МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 имени Героя Советского Союза А.А. Лучинского пгт.
Новомихайловский
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МАОУ СОШ №35 МО Туапсинский район
от 31 августа 2022 года протокол № 1
Председатель______ В.В. Заводовский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень образования (классы): среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов: 136
Учитель: Слуцкая А.В.
Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования
с учетом 1. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования , одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
2.Авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" (136 ч) под редакцией О.А.Котовой ,
Т.Е.Лисковой - Просвещение, 2019 год).
с учетом УМК Обществознание. 10- 11 класс:/О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- Просвещение, 2019.
1
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
Предмет «Обществознание» в средней школе изучается в 10 и 11 классах на базовом уровне. Общее количество времени на
два года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по обществознанию для среднего общего
образования (10—11 классы).
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности,
принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образователь- ной организации, местного сообщества, родного
края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
2
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому,
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни <...>;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; <…>
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических за дач (в рамках семьи, образовательной организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; <…> уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
3
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с
определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
4
свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками средней школы проявляются в:
• умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
• готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умении
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
• умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
• владении языковыми средствами - умении ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
5
• владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы содержания программы по
обществознанию являются:
• сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
• владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
• владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных
объектов и процессов;
• сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
• сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
• владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
• сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений
и процессов общественного развития.
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
6
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли
образования и науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
выявлять,
анализировать,
систематизировать
и
оценивать
информацию,
иллюстрирующую
многообразие
и
противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать
проявления различных глобальных проблем.
7
Экономика
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной
экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка
Российской Федерации в банковской системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для
различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности,
анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
8
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный
продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее
изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли
юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях
современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для
человека и общества;
9
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных
норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института
современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы
совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной
сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
10
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном
развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового
государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
11
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами
гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к
лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических
прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия
принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания
основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации
профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
12
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция
РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
II. Содержание учебного предмета.
10 класс (68 ч.)
Тема I. Человек (12 ч)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация деятельности,
потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Самосознание индивида и социальное
поведение. Социальные ценности.
Культура и духовный мир человека. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и
виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур.
Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы.
Познание мира человеком. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Познание мира.
Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний.
Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и
методы научного познания. Особенности социального познания.
Тема II. Общество и социальные отношения (15 ч)
13
Общество как система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества.
Образование как социальный институт. Основные направления развития образования. Функции образования как
социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и
образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Семья как социальная группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Социальная структура общества. Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная
стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы,
виды социальных норм. Мораль. Нравственная культура. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный конфликт.
Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Тема III. Рыночное регулирование экономики (19 ч)
Экономика как хозяйство и наука. Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика,
макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина.
14
Рыночный механизм. Рыночные отношения в современной экономике. Виды и функции рынков.
Спрос. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение. Предложение, закон предложения.
Экономика фирмы. Фирма в экономике. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Рациональное
экономическое поведение собственника.
Источники финансирования фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Основные источники
финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Конкуренция как элемент рыночного механизма. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика
защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночное равновесие. Равновесная цена. Формирование рыночных цен.
Тема IV. Государство и экономика (19 ч)
Проблемы денежного обращения. Виды, причины и последствия инфляции. Денежно-кредитная (монетарная)
политика.
Банковская система. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в
банковской системе России. Финансовый рынок. Финансовые институты.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Государственные финансы и налоги. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг.
Занятость и безработица. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в
15
области занятости. Экономический рост и его измерители. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП –
основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы.
Особенности современной экономики России. Тенденции экономического развития России.
Мировая экономика. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда,
международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные экономические проблемы.
11 класс (68 ч.)
Тема V. Политика (26 ч)
Политика и власть. Политическая деятельность. Политические отношения. Политическая власть.
Политическая система общества. Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типология
политических режимов. Политические институты. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Государство как основной институт политической системы общества. Государство как основной институт
политической системы. Государство, его функции.
Демократия и гражданское общество. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и
правовое государство.
Человек в политической жизни. Политическая психология. Политическое поведение. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическая идеология. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения
современности.
Политические партии и общественно-политические движения. Политические партии, их признаки, функции,
16
классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Избирательная система.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания. Политический процесс. Политический процесс. Особенности политического процесса в России.
Тема VI. Правовое регулирование общественных отношений (28 ч)
Система права. Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и
публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации.
Гражданин РФ. Конституционные права и свободы. Конституционные права гражданина РФ. Экологическое право.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Гражданин РФ. Конституционные обязанности. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская
обязанность.
Военная
служба
по
контракту.
Альтернативная
гражданская
служба.
Права
и
обязанности
налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере
антикоррупционной политики государства.
Гражданское
право.
Гражданское
право.
Гражданские
правоотношения.
Субъекты
гражданского
права.
Организационно-правовые формы предприятий.
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
17
Семейное право. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Занятость и трудоустройство. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правовые основы социальной
защиты и социального обеспечения в РФ.
Конституционное и гражданское судопроизводство в РФ. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса. Конституционное судопроизводство.
Административное и уголовное судопроизводство в РФ. Особенности административной юрисдикции. Особенности
уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Международное право. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Тема VII. Общество как динамичная система (10 ч)
Общественное развитие. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа,
революция.
Многовариантность общественного развития. Многовариантность общественного развития.
Глобализация и вызовы XXI века. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия
глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
18
3.Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Авт Раб
пр. пр.
Основные виды деятельности учащихся (на
уровне учебных действий)
Основн
ые
направл
ения
воспита
тельной
деятель
ности
10 класс (68ч.)
