Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

10-11 Информатика, рабочая программа

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования, требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным), основными подходами к развитию и формированию УУД для основного
общего образования. В ней соблюдается преемственность с ФГОС начального общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные
связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа основывается на педагогическом опыте авторов и результатах
широкомасштабного преподавания курса во многих регионах Российской Федерации.
Программа является ключевым компонентом УМК по информатике для основной
школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний»)*.
Пояснительная записка,
конкретизирующая общие цели среднего общего образования
с учетом специфики информатики

Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с:
• требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования;
• примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
В ней соблюдается преемственность с ФГОС основного общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся
на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи с
математическими дисциплинами, предметами «Обществознание», «ОБЖ», «Биология»,
«География», «Физика».
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по
информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство
«БИНОМ. Лаборатория знаний»)*.
Современный этап развития России, определяемый масштабными социальноэкономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями
перехода к информационному обществу, предполагает высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоемкой среде.
Соответствующий социальный заказ отражен в Указах Президента РФ, решениях
Правительства РФ и международных документах (Стратегия развития отрасли
информационных технологий в РФ, Стратегия научно-технологического развития РФ,
Окинавская хартия глобального информационного общества, Болонская декларация и
др.)*
Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной
составляющей современного мира, создания и использования информационных и
коммуникационных технологий — прерогатива школьного курса информатики. Его
изучение обеспечит школьникам более широкие возможности для реализации
индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня
адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном
обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного
конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и
ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые
будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального
образования.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне
среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных
компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося

информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с
этим изучение информатики в 10-11 классах должно обеспечить:
• сформированность представлений о роли информатики, информационных и
коммуникационных технологий в современном обществе;
• сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
• сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной
системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
• сформированность представлений о влиянии информационных технологий на
жизнь человека в обществе;
• понимание
социального,
экономического,
политического,
культурного,
юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического
контекстов информационных технологий;
• принятие правовых и этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности людей,
вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение
информации;
• создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.

Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
• сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания информационных процессов в различных средах (системах);
• основные области применения информатики, прежде всего информационные и
коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
• междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днем всѐ больше проникают во все
сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для
тех учащихся, которые планируют стать специалистами, разрабатывающими новые
информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в
будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем
предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или
профессии.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной
подготовки школьников в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание
курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Согласно ФГОС
среднего (полного) общего образования, курс информатики в старшей школе может
изучаться на базовом или на углубленном уровне.
В отличие от углубленного уровня изучения информатики, направленного на получение
компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной
предметной области, так и в смежных с ней областях, результаты базового уровня
изучения предмета ориентированы в первую очередь на общую функциональную грамот
ность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они
включают в себя:
• понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области;
• умение решать основные практические задачи, характерные для использования
методов и инструментария данной предметной области;
• осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Содержание курса информатики в старшей школе ориентировано на дальнейшее
развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и
деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе,

умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его
негативных воздействий.
Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть
ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область
информатики.
Каждый ученик, изучивший курс информатики базового уровня, может научиться
выполнять задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ.
Мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен
получить возможность научиться выполнять большинство заданий повышенного
уровня сложности, входящих в ЕГЭ.
Особо мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня,
должен получить возможность научиться выполнять отдельные задания высокого
уровня сложности, входящих в ЕГЭ.

Место информатики в учебном плане
Программа по информатике базового уровня для среднего общего образования
составлена из расчета общей учебной нагрузки 70 часов за 2 года обучения: 1 час в
неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Учебный план образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
основную образовательную программу среднего общего образования, отражает
организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов
освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования, организации образовательной деятельности, а также
определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам
(годам) обучения.
Согласно примерной основной образовательной программе среднего общего
образования, на изучение информатики на базовом уровне в 10-11 классах отводится
70 часов учебного времени (1 + 1 урок в неделю).
Базовый уровень изучения информатики рекомендуется для следующих профилей:
• естественнонаучный профиль, ориентирующий учащихся на такие сферы
деятельности, как медицина, биотехнология, химия, физика и др.;
• социально-экономический профиль, ориентирующий учащихся на профессии,
связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство,
работа с финансами и др.;
• универсальный профиль, ориентированный в первую очередь на обучающихся,
чей выбор «не вписывается» в рамки четко заданных профилей. Он позволяет
ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик
также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.
За счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, отводимое на изучение информатики время может быть увеличено до 140
часов. Такое увеличение учебного времени позволит учесть специфику выбранного
профиля и выполнения соответствующего круга практических заданий.
Кроме того, в учебном плане предусмотрены курсы по выбору — элективные курсы,
факультативные курсы. За счет этих курсов ученики могут более глубоко изучить тот
или иной раздел школьной информатики («Математические основы информатики»,
«Объектно-ориентированное программирование на Python», «Веб-технологии»,
«Компьютерная графика» и др.) или подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам
освоения обучающимися основной образовательной программы:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской

