Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

10-11 География, рабочая программа ФГОС

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по
географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на еѐ основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу
России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический
патруль», волонтѐрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учѐтом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности
и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учѐтом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов
и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих
на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
оценивать
социально-экономические
последствия
изменения
современной
политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать
принципы
выделения
и
устанавливать
соотношения
между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.

II.

Содержание учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 1. Страны современного мира (3 часа)
Содержание темы
Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке.
Государственное
устройство
стран:
формы
правления
и
административно­территориального устройства. Уровень социально­экономического
развития. Развитые и развивающиеся страны.
Основные образовательные идеи
• Современный мир — это мир большого разнообразия стран.
• Развитые и развивающиеся страны — два полюса современного мира.
Тема 2. География населения мира (10 часов)
Содержание темы
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения.
Воспроизводство населения. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и
этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни
людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение
населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население.
Урбанизация.
Основные образовательные идеи
• Быстрый рост населения мира — причина серьѐзной глобальной проблемы.
• Этнорелигиозное разнообразие мира — источник культурного и интеллектуального
богатства человечества.
• Конфликты на этнической и религиозной почве, как правило, возникают в силу
экономических причин.
• Современный рисунок размещения населения мира — результат длительного
исторического процесса.
• Городская форма расселения — основная в современном мире.
Практические работы
• Расчѐт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости,
смертности.
• Определение на основании демографических параметров типа воспроизводства
населения страны.
• Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.
Тема 3. Мировые природные ресурсы (8 часов)
Содержание темы
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и
производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения
экологиче-ских проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема
загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о
ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность
стран
мира.
Исчерпаемые
невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные. Неисчерпаемые ресурсы:
альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические,
минеральные, энергетические.
Основные образовательные идеи
• Взаимоотношения человека и природы развивались и изменялись по мере развития
человека и цивилизации.
• Воздействие хозяйственной деятельности на природу приобрело глобальный характер.
• Экологические проблемы связаны с исчерпанием запасов природных ресурсов и
загрязнением окружающей среды.

Практическая работа
Расчѐт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (3 часа)
Содержание темы
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового
хозяйства. Глобализация. Научно­техническая революция. НТР и отрасли мирового
хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.
Основные образовательные идеи
• Мировое хозяйство объединило национальные хозяйства стран мира в единый
хозяйственный организм, существующий на основе взаимосвязи и взаимозависимости
стран.
• Научно­техническая революция изменила облик современного мира, повлияла на все
стороны жизни общества.
Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (9 часов)
Содержание темы
Топливно­энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика.
География мировой энергетики. Чѐрная и цветная металлургия: география и основные
тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения.
Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры
химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие
(растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство.
Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в
мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая
торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой
торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно­техническое и
производственное
сотрудничество.
Свободные
экономические
зоны
(СЭЗ).
Международные услуги. Международный туризм.
Основные образовательные идеи
• Современная тенденция развития мировой промышленности связана с сохранением
значения развитых стран при возрастающей роли развивающихся.
• Промышленность, сельское хозяйство и транспорт развитых и развивающихся стран
имеют глубокие исторически сложившиеся различия.
Практические работы
• Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.
• Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.
• Определение основных направлений международной торговли.
Тема 6. Глобальные проблемы человечества (2 часа)
Содержание темы
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия
устойчивого развития.
Основные образовательные идеи
• Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с рядом проблем, решение
которых усилиями отдельно взятой страны невозможно.
• У человечества есть возможности, силы и ресурсы для решения глобальных проблем.
ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 7. Политическая карта мира (3 часа)
Содержание темы
Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической
карты мира. Историко­географические регионы мира и международные организации.
Основные образовательные идеи