1
2-4
Введение (1 ч.)
Биологическое и социальное в человек
1. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции.
2. Социализация индивида.
3. Самосознание индивида и социальное
поведение
1
1
Анализировать собственный опыт осуществления различных
видов деятельности.
Описывать на основе личного социального опыта и
обществоведческих знаний из курса 6-9 классов явления и
процессы, происходившие в различных сферах общественной
жизни, функционирование различных социальных институтов
Тема I. Человек (12 ч)
3
3
Выделять черты социальной сущности и проявления
психики человека.
1
Объяснять взаимовлияние социального и биологического в
1
человеке. Характеризовать различные аспекты процесса
1
социализации индивидов.
Привлекать личный социальный опыт при характеристике
процессов социализации.
*1,5
1,2,5
19
Раскрывать роль деятельности в жизни человека и
общества. Характеризовать и иллюстрировать примерами
структурные элементы и основные виды деятельности.
Соотносить средства и результаты деятельности.
Решать несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с биологическими и социальными
качествами человека, процессами социализации.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение
о соотношении свободы и необходимости в деятельности.
Описывать социальные ценности и их роль в общественной
жизни. Находить, извлекать и анализировать социальную
информацию по вопросам социализации, деятельности,
самосознания и социального поведения индивида из
источников разного типа.
5-7
Культура, ее формы и разновидности
3
1. Понятие культуры. Формы и виды
культуры.
2. Многообразие и диалог культур.
3. Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы.
8-10
Цели, виды, формы, уровни познания мира
человеком.
3
1
1
1
3
3
1
1.Познание мира человеком.
Определять и конкретизировать примерами сущностные
характеристики культуры.
Объяснять взаимосвязь материальной и духовной культуры.
Распознавать, классифицировать и иллюстрировать примерами
формы и разновидности культуры.
Описывать многообразие культур.
Характеризовать проявления диалога культур, оценивать его
эффективность и прогнозировать перспективы развития.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
вопросам духовной жизни и духовного мира человека.
Раскрывать смысл понятий «общественное сознание»,
«индивидуальное сознание», «мировоззрение».
Привлекать личный социальный опыт для характеристики
проявлений общественного и индивидуального сознания.
Различать виды мировоззрения.
Решать несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с культурой, ее формами и разновидностями.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по вопросам культуры из источников разного типа.
Раскрывать роль мышления в познавательной деятельности.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
вопросу познаваемости мира.
Характеризовать цели познавательной деятельности.
1,2,3,4,5
1,2,3,4,5
20
Классифицировать и иллюстрировать примерами различные
формы (виды) познания.
1
Раскрывать смысл понятия «истина».
3. Виды человеческих знаний.
Различать абсолютную и относительную истину.
1
Характеризовать роль практики как критерия истины,
иллюстрировать примерами иные критерии истинности знания.
Классифицировать по разным основаниям виды человеческих
знаний и иллюстрировать их примерами.
Раскрывать особенности научного познания, классифицировать
его уровни, способы и методы, иллюстрировать их примерами.
Описывать систему наук.
Характеризовать особенности социального познания.
Выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с познавательной деятельностью.
Осуществлять действия, направленные на самопознание.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по вопросам познания человеком окружающего мира и себя
самого из источников разного типа.
Человек
2
2
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
проблемным вопросам социальной философии, гносеологии и
1.Обобщение и систематизация знаний по
1
культурологии.
теме I.
Выполнять познавательные задания различного характера и
формы. Презентовать результаты
2.Контроль знаний по теме I
- выполнения социальных исследований рубрики «Мои
1
исследования общества» и других проектных работ,
- углубленного изучения отдельных аспектов темы на основе
рубрики «Из истории науки».
Мир профессий
1
1
Понимать необходимость осознанного выбора будущей
профессии, осознавать связь выбора профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Описывать разнообразие современных профессий, осознавать
качества, необходимые для успешной профессиональной
деятельности.
Относиться к профессиональной деятельности как возможности
решения личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем. Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка труда.
Тема II. Общество и социальные отношения (15 ч)
2. Понятие истины, ее критерии.
11-12
13
1,2,5
7
21
14-16
Системное строение общества
3
1.Системное строение общества: элементы и
подсистемы.
1
2.Основные институты общества
1
3.Роль религии в жизни общества
17-18
19-20
Образование как социальный институт
3
1
2
2
1.Образование как социальный институт
1
2.Порядок приема на обучение в
образовательные организации
1
Семья, ее роль в жизни человека и общества
1.Семья как социальная группа и социальный
институт.
2.Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
2
2
1
1
Характеризовать системный характер общества.
1,2,5
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных
подсистем и институтов общества.
Раскрывать роль общественных отношений в
функционировании общества как системы.
Характеризовать основные социальные институты.
Устанавливать причинно-следственные связи между
состоянием различных сфер и институтов общества и
общественным развитием. Систематизировать социальную
информацию, устанавливать связи в целостной картине общества.
Характеризовать искусство и религию как социальные
институты, иллюстрировать примерами реализацию их функций.
Различать виды искусства.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по проблемам социальной философии из источников разного
типа
Характеризовать образование как социальный институт и
1,2,3,4,5
иллюстрировать примерами выполнение им институциональных
функций.
Описывать основные направления развития образования.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение о
личностной и общественной значимости образования.
Рассуждать о знаниях, умениях и навыках людей в условиях
информационного общества.
Характеризовать систему образования Российской Федерации.
Описывать порядок приема на обучение в организации СПО и
ВПО, порядок оказания платных образовательных услуг.