•
•

идентичности в поликультурном социуме;
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
При этом в начальной школе происходит формирование системы универсальных
учебных действий (цель — учить ученика учиться); в основной — развитие (цель —
учить ученика учиться в общении); в старшей — совершенствование (цель — учить
ученика учиться самостоятельно).
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение
курса информатики, можно отнести такие результаты, как:
• ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• осознание российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
• осознанный выбор будущей профессий как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
1. Патриотическое воспитание:


ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества.
2. Гражданское воспитание:

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков.
3. Духовно–нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4. эстетическое воспитание):

Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
5. Ценности научного познания:

сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию;
любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской
деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
6. Формирование культуры здоровья:
 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка
на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
7. Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического
прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание:
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учѐтом возможностей ИКТ.
•

•

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части основных
направлений воспитательной деятельности*:
•
1. Патриотическое воспитание:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга — защите Отечества.
•
2. Гражданское воспитание:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство,
помощь людям, нуждающимся в ней); сформированность активной жизненной
позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности
личности, общества и государства; понимание и признание особой роли России в
обеспечении
• государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли
государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание и
понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств,
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
•
3. Духовно-нравственное воспитание:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства; развитие
ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих; формирование личности безопасного типа,
осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности
других людей.
•
4. Эстетическое воспитание:
• формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни; понимание взаимозависимости
счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
•
5. Ценности научного познания:

• ориентация

в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия; формирование современной научной картины мира,
понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов
опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на
массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды); установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом
реальных условий и возможностей.
•
6. Физическое воспитание:
• формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимание
личностного смысла изучения правил поведения на занятиях информатики предмета
ОБЖ, его их значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства; осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние
себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
•
7. Трудовое воспитание:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей; укрепление
ответственного отношения к учѐбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приѐмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях; овладение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,
попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела, ожогах, отморожениях, отравлениях; установка на овладение знаниями и
умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на
массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).

•
8. Экологическое воспитание:
• ориентация на применение знаний из социальных

и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности; природных, техногенных и социальных
рисков на территории проживания.
На становление, развитие и совершенствование регулятивных групп УУД традиционно
более всего ориентирован раздел курса «Алгоритмы и элементы программирования». А
именно, выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
На формирование, развитие и совершенствование группы познавательных УУД
более всего ориентированы такие тематические разделы курса, как «Информация и
информационные процессы», «Современные технологии создания и обработки
информационных объектов», «Информационное моделирование», «Обработка
информации в электронных таблицах», а также «Сетевые информационные
технологии» и «Основы социальной информатики». При работе с соответствующими
материалами курса выпускник научится:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые
информационные технологии» и «Основы социальной информатики» происходит
становление, развитие и совершенствование ряда коммуникативных универсальных
учебных действий. А именно, выпускники могут научиться:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения базового уровня учебного предмета
«Информатика» для среднего общего образования структурированы по группам
«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится»
представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в
отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа
результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в
отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших
данный уровень обучения.
• Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов
углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового
уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение
компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Результаты
углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в
смежных с ней областях.
При этом программа построена таким образом, что предметные результаты базового
уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться»,
соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на
углубленном уровне.
Далее представлены планируемые предметные результаты, зафиксированные в
примерной основной образовательной программе среднего общего образования в
соответствии со структурой учебников информатики для 10-11 классов.
Тема «Информация и информационные процессы»

Выпускник на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной
программой).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
• строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано;
• использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при
передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Тема «Компьютер и его программное обеспечение»

Выпускник на базовом уровне научится:
• аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
• применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
• использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых
задач;
• понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств;
• использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и
мобильными устройствами;
• понимать принцип управления робототехническим устройством;
• осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
• диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств
на предмет их заражения компьютерным вирусом;
• использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных

технологий;
познакомиться
с
принципами
работы
распределенных
вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
• узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие
существуют физические ограничения для характеристик компьютера.

