I. Цели, планируемые результаты освоения предмета «Финансовая грамотность»
2
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия
рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
владение умением решать практические финансовые задачи:
владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
определение стратегических целей в области управления личными финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических
задач в области управления личными финансами;
подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
владение коммуникативными компетенциями:
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное
3
взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
владение
основными
принципами
принятия
оптимальных
финансовых
решений
в
процессе
своей
жизнедеятельности.
II. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (34 часа)
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент,
ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения
вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида
кредита.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд
банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых
4
инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг,
типы валютных сделок.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок
его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения
налоговых вычетов.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности,
страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма,
страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России,
классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий
при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечѐнный капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учѐт,
5
маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов,
порядок расчѐта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учѐта, функции маркетинга и менеджмента в
работе предприятия, порядок расчѐта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент,
диверсификация
инвестиционного
портфеля,
финансовый
риск,
доходность,
срок
инвестирования,
сумма
инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о
признаках финансовой пирамиды.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих
программах пенсионного обеспечения.
3.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
10 класса
6
№
темы
Название темы
основные виды деятельности
учащихся
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1.1
1.2
Управление личными финансами и выбор банка
Как сберечь деньги с помощью депозитов
1.3
Банки и золото: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах. Проценты по вкладу:
большие и маленькие
1.4
Кредит: зачем он нужен и где его получить
1.5
Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть
1.6
Как управлять деньгами с помощью банковской
карты
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Выбирать подходящий вид вложения
денежных средств в банке, сравнивать
банковские
вклады
и
кредиты,
защищать свои права, проводить
предварительные расчѐты по платежам
по кредиту с использованием формулы
сложных
процентов,
простых
и
оценивать
стоимость привлечения
средств в различных финансовых
организациях.
Выбирать
оптимальный
вид
инвестирования
средств
с
использованием банков, рассчитывать
собственную
долговую
нагрузку,
подбирать
оптимальный
вид
кредитования, знать свои права и
порядок
их
защиты, сравнивать
различные
варианты
вложения
денежных средств в банке.
Авт.пр Раб.пр Основные
направления
воспитательной
деятельности
7
6
1
1
1
1
5
2
1
5
1
1
5
1
1
5
1
1
5
4
6
5
7
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Выбирать подходящий инструмент
инвестирования на фондовом рынке,
выявлять
риски,
сопутствующие
инвестированию денег на рынке
ценных бумаг, рассчитывать уровень
доходности
по
инвестициям,
анализировать
информацию
для
принятия решений на фондовом рынке.
Знание
и
выбор
инструментов
фондового
рынка,
работа
с
информационными
потоками
для
принятия оптимальных финансовых
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
решений
на
рынке,
расчѐт
Граждане на рынке ценных бумаг
необходимых
показателей
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие
эффективности работы на фондовом
фонды банковского управления
рынке, определение и нейтрализация
Операции на валютном рынке: риски и возможности
основных рисков, связанных с работой
Деловая игра. Фондовый рынок.
на фондовом рынке.
Финансовые риски и стратегии инвестирования
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
3.1
3.2
3.3
3.4
Что такое налоги и почему их нужно платить
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
Пользоваться личным кабинетом на
сайте
налоговой
инспекции
и
получать актуальную информацию о
начисленных
налогах
и
задолженности, заполнять налоговую
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный декларацию, оформлять заявление на
бюджет
получение
налогового
вычета,
Деловая игра. Налоги.
рассчитывать сумму налогов к уплате.
Итоговый контроль по курсу
Организовывать свои отношения с
Итого:
налоговыми органами, своевременно
реагировать на изменения в налоговом
законодательстве.
.
1
1
5
1
1
1
1
1
1
5
5
5
1
1
5
5
3
4
1
1
1
1
5
5
1
1
5
5
14
1
1
17
5
5
11 класс
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
8
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Модуль
5.1
5.2
5.3
5.4
Страховой рынок России: коротко о главном
Страхование имущества: как защитить нажитое состояние
Понимать
важность
приобретения страховых услуг,
уметь
правильно
выбирать
продукты,
знать
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховые
преимущества
и
недостатки
страховании
условий договоров страхования.