Анализировать социальные факты, связанные с
функционированием российской системы образования.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по вопросам образования из источников разного типа
Характеризовать образование как социальный институт и
1,2,5
иллюстрировать примерами выполнение им институциональных
функций.
Описывать основные направления развития образования.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение о
личностной и общественной значимости образования.
Рассуждать о знаниях, умениях и навыках людей в условиях
22
21-23
24-25
Социальная структура общества
1.Социальная структура общества и
социальные отношения.
2.Социальная стратификация. Социальная
мобильность
3.Этнические общности. Межнациональные
отношения
3
Социальные взаимодействия и социальные
отношения
2
3
1
1
1
2
1.Социальные нормы, виды социальных
1
информационного общества.
Характеризовать систему образования Российской Федерации.
Описывать порядок приема на обучение в организации СПО и
ВПО, порядок оказания платных образовательных услуг.
Анализировать социальные факты, связанные с
функционированием российской системы образования.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по вопросам образования из источников разного типа.
Характеризовать социальную структуру современного
общества.
Выделять критерии социальной стратификации.
Рассуждать о проблеме социального неравенства.
Классифицировать социальные группы по разным основаниям,
выявлять основания классификации социальных групп.
Показывать на примерах многообразие социальных групп.
Характеризовать молодежь как социальную группу.
Объяснять роль процессов социальной мобильности в развитии
современного общества.
Характеризовать социальную мобильность, классифицировать
ее виды, описывать действие каналов социальной мобильности.
Анализировать примеры социальной мобильности, в том числе
из личного социального опыта.
Характеризовать особенности этнических общностей.
Рассуждать о межнациональном сотрудничестве, путях
предотвращения / разрешения этносоциальных конфликтов.
Характеризовать конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с социальной стратификацией, социальной
мобильностью. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию по проблемам стратификации,
социальной мобильности, молодежи и межэтнических
отношений из источников разного типа.
Характеризовать роль механизмов социального контроля в
общественной жизни. Объяснять важность самоконтроля
индивида.
Классифицировать по разным основаниям социальные нормы и
показывать на примерах разнообразие социальных норм.
1,2,5
1,2,5
23
норм. Отклоняющееся поведение
1
2.Социальный конфликт. Виды причины,
способы разрешения.
26-27
Общество и социальные отношения
2
1.Обобщение и систематизация знаний по
теме II
2
1
2.Контроль знаний по теме II
1
28
Мир профессий
1
Классифицировать по разным основаниям социальные санкции.
Иллюстрировать примерами применение различных социальных
санкций. Давать моральную оценку поступков своих и других
людей.
Рассуждать по проблемам нравственной культуры личности и
общества. Объяснять опасность девиантного поведения.
Распознавать примеры различных видов девиации.
Описывать структуру социального конфликта
. Классифицировать по разным основаниям виды социальных
конфликтов. Выполнять несложные практические задания по
анализу социальных взаимодействий.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по проблемам социальных взаимодействий и социальных
отношений из источников разного типа
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
проблемным вопросам общественной жизни.
Выполнять познавательные задания различного характера и
формы. Презентовать результаты
- выполнения социальных исследований рубрики «Мои
исследования общества» и других проектных работ,
- углубленного изучения отдельных аспектов темы на основе
рубрики «Из истории науки».
1,2,5
1
Понимать необходимость осознанного выбора будущей
7
профессии, осознавать связь выбора профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Описывать разнообразие современных профессий, осознавать
качества, необходимые для успешной профессиональной
деятельности.
Относиться к профессиональной деятельности как возможности
решения личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем. Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка труда
2
Раскрывать значения понятия «экономика».
Различать микро- и макроэкономические явления и процессы.
Характеризовать факторы производства и иллюстрировать их
примерами. С привлечением фактов общественной жизни
Тема III. Рыночное регулирование экономики (19 ч)
29-30
Экономика как хозяйство и наука
1.Экономика, экономическая наука
2
1
1,2,5
24
2.Рациональное экономическое поведение
31-32
Рыночный механизм
1
2
1.Рыночные отношения в современной
экономике.
2
1
1
2.Виды и функции рынков
33-34
35-36
Спрос
2
2
1.Спрос, закон спроса
1
2.Факторы, влияющие на формирование
спроса.
1
Предложение
2
2
1.Предложение
1
2.Закон предложения
1
показывать ограниченность факторов производства.
Оценивать обеспеченность субъектов экономики факторами
производства; эффективность экономического использования
факторов производства. Анализировать факторные доходы.
Конкретизировать примерами рациональное поведение
субъектов экономики
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
об экономике и экономической науке, факторах производства и
факторных доходах из источников разного типа.
Характеризовать основные признаки и функции рынка и
иллюстрировать их примерами.
Классифицировать по разным основаниям виды рынков,
определять основание классификации видов рынков.
Описывать особенности различных видов рынков.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по проблемам рыночной экономики из источников разного типа.
Раскрывать смысл понятий «спрос», «величина спроса»,
«эластичность спроса».
Раскрывать закон спроса.
Характеризовать и иллюстрировать примерами ценовые и
неценовые факторы, влияющие на формирование спроса.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при
рассмотрении эластичности спроса.
Называть и иллюстрировать примерами различные виды
спроса. Выполнять несложные практические задания по анализу
спроса.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по проблемам формирования и изменения спроса из источников
разного типа.
Раскрывать смысл понятий «предложение», «величина
предложения», «эластичность предложения».
Раскрывать закон предложения.
Характеризовать и иллюстрировать примерами факторы,
влияющие на формирование предложения.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при
рассмотрении эластичности предложения.