Тема «Представление информации в компьютере»

Выпускник на базовом уровне научится:
• переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
• определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления;
• использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.

Тема «Элементы теории множеств и алгебры логики»

Выпускник на базовом уровне научится строить логическое выражение по
заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться выполнять
эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Тема «Современные технологии создания и обработки информационных объектов»

Выпускник на базовом уровне научится создавать структурированные текстовые
документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: (не предусмотрено
примерной программой).
Тема «Обработка информации в электронных таблицах»

Выпускник на базовом уровне научится:
• использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
• представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться'.
• планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью
компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки
результатов экспериментов;
• разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать
числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать
готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.

Тема «Алгоритмы и элементы программирования»

Выпускник на базовом уровне научится:
• определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
• узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных;
• читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
• выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
• создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
• понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться'.
• использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при
решении задач анализа данных;
• получать представление о существовании различных алгоритмов для решения
одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и

используемой памяти;
• применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
• использовать
основные
управляющие
конструкции
последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные
программы.
Тема «Информационное моделирование»

Выпускник на базовом уровне научится:
• находить оптимальный путь во взвешенном графе;
• использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов;
• использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в базе данных;
• описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу
данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
• применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих
в ходе учебной деятельности и вне ее;
• создавать учебные многотабличные базы данных.
Тема «Сетевые информационные технологии»

Выпускник на базовом уровне научится:
• использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в
Интернете; вести поиск в информационных системах;
• использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
• использовать в повседневной практической деятельности (в том числе —
размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных
пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и
руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире;
узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных
сетей, нормы информационной этики и права;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
• понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений;
• создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы,
формы; организовывать личное информационное пространство;
• критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Тема «Основы социальной информатики»
Выпускник на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной
программой).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться использовать
принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Информатика», предлагаемое в авторском УМК,
полностью перекрывает содержание, представленное в примерной основной
образовательной программе среднего общего образования. Кроме того, по ряду тем
материал представлен даже несколько шире, что обеспечивает возможность наиболее
мотивированным школьникам сформировать более полные представления о сфере
информатики и информационных технологий.
Основные виды учебной деятельности по освоению содержания и формы
организации учебных занятий указаны в разделе «Тематическое планирование».

Тема «Введение. Информация и информационные
процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире. Различия в представлении
данных, предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных компьютерных
системах, и данных, предназначенных для
восприятия человеком. Системы. Компоненты
системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления
информации

10 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 1. Информация. Информационная грамотность и
информационная культура
1. Информация, ее свойства и виды
2. Информационная
культура
и
информационная
грамотность
3. Этапы работы с информацией
4. Некоторые приемы работы с текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1. Содержательный подход к измерению информации
2. Алфавитный подход к измерению информации
3. Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной
природы
1. Системы
2. Информационные связи в системах
3. Системы управления
§ 4. Обработка информации
1. Задачи обработки информации
2. Кодирование информации
3. Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1. Передача информации
2. Хранение информации
11 класс
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 14. Кодирование текстовой информации
1. Кодировка ASCII и ее расширения
2. Стандарт UNICODE
3. Информационный объем текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
1. Общие подходы к кодированию графической
информации
2. О векторной и растровой графике
3. Кодирование цвета
4. Цветовая модель RGB
5. Цветовая модель HSB
6. Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1. Звук и его характеристики
2. Понятие звукозаписи
Оцифровка звука
Тема «Математические основы информатики»