• Формирование политической карты — длительный исторический процесс.
• Изменения на политической карте носят количественный и качественный характер.
• Регион — группа стран, имеющих определѐнные черты сходства исторического
развития, природных условий, населения и хозяйственной жизни.
Практическая работа
Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира».
Тема 8. Зарубежная Европа (5 часов)
Содержание темы
Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико­географическое
(геополитическое)
положение.
Природные
ресурсы
Зарубежной
Европы.
Демографическая ситуация в Зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав
населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности
расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские
агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная
ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры
добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная,
Средняя, Южная и Восточная Европа — их природная, культурная и хозяйственная
специфика. Федеративная Республика Германия. Краткая историческая справка.
Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы.
Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в
мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства.
Особая роль машиностроения и химической промышленности.
Основные образовательные идеи
• Зарубежная Европа — один из важнейших мировых центров цивилизации, науки и
культуры.
• Зарубежная Европа — высокоразвитый регион, хотя почти лишѐнный природных
ресурсов.
• Федеративная Республика Германия — экономический лидер Зарубежной Европы.
Практические работы
• Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы.
• Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы.
Тема 9. Зарубежная Азия (6 часов)
Содержание темы
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона.
Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность,
неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности
воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия — родина трѐх мировых религий.
Размещения населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей
промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Субрегионы Зарубежной Азии:
Северо­Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Природная,
культурная и хозяйственная специфика субрегионов. Китайская Народная Республика.
Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы.
Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Хозяйство Китая:
достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика
отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.
Основные образовательные идеи
• Зарубежная Азия — крупнейший по площади и по численности населения регион мира.
• Зарубежная Азия — регион со множеством очагов как внутренней, так и внешней
напряжѐнности.
• Зарубежная Азия — регион, контрастный в природном, культурном и хозяйственном
отношении.

• Китай — новый растущий центр мирового хозяйства.
Практические работы
• Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран
Зарубежной Азии.
• Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии.
• Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии.
Тема 10. Англо-Америка (3 часа)
Содержание темы
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты еѐ экономико-географического
положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство
природно-ресурсного
потенциала.
Место
Канады
в
мировом
хозяйстве.
Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединѐнные Штаты Америки. Краткая
историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного
состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения
населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные
предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их
география.
Основные образовательные идеи
• Канада — одна из богатейших в природно-ресурсном отношении стран мира, экономика
которой практически срослась с экономикой США.
• Богатые природные ресурсы — основа экономики США.
Тема 11. Латинская Америка (5 часов)
Содержание темы
Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико­географическое
(геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы Латинской
Америки. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки.
Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла­Платской низменности. Центральная
Америка и Вест­Индия. Мексика. Федеративная Республика Бразилия.
Основные образовательные идеи
• Латинская Америка — относительно однородный и спокойный регион мира, делающий
большие успехи в экономическом развитии.
• Бразилия — один из лидеров мира развивающихся стран.
Практическая работа
Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
Тема 12. Африка (5 часов)
Содержание темы
Состав
и
географическое
положение
Африки.
Политико­географическое
(геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и
хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Се-верная, Западная, Центральная, Восточная и
Южная Африка.
Основные образовательные идеи
• Африка — наименее благополучный регион мира, большинство стран которого
относится к группе беднейших.
• ЮАР — экономический лидер Африки, единственная экономически развитая страна
Африки.
Практические работы
• Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного
атласа.
• Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности
туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 13. Австралия и Океания (3 часа)

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка
воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности
воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом
хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов,
особенностей населения и хозяйственного развития.
Основные образовательные идеи
• Огромное значение горнодобывающей промышленности говорит об Австралии как о
стране переселенческого капитализма.
• Океания — один из последних почти не тронутых цивилизацией регионов мира.
Практическая работа
Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 14. Заключение (2 часа)
Содержание темы
Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая
характеристика современного хозяйства.
Основная образовательная идея
• Россия издавна включена в систему международных экономических отношений, хотя еѐ
роль в мировом хозяйстве менялась.
Практическая работа
Анализ
материалов,
опубликованных
в
средствах
массовой
информации,
характеризующих место России в современном мире.
Резерв времени — 3 часа.
Практические работы
№
№
темы п/п

Названия практических работ

1

Расчѐт (определение) демографических параметров рождаемости,
смертности, естественного и механического прироста населения для разных
стран и регионов мира

2

Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран

3

Определение типа воспроизводства населения страны на основании
демографических параметров

3

4

Расчѐт обеспеченности отдельных стран различными видами природных
ресурсов

4

5

Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран
и регионов

6

Характеристика главных центров современного мирового хозяйства

5

7

Определение основных направлений международной торговли

7

8

Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира»

8

9

Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы

2

10

Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы

11

Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух
стран Зарубежной Азии

12

Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии

13

Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии

11

14

Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской
Америки»

12

15

Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам атласа

16

Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования
деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки

13

17

Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам
атласа

14

18

Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации,
характеризующих место России в современном мире

9

III.