Выполнять несложные практические задания по анализу
предложения. Находить, извлекать и анализировать социальную
1,2,5
1,2,5
1,2,5
25
37-38
39-40
Экономика фирмы
2
1.Фирма в экономике
1
2.Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга
1
Источники финансирования бизнеса
2
1.Организационно-правовые формы
предприятий.
Конкуренция как элемент рыночного
механизма
2
1
2.Фондовый рынок, его инструменты
41-42
2
1
2
2
1
1.Конкуренция как элемент рыночного
механизма.
информацию по проблемам формирования и изменения
предложения из источников разного типа.
Характеризовать фирму как субъект экономики.
Понимать основание выделения постоянных и переменных
издержек фирмы в краткосрочном периоде.
Классифицировать по разным основаниям, иллюстрировать
примерами издержки фирмы.
Называть основные принципы менеджмента.
Понимать назначение маркетинга.
Оценивать с позиции экономической рациональности
деятельность фирм. Выполнять несложные практические задания
по анализу деятельности фирмы.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по вопросам экономики фирмы из источников разного типа.
Характеризовать организационно-правовые формы
предприятий. Оценивать преимущества и недостатки различных
организационно-правовых форм предприятий.
С опорой на личный социальный опыт и факты общественной
жизни приводить примеры реально существующих предприятий
различных организационно-правовых форм.
Называть и иллюстрировать примерами основные источники
финансирования бизнеса, различать внутренние и внешние
источники финансирования.
Раскрывать важнейшие особенности фондового рынка.
Называть инструменты фондового рынка.
Понимать связь фондового рынка и финансирования
предприятия. Классифицировать по разным основаниям ценные
бумаги; характеризовать различные виды ценных бумаг.
Выполнять несложные практические задания по анализу
деятельности фирмы, механизмов фондового рынка. Находить,
извлекать и анализировать социальную информацию по
проблемам фондового рынка из источников разного типа.
Характеризовать особенности разных видов конкурентных
рынков. Выявлять в социальной реальности примеры разных
видов конкурентных рынков, оценивать с позиции потребителя
их преимущества и недостатки. Понимать необходимость
государственной защиты конкуренции.
Называть меры антимонопольной политики государства.
1,2,5
1,2,5
1,2,5
26
2.Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство.
43-44
45-46
47
48-49
Выполнять несложные практические задания по анализу
рыночной конкуренции.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по проблемам рыночной конкуренции из источников разного
типа.
Рыночное равновесие
2
2
Раскрывать понятие равновесной цены и механизм ее
формирования. Показывать на примерах установление
1.Рыночное равновесие. Равновесная цена
1
рыночного равновесия. Выполнять несложные практические
задания по анализу состояния рынка. Использовать элементы
1
2.Формирование рыночных цен
причинно-следственного анализа при характеристике различных
состояний рынка. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию о механизме рынка из источников
различного типа
Рыночное регулирование экономики
2
2
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять
1.Обобщение и систематизация знаний по
1
познавательные задания различного характера и формы.
теме III.
Презентовать результаты выполнения социальных исследований
1
2.Контроль знаний по теме III.
рубрики «Мои исследования общества» и других проектных
работ.
Мир профессий .
1
1
Понимать необходимость осознанного выбора будущей
профессии, осознавать связь выбора профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Описывать разнообразие современных профессий, осознавать
качества, необходимые для успешной профессиональной
деятельности.
Относиться к профессиональной деятельности как возможности
решения личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем. Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка тру
Тема IV. Государство и экономика (19 ч)
Проблемы денежного обращения
2
2
Характеризовать инфляцию как экономическое явление.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при
1
1.Виды, причины и последствия инфляции
рассмотрении влияния уровня инфляции на социальноэкономическую жизнь общества. Классифицировать по разным
1
2.Денежно-кредитная (монетарная) политика
основаниям виды инфляции. Называть цели и инструменты
денежно-кредитной политики государства. Рассуждать о том,
какое влияние на экономику домохозяйств, фирм, государства
оказывает инфляция. Выполнять несложные практические
1
1,2,5
1,2,5
7
1,2,5
27
50-51
52-53
54-55
Банковская система
2
2
1.Банковская система.
1
2.Финансовый рынок. Финансовые
институты.
1
Роль государства в экономике
2
2
1.Роль государства в экономике
1
2.Общественные блага.
1
Государственные финансы и налоги
2
2
1.Налоговая система в РФ
1
2.Основы денежной и бюджетной политики
государства.
1
задания по анализу рыночной проблем денежного обращения.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по вопросам денежного обращения из источников разного типа
Характеризовать структуру банковской системы РФ.
Характеризовать задачи, функции и роль Центрального банка РФ
в банковской системе РФ. Приводить примеры осуществления
Центральным банком РФ своих функций. Называть и описывать
действие различных финансовых институтов. Объяснять и
иллюстрировать примерами роль финансовых институтов в
функционировании рыночной экономики. Оценивать
эффективность инвестирования средств в различные финансовые
институты. Выполнять несложные практические задания по
анализу финансового рынка. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию по вопросам
функционирования финансового рынка из источников разного
типа.
Характеризовать роль государства в экономической жизни
общества. Раскрывать смысл понятий "несовершенства рынка",
"общественные блага", "внешние эффекты". Приводить примеры
общественных благ и понимать, почему организацию их
производства берет на себя государство. Выполнять несложные
практические задания по анализу ситуаций, связанных с
участием государства в экономической жизни общества.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
о роли государства в рыночной экономике из источников разного
типа.
Характеризовать налоговую систему РФ. Классифицировать по
разным основаниям виды налогов, определять основания
классификации видов налогов. Раскрывать функции налогов.