Тексты и кодирование
10 класс
Равномерные и неравномерные коды. Условие Глава 1. Информация и информационные процессы
Фано
§ 4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
10 класс
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, Глава 3. Представление информации в компьютере
восьмеричной и шестнадцатеричной системах § 10. Представление чисел в позиционных системах
счисления. Сложение и вычитание чисел, за- счисления
1. Общие сведения о системах счисления
писанных в этих системах счисления
2. Позиционные системы счисления
3. Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему
счисления
§ 11. Перевод чисел из одной позиционной
Системы счисления в другую
5. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с
основанием q
6. Перевод целого десятичного числа в двоичную систему
счисления
7.Перевод целого числа из системы счисления с
основанием р в систему счисления с основанием q
8. Перевод конечной десятичной дроби в систему
счисления с основанием q
9. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах
счисления

§ 12. Арифметические операции в позиционных
системах счисления
1. Сложение чисел в системе счисления с основанием q
2. Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
3. Умножение чисел в системе счисления с основанием q
4. Деление чисел в системе счисления с основанием q
5. Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1. Представление целых чисел
2. Представление вещественных чисел
3. класс
Элементы комбинаторики, теории множеств и 10
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». § 17. Некоторые сведения из теории множеств
Примеры законов алгебры логики. Эквива- 1. Понятие множества
лентные преобразования логических выражений. 2. Операции над множествами
Построение логического выражения с данной 3. Мощность множества
таблицей истинности. Решение простейших § 18. Алгебра логики
1. Логические высказывания и переменные
логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъ- 2. Логические операции
3. Логические выражения
юнктивная нормальная формы
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1. Построение таблиц истинности
2. Анализ таблиц истинности
§ 20. Преобразование логических выражений
1. Основные законы алгебры логики
2. Логические функции
3. Составление логического выражения по таблице
истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схемотехники. Логические схемы
1. Логические элементы
2. Сумматор
3. Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1. Метод рассуждений
2. Задачи о рыцарях и лжецах
3. Задачи на сопоставление. Табличный метод
4. Использование таблиц истинности для решения
логических задач
5. Решение
логических
задач
путем
упрощения
логических выражений
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с
анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами).
Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего
мира. Бинарное дерево

Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в
выбранном языке программирования

11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
1. Графы, деревья и таблицы
§ 11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей

Тема «Алгоритмы и элементы
программирования»
11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма
2. Способы записи алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция

Составление алгоритмов и их программная
реализация
Этапы
решения
задач
на
компьютере.
Операторы языка программирования, основные
конструкции языка программирования. Типы и
структуры
данных.
Кодирование
базовых
алгоритмических конструкций на выбранном
языке программирования. Интегрированная
среда разработки программ на выбранном языке
программирования.
Интерфейс
выбранной
среды. Составление алгоритмов и программ в
выбранной среде программирования. Приемы
отладки программ. Проверка работоспособности
программ с использованием трассировочных
таблиц. Разработка и программная реализация
алгоритмов решения типовых задач базового
уровня из различных предметных областей.
Примеры задач:
• алгоритмы нахождения наибольшего (или
наименьшего) из двух, трех, четырех
заданных чисел без использования массивов и
циклов, а также сумм (или произведений)
элементов
конечной
числовой
последовательности (или массива);
• алгоритмы
анализа
записей
чисел
в
позиционной системе счисления;
• алгоритмы решения задач методом перебора
(поиск НОД данного натурального числа,
проверка числа на простоту и т. д.)
• алгоритмы работы с элементами массива с
однократным просмотром массива: линейный
поиск элемента, вставка и удаление элементов
в массиве, перестановка элементов данного
массива в обратном порядке, суммирование
элементов массива, проверка соответствия
элементов
массива
некоторому
условию,
нахождение второго по величине наибольшего
(или
наименьшего)
значения.
Алгоритмы
редактирования текстов (замена символа /
фрагмента, удаление и вставка символа /
фрагмента,
поиск
вхождения
заданного
образца).
• Постановка задачи сортировки