Класс

10клас
с

Тематическое планирование
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание);
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8. Экологическое воспитание.
Разделы,
темы

Количество
Основные виды деятельности ученика Основн
ые
часов
(на уровне учебных действий)
направл
ения
Приме Рабоч
воспита
рная
ая
тельной
деятель
програ прогр
ности
мма
амма
ЧАСТЬ 1.
Познавательные
УУД:
находить 1
ОБЩАЯ
достоверные
сведения
о
странах
ХАРАКТЕР
современного
мира
в
источниках 2
ИСТИКА
географической
информации;
СТРАН
анализировать (в т. ч. выделять главное, 3
3
3
СОВРЕМЕ
делить текст на части) и обобщать
ННОГО
тематический
материал;
МИРА
классифицировать в соответствии с
Тема
1.
выбранными признаками; формулировать
Страны
выводы; определять понятия; строить

современно
го мира

Тема
2.
География
10
населения
мира

10

логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные УУД: определять цель,
проблему в деятельности: учебной и
жизненно-практической;
выбирать
средства достижения цели; планировать
деятельность в учебной и жизненной
ситуации; оценивать степень и способы
достижения
цели;
самостоятельно
исправлять ошибки.
Коммуникативные УУД: излагать своѐ
мнение, аргументируя его; понимать
позицию другого, выраженную в явном и
неявном виде; осознанно использовать
речевые средства в соответствии с
ситуацией общения и коммуникативной
задачей; разрешать конфликты
Предметные:
Объяснять
основные
географические понятия и термины по
теме урока, принципы выделения
различных подходов к типологии стран,
различия между странами разных типов;
определять тип страны по предложенным
признакам, основные критерии для
классификации
различных
географических объектов.
Познавательные
УУД:
находить
достоверные сведения о населении мира
в
источниках
географической
информации; объяснять, оценивать и
прогнозировать
демографические
процессы современного мира на основе
приобретѐнных знаний и умений.
Регулятивные УУД: определять цель,
проблему
в
процессе
учебной
деятельности;
выбирать
из
предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели; применять на
практике все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности.
Коммуникативные УУД: выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями
коммуникации;
интерпретировать
географические
аспекты
социально­экономических
статистических данных.
Предметные: Развивать географическое
мышление
для
определения
географических аспектов изменения
численности
и
особенностей
современного процесса воспроизводства
населения мира; сформировать систему

1
2
3
5
7

комплексных
социально
ориентированных географических знаний
о
закономерностях
размещения
населения;
объяснять
особенности
динамики численности населения мира;
прогнозировать изменение численности
населения мира.
Владеть географическим мышлением для
определения географических аспектов
возрастного состава населения, его
трудоспособной части; сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний
о
динамике
и
территориальных
особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве; объяснять
особенности
структуры
населения,
специфику половозрастных пирамид для
разных стран; определять особенности
воспроизводства населения страны по
половозрастной пирамиде.
Владеть географическим мышлением для
определения
географических
особенностей расового, этнического и
религиозного
состава
населения,
системой
комплексных
социально
ориентированных географических знаний
о
динамике
и
территориальных
особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве; объяснять
особенности распространения и рисунок
размещения рас и этносов, направление и
характер их движения; определять
регионы с преобладанием отдельных
языков,
причины
неравномерного
размещения рас и этносов.
Владеть географическим мышлением для
определения географических аспектов
проблем размещения населения и его
миграции;
использовать
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний
о
динамике
и
территориальных
особенностях размещении населения по
планете; объяснять рисунок размещения
населения мира, направление и характер
миграционных
процессов;
выявлять
причины неравномерного размещения
населения по планете и механического
движения людей; определять параметры,
характеризующие размещение населения,
миграционных процессов.