Называть налоги, уплачиваемые предприятиями в РФ.
Характеризовать государственный бюджет. Рассуждать по
проблеме государственного долга. Выполнять несложные
практические задания по анализу ситуаций, связанных с
государственными финансами и налогами. Находить, извлекать
и анализировать социальную информацию по проблемам
рыночной государственных финансов и налогов из источников
разного типа.
1,2,5
1,2,5
1,2,5
28
56-57
58-59
Занятость и безработица
2
1.Занятость и безработица
1
2.Государственная политика в области
занятости
1
Экономический рост и его измерители
2
1.Экономическая деятельность и ее
измерители.
62-63
Тенденции экономического развития России
2
1
2.Экономический рост. Экономические
циклы.
60-61
2
1
2
2
1.Особенности современной экономики
России
1
2.Тенденции экономического развития
России
1
Мировая экономика
1.Международное разделение
труда, международная торговля.
2.Мировой рынок
2
2
1
1
Раскрывать особенности рынка труд. Раскрывать смысл
понятий "занятость", "безработица". Использовать элементы
причинно-следственного анализа при характеристике видов и
последствий безработицы. Классифицировать по разным
основаниям виды безработицы. Показывать на примерах
проявления разных видов безработицы. Характеризовать
основные направления государственной политики в области
занятости. Выполнять несложные практические задания по
анализу рынка труда. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию по проблемам безработицы из
источников разного типа
Раскрывать смысл понятий "экономический рост",
"экономическое развитие". Различать интенсивный и
экстенсивный экономический рост. Называть важнейшие
макроэкономические показатели. Приводить примеры
экономического роста. Осознавать цикличность развития
рыночной экономики. Описывать проявления экономических
циклов. Называть меры государственной политики,
направленные на смягчение проявлений цикличности
экономического развития. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию по проблемам экономического роста и
развития из источников разного типа
Анализировать тенденции экономического развития России.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение об
эффективности проводимой в РФ экономической политики.
Выполнять несложные практические задания по анализу
статистической информации о состоянии и динамике развития
российской экономики. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию по проблемам рыночной современной
российской экономики из источников разного типа.
Объяснять особенности современного международного
разделения труда и специализации. Раскрывать роль
международной торговли в мировой экономике, ее влияние на
национальные экономики. Раскрывать смысл понятий
"экономическая интеграция", "мировой рынок". Осознавать
противоречия международной экономической интеграции.
Описывать модели государственной политики в области
международной торговли, характеризовать достоинства и
1,2,5
1,2,5
1,2,5
1,2,5
29
64-65
Государство и экономика
2
1.Обобщение и систематизация знаний по
теме IV
2
1
2.Контроль знаний по теме IV
1
66
67-68
Мир профессий.
1
1
Человек. Общество. Экономика.
2
2
1.Обобщение и систематизация знаний по
курсу обществознания 10 класса.
1
недостатки каждой из этих моделей. Выполнять несложные
практические задания по анализу глобальных экономических
проблем. Находить, извлекать и анализировать социальную
информацию о состоянии глобальных проблемах мировой
экономики из источников разного типа
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
1,2,5
проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять
познавательные задания различного характера и формы.
Презентовать результаты - выполнения социальных
исследований рубрики «Мои исследования общества» и других
проектных работ, - углубленного изучения отдельных аспектов
темы на основе рубрики «Из истории науки».
Понимать необходимость осознанного выбора будущей
7
профессии, осознавать связь выбора профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Описывать разнообразие современных профессий, осознавать
качества, необходимые для успешной профессиональной
деятельности.
Относиться к профессиональной деятельности как возможности
решения личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем. Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка тру
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
1,2,5
проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять
познавательные задания различного характера и формы.
1
2.Контроль знаний по курсу обществознания
10 класса.
11 класс (68 ч)
1
Введение
1
1
Актуализировать полученные в курсе основной школы
знания о политике и государстве. Анализировать личный
социальный опыт, связанный с участием в политической
жизни общества.
1,2,5
Тема V. Политика (26 ч)
30
2-3
Политика и власть
2
1.Политическая деятельность. Политические
отношения.
1
2.Политическая власть
4-6
7-8
9-10
Политическая система общества
2
1
3
3
1.Политическая система, ее структура и
функции
1
2.Политический режим. Типология
политических режимов.
1
3.Политические институты. Роль средств
массовой информации в политической жизни
общества.
1
Государство как основной институт
политической системы общества
2
2
1. Государство как основной институт
политической системы общества
1
2. Функции государства
1
Демократия и гражданское общество
2
2
1.Демократия, еѐ основные ценности и
признаки
1
2.Гражданское общество и правовое
государство
1
Объяснять отличия политической власти от других видов
власти. Характеризовать возможные мотивы и цели
политической деятельности. Выполнять несложные
практические задания по анализу ситуаций, связанных с
политической деятельностью. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию по политических
отношений и политической деятельности из источников разного
типа.
1,2,5
Характеризовать функции политической системы.
Описывать структуру политической системы. Называть
политические институты и кратко характеризовать их функции.
Объяснять обусловленность политического (государственного)
режима сложившейся в государстве политической системой.
Классифицировать политические (государственные) режимы.
Раскрывать роль СМИ в политической жизни общества.
Приводить примеры определяющего воздействия СМИ на
политическую жизнь общества. Выполнять несложные
практические задания по анализу политических систем.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
по вопросам функционирования политической системы
общества из источников разного типа
1,2,5
Характеризовать государство как основной институт
политической системы. Иллюстрировать примерами признаки и
функции государства. Выполнять несложные практические
задания по анализу функций государства. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию о государстве и его
функциях из источников разного типа.
