграция
48
«Смена вех».
49
Писатели и художники нового поколения.
50
Социалистический реализм в искусстве
51
Советская культура в период Великой Отечественной войны (3 часа)
52
Художественная культура военного времени.
53
Кинематограф и журналистика
54
Фронтовые концерты
Советская культура в период «оттепели» и «застоя» (5 часов)
55
Идеология и культура 1945-1953гг
56
Формирование общественного сознания по заданному образцу.
57
«Оттепель» в духовной жизни
58
Производственная тематика. Идеология неосталинизма
59
«Магнитофонная революция».
Отечественная культура и перестройка (4 часа)
60
Политика «гласности» в культуре
61
Дискуссии о путях дальнейшего развития общества.
62
Литература без цензуры
63
Изменение в сознании – расширение горизонтов
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
Библиотек
а ЦОР
64
65
66
67
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Культура новой России (4 часа)
Культура в условиях рынка. Духовный кризис.
Влияние западной культуры.
Средства массовой информации и культура.
Массовая и элитарная культура.
Молодѐжная культура.