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы
программирования § 7. Запись алгоритмов на
языках программирования
1. Структурная организация данных
2. Некоторые сведения о языке
программирования Pascal § 8.
Структурированные типы данных. Массивы
1. Общие сведения об одномерных массивах
2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами
3. Проверка соответствия элементов массива некоторому
условию
4. Удаление и вставка элементов массива
5. Перестановка всех элементов массива в обратном
порядке
6. Сортировка массива
§ 9. Структурное программирование
1. Общее представление о структурном программировании
2. Вспомогательный алгоритм
3. Рекурсивные алгоритмы
4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы
простейших
алгоритмов
управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность
вычисления:
количество
выполненных операций, размер используемой
памяти', зависимость вычислений от размера
исходных данных
Математическое моделирование. Представление
результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия
человеком.
Графическое
представление
данных
(схемы,
таблицы,
графики). Практическая работа с компьютерной
моделью
по
выбранной
теме.
Анализ
достоверности
(правдоподобия)
результатов
экспериментов.
Использование
сред
имитационного
моделирования (виртуальных лабораторий) для
проведения компьютерного эксперимента в
учебной деятельности

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
4. Другие приемы анализа программ

11 класс
Глава 1. Обработка информации в электронных
таблицах
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
1. Общие сведения о моделировании
2. Компьютерное моделирование

Тема «Использование
сервисов»

программных

систем

и

Компьютер — универсальное устройство
обработки данных
Программная и аппаратная организация
компьютеров и компьютерных систем.
Архитектура современных компьютеров.
Персональный компьютер. Многопроцессорные
системы. Суперкомпьютеры. Распределенные
вычислительные системы и обработка больших
данных. Мобильные цифровые устройства и их
роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные
производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости
от решаемой задачи. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение компьютеров и
компьютерных систем. Различные виды программного обеспечения и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных
устройств.
Организация хранения и обработки данных, в
том числе с использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы,
используемые в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование. Инсталляция
и деинсталляция программных средств,
необходимых для решения учебных задач и задач
по выбранной специализации. Законодательство
Российской Федерации в области программного
обеспечения. Способы и средства обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ.
Применение специализированных программ для
обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места.
Проектирование автоматизированного
рабочего места в соответствии с целями его
использования

10 класс
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
§ 6. История развития вычислительной техники
1. Этапы информационных преобразований в обществе
2. История развития устройств для вычислений
3. Поколения ЭВМ
§ 7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
1. Принципы Неймана—Лебедева
2. Архитектура персонального компьютера
3. Перспективные направления развития компьютеров
§ 8. Программное обеспечение компьютера
1. Структура программного обеспечения
2. Системное программное обеспечение
3. Системы программирования
4. Прикладное программное обеспечение
§ 9. Файловая система компьютера
1. Файлы и каталоги
2. Функции файловой системы
3. Файловые структуры
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§ 18. Информационное право и информационная
безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных
ресурсов
2. Правовые нормы использования программного
обеспечения

Подготовка текстов и демонстрационных
материалов
Средства поиска и автозамены. История
изменений. Использование готовых шаблонов и
создание собственных.
Разработка структуры документа,
создание гипертекстового документа.
Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация.
Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы. Коллективная работа с
документами. Рецензирование текста. Облачные
сервисы. Знакомство с компьютерной версткой
текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с
использованием сканера, планшетного
персонального компьютера или графического
планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи

10 класс
Глава 5. Современные технологии создания и
обработки информационных объектов
§ 23. Текстовые документы
1. Виды текстовых документов
2. Виды программного обеспечения для обработки
текстовой информации
3. Создание текстовых документов на компьютере
4. Средства автоматизации процесса создания документов
5. Совместная работа над документом
6. Оформление реферата как пример автоматизации
процесса создания документов
Другие возможности автоматизации обработки текстовой
информации

Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных
объектов. Ввод изображений с использованием
различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер,
сканеров и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет- и мобильных
приложений.
Использование
мультимедийных
онлайнсервисов для разработки презентаций проектных
работ. Работа в группе, технология публикации
готового материала в сети

10 класс
Глава 5. Современные технологии создания и
обработки информационных объектов
§ 24. Объекты компьютерной графики
1. Компьютерная графика и ее виды
2. Форматы графических файлов
3. Понятие разрешения
4. Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1. Виды компьютерных презентаций
2. Создание презентаций

Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических
(электронных) таблиц на практике (в том числе в задачах математического моделирования)

Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных.
Таблица — представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые
поля таблицы. Связи между таблицами. Схема
данных. Поиск и выбор в базах данных.
Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных
при решении учебных и практических
задач

Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт.
Страница.
Взаимодействие
вебстраницы
с
сервером.
Динамические
страницы. Разработка интернет-приложений
(сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети
Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет.
Геолокационные сервисы реального времени
(локация мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и т. п.);
интернет-торговля; бронирование билетов и
гостиниц и т. п.
Социальная информатика
Социальные сети — организация коллективного
взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в
киберпространстве.
Проблема подлинности полученной
информации. Информационная культура.
Государственные электронные сервисы и услуги.
Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы

11 класс
Глава 1. Обработка информации в электронных
таблицах
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приемы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в
табличном процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
5. Подбор параметра
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§ 12. База данных как модель предметной области
1. Общие представления об информационных системах
2. Предметная область и ее моделирование
3. Представление о моделях данных
4. Реляционные базы данных
§ 13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных
Тема «Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве»
11 класс
Глава 4. Сетевые информационные технологии § 14.
Основы построения компьютерных сетей
1. Компьютерные сети и их классификация
2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных
сетей
3. Работа в локальной сети
4. Как устроен Интернет
5. История появления и развития компьютерных сетей §
15. Службы Интернета
1. Информационные службы
2. Коммуникационные службы
3. Сетевой этикет
§ 16. Интернет как глобальная информационная система
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
3. О достоверности информации, представленной на вебресурсах
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики § 17.
Информационное общество
1. Понятие информационного общества
2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
3. Информатизация образования
4. Россия на пути к информационному обществу

Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах, компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и информационной
безопасности автоматизированных информационных систем. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные
и экономические угрозы, связанные с
использованием ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности

11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§ 18. Информационное право и информационная
безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных
ресурсов
2. Правовые
нормы
использования
программного
обеспечения
3. О наказаниях за информационные преступления
4. Информационная безопасность
Защита информации
6. Диаграммы
7. Сортировка данных
8. Фильтрация данных
9. Условное форматирование
10.Подбор параметра

Тематическое планирование
с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№

Название темы

1 Информация
информационные
процессы

и

Кол
ичес
Об
тво Тео
часо рия
щее
в

6

2 Компьютер
программное
обеспечение

и

Те

Прак
блока
тика

3

3

Название
матического
в соответствии с
ПОО СОО

Виды деятельности

Введение. Информация и информационные процессы

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых
игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и
выполнение практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность: решение задач на определение количества
информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом
(алфавитном) подходах.
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в
реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам

Использование
программных систем и сервисов

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых
игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и
выполнение практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность: знакомство с системой управления базами данных.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Работа с
графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями,
файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты
информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов
различного вида. Создание, редактирование и форматирование растровых и
векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
Использование средств деловой графики для наглядного представления данных.
Знакомство с системой управления БД. Создание структуры табличной БД.
Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде
системы управления БД. Формирование запросов на поиск данных в среде системы
управления БД. Создание, ведение и использование БД при решении учебных и
практических задач. Создание структуры табличной БД. Осуществление ввода и
редакти-рования данных. Упорядочение данных в среде системы управления БД.
Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления БД. Создание,
ведение и использование БД при решении учебных и практических задач

Математические
основы информатики

Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых
игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и
выполнение практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность: решение задач и выполнение заданий на кодирование
текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах

его

Современные
технологии
создания
и
обработки
информационных объектов

5

3

2

5

2

3

Обработка
информации в электронных
таблицах

6

2

4

3 Представление информации в компьютере
9

5

4

Элементы
множеств и
логики

теории
алгебры

8

5

3

4 Алгоритмы и элементы
программирования
9

5

4

8

4

4

5

2

3

3

2

1

Резерв учебного времени

6

2

4

Итого:

70

35

35

Информационное
моделирование

5 Сетевые информационные технологии

Основы социальной информатики

счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в
позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в
форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Выполнение эквивалентных преобразований логических выражений; построение
логического выражения по заданной таблице истинности. Решение простейших
логических уравнений. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом
графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами
ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей
между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов
и процессов окружающего мира
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых
игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и
выполнение практических заданий.
Тестирование.
Практическая деятельность: разработка и программная реализация алгоритмов
решения типовых задач:
• нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов
конечной числовой последовательности (или массива);
Алгоритмы и эле- • анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
• решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка
менты програмчисла на простоту и т. д.);
мирования
• работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного
массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка
соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения и др.
Постановка задачи сортировки.
Исследование математических моделей. Исследование геоинформационных моделей.
Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов
прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление
работой формального исполнителя с помощью алгоритма
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых
игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и
Информационновыполнение практических заданий.
коммуникационТестирование.
Практическая деятельность: работа с электронной почтой. Путешествие по
ные технологии.
Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами.
Работа в инфорФормирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам,
мационном проадекватным решаемой задаче. Разработка вебстраницы на заданную тему.
странстве
Формирование запросов на поиск данных.
Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах
информации