1,2,5
Раскрывать признаки демократии, иллюстрировать их
примерами. Рассуждать о ценностях демократии, ее
преимуществах и недостатках в сравнении с другими
политическими (государственными) режимами. Осознавать
важность участия каждого гражданина в деятельности
гражданского общества. Показывать на примерах контроль
деятельности государства институтами гражданского общества.
Раскрывать связь гражданского общества и развития правового
1,2,5
31
государства. Называть признаки правового государства.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
о демократии и демократических ценностях из источников
разного типа.
11-13
Человек в политической жизни
3
1. Человек в политической жизни.
Политическая психология
3
1
2. Политическое поведение.
1
3. Политическое участие. Абсентеизм, его
причины и опасность.
14-16
Политическая идеология
1
3
1. Политическая идеология, ее роль в
обществе
1
2. Основные идейно-политические течения
современности. Либерализм. Консерватизм
3. Основные идейно-политические течения
современности. Социализм. Национализм.
Анархизм
17-18
Политические партии и общественнополитические движения
3
1
Иметь представление о политической психологии и
политическом поведении. Знать основные формы участия
граждан России в политической жизни, управлении делами
государства. На основе личного социального опыта приводить
примеры участия граждан в общественной жизни. Осознавать
важность политического участия граждан. Характеризовать
абсентеизм, его причины и опасность. Выполнять несложные
практические задания по анализу форм политического участия
граждан. Находить, извлекать и анализировать социальную
информацию по проблемам политического участия из
источников разного типа.
1,2,5
Раскрывать смысл понятия «политическая идеология».
Характеризовать и иллюстрировать примерами функции
политической идеологии. Характеризовать центральные идеи
различных политических идеологий. Оценивать актуальность
идей различных идеологий для общественного развития нашей
страны. Находить, извлекать и анализировать социальную
информацию о политических идеологиях из источников разного
типа.
1,2,5
Характеризовать политические партии как институт
политической системы. Классифицировать по разным
основаниям виды партий, выявлять основание классификации
видов партий. Описывать различные типы партийных систем
(выделенные по разным основаниям). Различать политические
партии и общественно-политические движения.
Характеризовать признаки и типологию общественнополитических движений. Выполнять несложные практические
задания по анализу деятельности политических партий и
общественно-политических движений. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию о политических партиях
1,2,5
1
2
2
1. Политические партии, их признаки,
функции, классификация, виды.
1
2.Понятие, признаки, типология
общественно-политических движений.
1
32
из источников разного типа.
19-20
Политическая элита и политическое
лидерство
2
2
1
1.Политическая элита
1
2.Политическое лидерство
21-22
Избирательная система
2
1. Избирательная система. Типы
избирательных систем
2. Избирательная кампания
23-24
Политический процесс
2
1
1
2
1. Политический процесс
2
1
2. Особенности политического процесса в
России.
1
25-26
Политика
1. Обобщение и систематизация знаний
по теме V «Политика».
2. Обобщение и систематизация знаний
по теме V «Политика».
2
2
1
1
Раскрывать смысл понятий "политическая элита",
"политический лидер". Характеризовать роль политической
элиты в политической жизни современного общества.
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
вопросу смены элит. Классифицировать по разным основаниям
типы лидерства. Показывать, в том числе на конкретных
примерах, роль политического лидера в общественной жизни.
Выполнять несложные практические задания по анализу
деятельности политических лидеров и элит. Находить,
извлекать и анализировать социальную информацию о
политических лидерах и элитах из источников разного типа
1,2,5
Раскрывать смысл понятия "избирательная система".
1,2,5
Характеризовать различные типы избирательных систем.
Оценивать эффективность разных типов избирательных систем в
нашей стране. Выполнять несложные практические задания,
связанные с избирательными системами. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию об избирательных
системах из источников разного типа.
Характеризовать политический процесс. Выявлять и оценивать
специфику политического процесса в нашей стране.
Классифицировать по разным основаниям примеры
политических процессов. Выполнять несложные практические
задания по политических процессов. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию о социальных
процессах из источников разного типа.
1,2,5
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять
познавательные задания различного характера и формы.
Презентовать результаты - выполнения социальных
исследований рубрики «Мои исследования общества» и других
проектных работ, - углубленного изучения отдельных аспектов
темы на основе рубрики «Из истории науки».
1,2,5
33
27
Мир профессий.
1
1
Понимать необходимость осознанного выбора будущей
профессии, осознавать связь выбора профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Описывать разнообразие современных профессий, осознавать
качества, необходимые для успешной профессиональной
деятельности.
Относиться к профессиональной деятельности как
возможности решения личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем. Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка тру
7
Тема VI. Правовое регулирование общественных отношений (28 ч)
28-30
Система права
2
1. Право в системе социальных норм.
Система российского права
2
1
1
2. Законотворческий процесс в Российской
Федерации
1
3. Гражданство Российской Федерации.
31-32
Гражданин РФ. Конституционные права и
свободы
2
2
1. Конституционные права гражданина РФ
1
2. Экологическое право. Право на
благоприятную окружающую среду и
способы его защиты.
1
Называть отличия права от других социальных норм.
Раскрывать системный характер права. Объяснять различия
материального и процессуального, публичного и частного права.
Классифицировать отрасли права. Раскрывать смысл понятия
"источники (формы) права". Иллюстрировать примерами
различные источники права. Описывать этапы
законотворческого процесса в РФ. Анализировать несложные
практические ситуации, связанные с гражданством РФ.
Находить, извлекать и анализировать социальную информацию
о системе права из источников разного типа.