Тема 3.
Мировые
природные
ресурсы

8

8

Тема 4.
Мировое
хозяйство
и научно-

3
2

Познавательные УУД: находить в тексте
учебника
и
извлекать
из
него
необходимую
географическую
информацию для решения учебных и
других задач; объяснять, оценивать и
прогнозировать отношения человека и
природы.
Регулятивные УУД: определять цели
деятельности; организовывать учебное
взаимодействие в группе (определять
общие
цели,
распределять
роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
Коммуникативные УУД: отстаивать свою
точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами; критично
относиться к своему мнению, с
достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и
корректировать его; различать в речи
другого
мнение
(точку
зрения),
доказательство
(аргументы),
факты,
гипотезы, аксиомы, теории.
Предметные:
Владеть
умениями
применять географические знания для
выяснения основных видов воздействия
человека
на
природу,
изменений
взаимоотношений человека и природы,
самостоятельного оценивания уровня
безопасности
окружающей
среды,
адаптации к изменению еѐ условий;
сформировать представления и знания об
основных проблемах взаимодействия
природы
и
общества;
объяснять
особенности взаимоотношений природы
и человека; определять различные виды
природопользования;
оценивать
последствия влияния хозяйственной
деятельности на природу.
Владеть
умениями
применять
географические знания для объяснения и
оценки географии природных ресурсов;
сформировать представления и знания об
основных видах природных ресурсов;
объяснять
географию
размещения
природных ресурсов мира; определять
обеспеченность
стран
различными
видами природных ресурсов
Познавательные УУД: использовать
различные источники географической
информации для решения учебных и
практико-ориентированных
задач
в
контексте реальной жизни, в том числе

1
4
5
8

1
2

техническа
я
революция

Тема 5.
Отрасли
мирового
хозяйства

9

9

для оценки роли МГРТ в современной
экономике; анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факторы,
определяющие специализацию хозяйства
отдельных стран.
Регулятивные УУД: определять цель,
проблему в процессе учебной и
жизненно-практической
деятельности;
выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения
цели; применять на практике все
возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности.
Коммуникативные УУД: излагать своѐ
мнение (в монологе, диалоге, полилоге),
аргументируя его, подтверждая фактами,
выдвигая контраргументы в дискуссии;
корректировать
своѐ
мнение
под
воздействием контраргументов.
Предметные:
Владеть
умениями
применять
географические
и
исторические
знания
для
самостоятельного
оценивания
этапов
формирования мирового хозяйства и
уровня его современного развития;
сформировать представления и знания о
МГРТ как закономерном и неизбежном
результате развития общества; объяснять
особенности МГРТ отдельных стран и
регионов; определять различные условия
развития
МГРТ
как
отражения
международного
разделения
труда;
оценивать факторы, обеспечивающие
специализацию хозяйства стран мира,
перспективы
развития
России
в
международном разделении труда и
мировом хозяйстве.
Познавательные УУД: ориентироваться в
различных источниках информации;
находить и извлекать необходимые
сведения об отраслях мирового хозяйства
в
источниках
географической
информации; анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и
явления как с помощью учителя, так и
самостоятельно; выявлять причинноследственные связи.
Регулятивные
УУД:
выбирать
из
предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели; применять на
практике все возможные ресурсы для

5

1
2
4

5

Тема 6.
Глобальны
е проблемы
современно
сти

2

2

достижения поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
сравнивать полученные результаты с
ожидаемыми результатами.
Коммуникативные
УУД:
выделять
главную мысль в тексте, речи своей и
других людей; выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
вести
корректную
дискуссию; уметь ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, выдвигать
контраргументы, перефразировать свою
мысль
(владение
механизмом
эквивалентных замен).
Предметные: Владеть уже известными и
новыми терминами, понятиями о роли
отраслей в мировом хозяйстве, объяснять
особенности
отраслевого
состава,
закономерности
размещения
предприятий
различных
отраслей;
определять
стран-лидеры,
основные
центры отраслей; оценивать различные
условия, тенденции и перспективы
развития отраслей.
Владеть уже известными и новыми
терминами, понятиями о многообразии,
динамике
и
современном
уровне
развития
форм
всемирных
экономических
от-ношений
(ВЭО);
объяснять особенности, перспективы,
географию, показатели и уровни развития
различных форм ВЭО в эпоху НТР;
определять
страны-лидеры,
уровни
развития ВЭО, области сотрудничества
стран и регионов мира; оценивать
перспективы и тенденции развития форм
ВЭО в эпоху НТР.
Познавательные
УУД:
находить
достоверные сведения о глобальных
проблемах человечества в источниках
географической
информации;
анализировать и обобщать тематическую
информацию; формулировать выводы;
определять понятия; строить логически
обоснованные рассуждения.
Регулятивные УУД: определять цель,
проблему в процессе учебной и
жизненно-практической
деятельности;
выдвигать гипотезы; выбирать сред-ства
достижения
цели
в
группе
и
индивидуально;
планировать
деятельность в учебной и повседневной