Рекомендуемое поурочное планирование
10 класс
Номер
урока

Параграф
учебника

Тема урока
Информация и информационные процессы — 6 часов

1

Информация. Информационная грамотность и информационная культура

§1

2

Подходы к измерению информации

§2

3

Информационные связи в системах различной природы

§3

4

Обработка информации

§4

5

Передача и хранение информации

§5

6

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и
информационные процессы» (урок-семинар или проверочная работа)

§1-5

7

История развития вычислительной техники

§6

8

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

§7

Компьютер и его программное обеспечение — 5 часов

9

Программное обеспечение компьютера

§8

10

Файловая система компьютера

§9

11

Обобщение и систематизация изученного материала по теме
программное обеспечение» (урок-семинар или проверочная работа)

«Компьютер

и его

Представление информации в компьютере — 9 часов

§6-9

12

Представление чисел в позиционных системах счисления

§10

13

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

§11.1-11.4

14

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

§11.5

15

Арифметические операции в позиционных системах счисления

§12

16

Представление чисел в компьютере

§13

17

Кодирование текстовой информации

§14

18

Кодирование графической информации

§15

19

Кодирование звуковой информации

§16

20

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации
§10-16
в компьютере» (урок-семинар или проверочная работа)
Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 часов

21

Некоторые сведения из теории множеств

§17

22

Алгебра логики

§18

23

Таблицы истинности

§19

24

Основные законы алгебры логики

§20.1

25

Преобразование логических выражений

§20.2-20.3

26

Элементы схемотехники. Логические схемы

§21

27

Логические задачи и способы их решения

28

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и
алгебры логики» (урок-семинар или проверочная работа)

§22
§17-22

29

Текстовые документы

§23

30

Объекты компьютерной графики

§24

31

Компьютерные презентации

§25

32

§23-25
Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии
§23-25
создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар или проверочная работа)

Современные технологии создания и обработки информационных объектов — 5 часов

33

Итоговое повторение — 2 часа
34

Основные идеи и понятия курса

§1-25

35

Итоговое тестирование

§1-25

11класс
Номер
Тема урока
Параграф
урока
учебника
Обработ
ка
информа Табличный процессор. Основные сведения
§1
1 в
ции
электрон Редактирование и форматирование в табличном §2
2
ных
таблица процессоре
х—
3
Встроенные функции и их использование
§3 (1, 2,5)
часов
4
Логические функции
§3(3, 4)
5
6

Инструменты анализа данных

§4

Обобщение и систематизация изученного материала
по теме «Обработка информации в электронных
таблицах» (урок-семинар или проверочная работа)

§1-4

Алгоритмы и элементы программирования — 9 часов
7

Основные сведения об алгоритмах

8

Алгоритмические структуры

9

Запись алгоритмов
Паскаль

10

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

11

Функциональный подход к анализу программ

§7 (4)

12

Структурированные типы данных. Массивы

§8

13

Структурное программирование

§9 (1, 2)

14

Рекурсивные алгоритмы

§9 (3, 4)

15

Обобщение и систематизация изученного материала §5-9
по теме «Алгоритмы и элементы программирования»
(урок-семинар или проверочная работа)

на

языке

§5
§6
программирования §7(1, 2)
§7(3)

Информационное моделирование — 8 часов
16

Модели и моделирование

§10

17

Моделирование на графах

§11.1

Знакомство с теорией игр

§11.2

18
19

База данных как модель предметной области

Номер
урока

Тема урока

§12 (1, 2, 3)
Параграф
учебника

20

Реляционные базы данных

§12.4

21

Системы управления базами данных

§13

22

Проектирование и разработка базы данных

§13

23

Обобщение и систематизация изученного материала
по теме «Информационное моделирование» (уроксеминар или проверочная работа)