1,2,5
Называть и характеризовать конституционные права и свободы
гражданина РФ. Раскрывать сущность права граждан на
благоприятную окружающую среду, называть и иллюстрировать
примерами способы его защиты. Осознавать вред экологических
правонарушений. Анализировать несложные практические
ситуации, связанные с конституционными правами и свободами
граждан РФ. Находить, извлекать и анализировать социальную
информацию о конституционных правах и свободах граждан РФ
из источников разного типа
1,2
34
33-35
Гражданин РФ. Конституционные
обязанности
3
3
1. Конституционные обязанность
1
2. Воинская обязанность.
1
3. Права и обязанности налогоплательщиков.
Законодательство в сфере антикоррупционной
политики государства.
36-37
38-40
Гражданское право
1
2
2
1. Гражданское право. Гражданские
правоотношения.
1
2. Организационно-правовые формы
предприятий.
1
Имущественные и неимущественные права и
способы их защиты
3
3
1. Имущественные права
1
2. Неимущественные права
1
3. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
1
Называть и характеризовать конституционные обязанности
гражданина РФ, иллюстрировать примерами их исполнение
гражданами. Описывать механизм прохождения гражданами РФ
военной службы. Называть категории граждан, имеющие право
на АГС. Характеризовать права и обязанности
налогоплательщика. Объяснять, как в РФ осуществляется
юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Осознавать необходимость исполнения гражданами своих
конституционных обязанностей. Характеризовать
законодательство РФ в сфере антикоррупционной политики
государства. Анализировать несложные практические ситуации,
связанные с обязанностями граждан РФ, антикоррупционной
политикой государства. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию об антикоррупционной политике
государства из источников разного типа.
1,2
Называть объект регулирования и особенности гражданского
права, приводить примеры ситуаций, регулируемых гражданским
правом. Характеризовать субъектов гражданских
правоотношений. Описывать организационно-правовые формы
предприятий. Анализировать несложные ситуации в сфере
регулирования гражданского права. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию о гражданском праве из
источников разного типа.
1,2,5
Называть, характеризовать и иллюстрировать примерами
1,2,5
имущественные права. Характеризовать правомочия
собственника. Называть и иллюстрировать примерами
основания приобретения права собственности. Раскрывать право
на результаты интеллектуальной деятельности. Объяснять
юридический механизм наследования. Называть,
характеризовать и иллюстрировать примерами имущественные
права. Классифицировать примеры имущественных и
неимущественных прав. Осознавать ценность гражданских
(имущественных и неимущественных) прав субъекта
гражданских правоотношений. Описывать действующие в РФ
способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с
имущественными и неимущественными правами. Находить,
35
извлекать и анализировать социальную информацию об
имущественных и неимущественных правах из источников
разного типа.
41-42
43-44
45-46
Семейное право
2
2
1. Семейное право. Порядок и условия
заключения и расторжения брака.
1
2. Правовое регулирование отношений
супругов. Права и обязанности родителей и
детей.
1
Занятость и трудоустройство
2
2
1. Занятость и трудоустройство в РФ
1
2. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора.
1
Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения в РФ
2
2
1. Система социальной защиты и виды
социального обеспечения.
1
2. Пенсионное обеспечение в РФ
1
Характеризовать порядок заключения брака в РФ, называть
условия, препятствующие заключению брака. Описывать
элементы правового статуса супругов, в том числе режимы
имущества супругов. Характеризовать права и обязанности
родителей и детей. На основе личного социального опыта
иллюстрировать примерами реализацию прав и обязанностей
родителей и детей. Характеризовать порядок расторжения брака
в РФ. Анализировать несложные практические ситуации,
связанные с семейным правом. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию по вопросам семейного
права из источников разного типа
1,2,5
Понимать личную и общественную значимость занятости
трудоспособных граждан. Характеризовать порядок приема на
работу, называть документы, которые работник обязан
представить работодателю для заключения трудового договора.
Называть и иллюстрировать примерами юридические
требования к форме трудового договора в РФ. Характеризовать
права и обязанности работника и работодателя.
Характеризовать действующий в РФ порядок расторжения
трудового договора. Анализировать несложные практические
ситуации в сфере трудового права. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию по вопросам трудового
права из источников разного типа.
1,2,5,7
Осознавать значимость системы социальной защиты и
социального обеспечения для граждан страны. Характеризовать
систему социального обеспечения в РФ. Называть и
иллюстрировать при мерами виды социального обеспечения.
Описывать пенсионное обеспечение в РФ (называть возраст
выхода на пенсию, виды пенсий и порядок получения каждого из
них). Анализировать несложные практические ситуации,
связанные с социальной защитой и социальным обеспечением
граждан РФ. Находить, извлекать и анализировать социальную
информацию по вопросам социальной защиты и социального
5
36
обеспечения граждан РФ из источников разного типа
47-48
Конституционное и гражданское
судопроизводство в РФ
2
2
1. Конституционное судопроизводство
1
2. Гражданское судопроизводство
1
49-50
Административное и уголовное
судопроизводство в РФ
2
1. Особенности административной
юрисдикции
1
2. Уголовный процесс, его принципы и
стадии
51-52
Международное право
1. Понятие и предмет международного права
2
1
2
2
1
2. Правовая база противодействия терроризму
в Российской Федерации.
1
Характеризовать цели, описывать особенности и порядок
1,2,5
конституционного судопроизводства. Характеризовать цели,
описывать особенности и порядок гражданского процесса в РФ.