Если нанесѐн ущерб третьим лицам
Понимать содержание договора
Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страхования, уметь работать с
страховщика
правилами страхования, уметь
актуализировать
страховую
информацию, уметь правильно
выбрать условия страхования,
уметь оперировать страховой
терминологией, разбираться в
критериях выбора страховой
компании.
Понимать нужность и важность
процедуры
страхования,
проводить сравнение страховых
продуктов,
принимать
правильные
решения
о
страховании
на
основе
проведения анализа жизненной
ситуации, оценивать надѐжность
страховой компании, оценивать
5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
правильность
и
прозрачность
условий
страхования.
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
Определять
потребность
в
капитале для развития бизнеса,
составлять
бизнес-план,
рассчитывать прибыль, налоги,
знать порядок уплаты налогов в
Пишем бизнес-план
малом
и
среднем
бизнесе,
Расходы и доходы в собственном бизнесе
строить структуру управления
Налогообложение малого и среднего бизнеса
1
1
1
1
1,2,5
5
1
1
5
1
1
5
1
1
5
5
5
1
1
1,5
1
1
1
1
1,5
1,5
1
1
1,5
9
5.5
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Модуль 6. Финансовые мошенничества:как распознать и не стать жертвой
6.2
6.4
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети
мошенников
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при
работе в сети Интернет
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
7.1
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия
на предприятии.
Знание
ключевых
этапов
создания бизнеса, структуры
бизнес-плана,
финансовых
расчѐтов,
необходимых
для
ведения бизнеса, знание основ
маркетинга
и
менеджмента,
необходимых для управления
вновь созданным предприятием.
Различать
стратегии
инвестирования,
выбирать
приемлемую
для
себя
стратегию инвестирования с
позиции приемлемого уровня
риска и доходности, рассчитать
доходность
инвестиций,
диверсифицировать
инвестиционный
портфель с
точки
зрения
минимизации
рисков
и
приемлемости
доходности,
распознать
финансовую пирамиду среди
множества
инвестиционных
предложений,
отличить
фишинговый
сайт
от
подлинного, защитить себя от
фарминга и фишинга.
Сравнивать
и
выбирать
оптимальный вариант размещения
своего капитала в различные
инвестиционные инструменты,
Влиять на размер собственной
1
1
2
2
1
1
5
1
1
5
4
4
1
1
1,5
1,2,5
10
7.2
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
7.3
7.4
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный
пенсионный фонд»
Итоговый контроль по курсу
Итого:
будущей пенсии, с помощью
калькулятора, размещѐнного на
сайте
Пенсионного
фонда
России, рассчитывать размер
пенсии,
выбирать
негосударственный пенсионный
фонд.
Управление
собственными
пенсионными
накоплениями,
выбор
оптимального
направления
инвестирования
накопительной
части
своей
будущей
пенсии,
выбор
негосударственного пенсионного
фонда
с
точки
зрения
надѐжности и доходности.
1
1
1,2,5
1
1
1
1
1,2,5
1,2,5
1
16
17
*Основные направления воспитательной деятельности:
1) гражданское воспитание;
2) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
4) приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5) популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6) физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8) экологическое воспитание.
1 Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция, ПС — проблемный семинар, П — практикум, К — контроль, И — игра.
Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:
Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное
сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников,
аргументированность суждений, учѐт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики
изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств.
Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы
позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
11
Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на
формирование определѐнных практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном
между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.
Практическое занятие может быть проведено в различных формах:
проблемный семинар;
презентация докладов;
решение кейсов;
решение финансовых головоломок и пр.
Игра. Данный урок осуществляется путѐм моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного
моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.
Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний и умений.
На усмотрение учителя могут быть использованы другие формы обучения.
Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся
Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у
школьника, требует определѐнной системы оценивания с выделением чѐтких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения
предполагается использование различных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с учѐтом различий в такой
деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания их деятельности, что позволит школьникам впоследствии
чѐтко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и
решения задач. В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля:
текущего и итогового.
Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность
в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций,
так и в форме деловой игры. Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и
предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей
оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты
итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более
пристальное внимание.
12
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического
объединения
школьной
творческой
лаборатории
социальнотворческих дисциплин
МАОУ
СОШ № 35
от 30.08. 2022 года
№1
___________Слуцкая А.В.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Т.А.Бухвалова
30 августа 2022 года