§10-13

Сетевые информационные технологии - 5 часов
24

Основы построения компьютерных сетей

§14.1-14.3

25

Как устроен Интернет

§14.4

26

Службы Интернета

§15

27

Интернет как глобальная информационная система

§16

28

Обобщение и систематизация изученного материала §14-16
по теме «Сетевые информационные технологии»
(урок-семинар или проверочная работа)
Основы социальной информатики - 3 часа

29
30

Информационное общество
Информационное право

§17

31

Информационная безопасность

§18.4

32

Обобщение и систематизация изученного материала
по теме «Основы социальной информатики» (уроксеминар)

33

Основные идеи и понятия курса

34

Итоговая контрольная работа

§18.1-18.3

§17-18

Итоговое повторение
§1-18

Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение учебной деятельности
Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять
требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН
2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе
техническими средствами обучения, указанными в настоящих требованиях, а также
специализированной учебной мебелью.
Основным оборудованием учебного кабинета являются настольные (стационарные) или
переносные компьютеры. Возможна также реализация компьютерного класса с использованием клиент-серверной технологии «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть
объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование беспроводной
сети.
Для обеспечения удобства работы обучающихся с цифровыми ресурсами рекомендуется
использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения
всего образовательного учреждения. Каждому учащемуся для индивидуальной работы
целесообразно выделить персональный каталог в дисковом пространстве коллективного
пользования, защищѐнный паролем от доступа других учащихся.
Каждому учащемуся должна быть предоставлена возможность использования на своем
рабочем месте нижеперечисленного системного и прикладного программного обеспечения.
Программное обеспечение: операционная система; файловый менеджер; антивирусная
программа; программа-архиватор; клавиатурный тренажер; интегрированное офисное
приложение, включающее текстовый редактор, программу работы с электронными
таблицами, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки
презентаций; звуковой редактор; простая геоинформационная система, виртуальные
компьютерные лаборатории; программа-переводчик; система оптического распознавания
текста; программа распознавания речи; программа мультимедиа проигрыватель; почтовый
клиент; браузер; программа общения в режиме реального времени; системы
программирования.
Такое программное обеспечение, как файловый менеджер, почтовый клиент, браузер и
др., часто входит в состав операционной системы или поставляется в комплекте с ней. В
этом случае может использоваться как программное обеспечение, входящее в состав
операционной системы, так и устанавливаемое дополнительно.
Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться
любой вариант свободно распространяемой системы программирования на Паскале (Pascal
ABC, Free Pascal и др.).
Для выполнения практических заданий по информационным технологиям может
использоваться свободное программное обеспечение:
OpenOffice.org (http://i-rs.ru),
LibreOffice (http://ru.libreoffice.org/),
Scribus (http://www.scribus.net),
Adobe Reader (http://get.adobe.com/ru/reader/), WinDjView
(http://windjview.sourceforge.net/ru/),
GIMP http://www.gimp.org/),

1.
2.
3.
4.
5.

Paint.net (http://paintnet.ru/),
Inkscape (http: //www.inkscape.org/),
Blender (http://www.blender.org/),
Lazarus (http://lazarus.freepascal.org/),
Free Pascal (http://freepascal.org/),
PascalABC.NET (http://pascalabc.net/),
КуМир (http://lpm.org.ru/kumir/),
редактор блок-схем (http://alglib.sources.ru/aboutbls.php),
Maxima (http://maxima.sourceforge.net/),
SMath Studio http://ru.smath.info/forum/), звуковой редактор Audacity
(http://audacity.sourceforge.net/), медиа-плеер VLC (http://www.videolan.org/), программа
для захвата и обработки видео VirtualDub (http://www.virtualdub.org/).
Учебно-методическое обеспечение курса:
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 10-11 класс. Базовый уровень: практикум. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Мирончик Е. А., Куклина И. Д. Информатика. 10-11 классы.
Базовый уровень: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова.
Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http: / /metodist. Lbz.
ru/authors/inf ormatika / 3/.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШТЛ
учителей математических дисциплин
МАОУ СОШ №35 им.А.А.Лучинского
от «____»___________20__ г. № 1
_________________ М.Д.Бонь

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________ /__________/
«___»__________ 20______г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».