Называть основные виды гражданских споров, иллюстрировать
их примерами. Называть стороны гражданского
судопроизводства и характеризовать их процессуальные
обязанности. Анализировать несложные практические ситуации,
связанные с гражданским и конституционным
судопроизводством в РФ. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию о гражданском и конституционном
судопроизводстве в РФ из источников разного типа
Характеризовать особенности административной юрисдикции в
РФ. Называть и иллюстрировать примерами особенности
уголовного процесса в РФ. Раскрывать принципы уголовного
процесса. Называть стороны уголовного процесса и
характеризовать их процессуальные обязанности. Описывать
стадии уголовного процесса. Понимать сущность и осознавать
ценность презумпции невиновности. Анализировать несложные
практические ситуации, связанные с административным и
уголовным судопроизводством в РФ. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию по вопросам
административного и уголовного судопроизводства из
источников разного типа
5
Характеризовать предмет международного права. Описывать
механизм международной защиты прав человека в условиях
мирного и военного времени. Характеризовать правовую базу
противодействия терроризму в РФ. Осознавать необходимость и
значимость деятельности по противодействию терроризму в РФ.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с
международным гуманитарным правом и правовыми основами
противодействия терроризму. Находить, извлекать и
анализировать социальную информацию по вопросам
международного гуманитарного права и правовых механизмов
противодействия терроризму из источников разного типа.
1,2,5
37
53-54
Правовое регулирование общественных
отношений
2
2
1
1. Обобщение и систематизация знаний по
теме VI
2. Контроль знаний по теме VI
55
Мир профессий.
1
1
1
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять
познавательные задания различного характера и формы.
Презентовать результаты - выполнения социальных
исследований рубрики «Мои исследования общества» и других
проектных работ, - углубленного изучения отдельных аспектов
темы на основе рубрики «Из истории науки».
Понимать необходимость осознанного выбора будущей
7
профессии, осознавать связь выбора профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Описывать разнообразие современных профессий, осознавать
качества, необходимые для успешной профессиональной
деятельности.
Относиться к профессиональной деятельности как возможности
решения личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем. Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка тру
Тема VII. Общество как динамичная система (10 ч)
56-57
58-59
Общественное развитие
2
2
1. Эволюция и революция как формы
социального изменения
1
2. Основные направления общественного
развития
1
Многовариантность общественного развития
1. Многовариантность общественного
развития
2
2
1
2. Типология обществ
1
Раскрывать смысл понятий "эволюция", "революция" как форм
1,2,5
социальных изменений. Характеризовать основные направления
общественного развития и иллюстрировать их примерами.
Характеризовать формы социального прогресса. Осознавать
противоречивый характер социального прогресса. Анализировать
несложные практические ситуации, связанные проявлениями
общественного прогресса. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию по проблемам общественного развития
из источников разного тип
Характеризовать различные типы обществ. Иллюстрировать
примерами признаки обществ разного типа. Использовать
элементы причинно-следственного анализа при характеристике
обществ разных типов. Осознавать ценность разнообразия
моделей развития общества. Классифицировать признаки
обществ разного типа. Рассуждать по вопросам моделей
общественного развития. Анализировать несложные
практические ситуации, связанные с функционированием
1,2,5
38
обществ разного типа. Находить, извлекать и анализировать
социальную информацию о вариантах / моделях общественного
развития из источников разного типа.
60-62
63-64
Глобализация и вызовы XXI века
3
3
1. Глобализация: процессы, направления
1
2. Вызовы XXI века
1
3. Глобализация: последствия
1
Общество как динамичная система
2
1. Обобщение и систематизация знаний по
теме VII.
2
1
1
2. Контроль знаний по теме VII.
65
Мир профессий.
1
1
Характеризовать процессы глобализации, приводить
социальные факты, отражающие процессы глобализации разных
аспектов общественной жизни. Называть основные направления
глобализации. Осознавать противоречивый характер
последствий глобализации. Иллюстрировать примерами
противоречия глобализации. Характеризовать глобальные
проблемы современного общества и подтверждать примерами их
остроту и актуальность. Рассуждать, высказывать и
аргументировать свое мнение о возможных путях смягчения
остроты глобальных проблем. Анализировать несложные
практические ситуации, связанные с процессами глобализации и
глобальными проблемами современного общества. Находить,
извлекать и анализировать социальную информацию о процессах
глобализации и глобальных проблемах современного общества
из источников разного типа
1,2,5,8
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять
познавательные задания различного характера и формы.
Презентовать результаты - выполнения социальных
исследований рубрики «Мои исследования общества» и других
проектных работ, - углубленного изучения отдельных аспектов
темы на основе рубрики «Из истории науки».
Понимать необходимость осознанного выбора будущей
7
профессии, осознавать связь выбора профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Описывать разнообразие современных профессий, осознавать
качества, необходимые для успешной профессиональной
деятельности.
Относиться к профессиональной деятельности как возможности
решения личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем. Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка труда
39
66-68
Итоговое повторение. Обобщение и
систематизация знаний по курсу
обществознания 11 класса
2
3
Рассуждать, высказывать и аргументировать свое мнение по
проблемным вопросам общественной жизни. Выполнять
познавательные задания различного характера и формы.
Презентовать результаты - выполнения социальных
исследований рубрики «Мои исследования общества» и других
проектных работ, - углубленного изучения отдельных аспектов
темы на основе рубрики «Из истории науки».
*Основные направления воспитательной деятельности:
1) гражданское воспитание;
2) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
4) приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
5) популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6) физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8) экологическое воспитание
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического объединения
школьной
творческой
лаборатории
социальнотворческих
дисциплин
МАОУ СОШ № 35
от 31.08. 2022 года
№ 1 _________Слуцкая А.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Т.А.Бухвалова
31 августа 2022 года
40
41