1
2
3
4
5
8

11
класс

Тема 7.
Политичес
кая карта
мира

3

3

ситуации; оценивать степень и способы
достижения цели в учебных и жизненных
ситуациях.
Коммуникативные УУД: излагать своѐ
мнение (в монологе, диалоге, поли-логе),
аргументируя его, подтверждая фактами,
выдвигая контраргументы в дискуссии;
понимать позицию другого, выраженную
в явном и неявном виде (в т.ч. вести
диалог с автором текста); различать в
речи другого мнения, доказательства,
факты, гипотезы, аксиомы, догматы,
теории; корректировать своѐ мнение под
воздействием контраргументов.
Предметные:
Владеть
умениями
применять географические знания для
выявления
глобальных
проблем
современности, причинах их появления,
основных видов воздействия человека на
природу, изменений взаимоотношений
человека
и
природы;
объяснять
специфику и глобальный характер
изучаемых проблем; определять пути
преодоления
кризиса;
оценивать
социальные,
экологические
и
политические
основы
глобальных
проблем,
уровни
безопасности
окружающей среды, степень адаптации к
изменению еѐ условий.
Умение использовать географические
знания в деле проявления гражданской 1
позиции как активного и ответственного
члена
российского
общества, 2
обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего 3
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности: патриотизм,
уважение к своему народу, чувства
ответственности
перед
Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России,
уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн); осознание значимости
географической
культуры,
географического мышления как частей
целостного научного мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и практики, основанного
на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания

Познавательные УУД: использовать
вариативные источники географической
информации для решения различных
учебных и практико-ориентированных
задач;
объяснять,
оценивать
и
прогнозировать
изменения
на
политической карте мира.
Регулятивные УУД: планировать и вести
собственную
познавательную
деятельность с учѐтом конкретных
учебных и повседневных ситуаций на
основе
поставленных
целей;
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД: излагать своѐ
мнение, аргументируя его, подтверждая
фактами, выдвигая контраргументы в
дискуссии; корректировать своѐ мнение
под
воздействием
контраргументов;
создавать устные и письменные тексты
для решения разных задач общения;
организовывать работу в паре, группе.
Предметные: Владеть географическим
мышлением для определения оценки
политико-географического
положения
стран мира, системой комплексных
географических знаний о геополитике
как составной части политической
географии и самостоятельной науке;
объяснять и оценивать особенности
изменений геополитического положения
стран мира и России.
Тема 8.
Зарубежна
я Европа

5

6

Познавательные УУД: систематизировать
и
структурировать
информацию;
определять проблему и способы еѐ
решения; формулировать проблемные
вопросы,
искать
пути
решения
проблемной ситуации.
Регулятивные УУД: вносить изменения в
последовательность
и
содержание
учебной задачи; выбирать наиболее
рациональную
последовательность
выполнения учебной задачи; оценивать
свою
работу
в
сравнении
с
существующими требованиями.
Коммуникативные УУД: использовать
различные виды коммуникации, исходя
из
учебной
задачи;
создавать
собственную
информацию
и
представлять еѐ в соответствии с

1
2
4
5
8

учебными задачами.
Предметные: Владеть умениями давать
определения
известным
и
новым
терминам,
понятиям:
«экономикогеографическое,
политикогеографическое положение стран и
регионов мира», системой знаний о
превращении в ведущий по уровню развития регион и причинах, определяющих
его единство; определять состав Зарубежной Европы; объяснять и оценивать
особенности
изменений
геополитического
положения
стран
Зарубежной Европы.
Владеть терминами и понятиями,
характеризующими
особенности
населения и хозяйства Зарубежной
Европы,
фактами
и
примерами,
позволяющими считать регион одним из
мировых
экономических
лидеров;
оценивать тенденции, географию и
перспективы развития региона.
Тема 9.
Зарубежна
я Азия

6

7

Познавательные УУД: находить и
извлекать необходимую географическую
информацию из источника для решения
учебных и повседневных задач; использовать
различные
источники
географической
информации
для
решения различных учебных и практикоориентированных задач в контексте
реальной жизни, в том числе для
сравнения
и
систематизации
социально­экономических объектов по
главным и второстепенным признакам;
принимать решения, ос-нованные на
сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации.
Регулятивные УУД: ставить учебные
задачи;
выбирать
наиболее
рациональную
последовательность
выполнения учебной задачи; применять
на практике все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности.
Коммуникативные УУД: различать в
речи другого мнение, доказательство,
факты, гипотезы, аксиомы, теории;
использовать
различные
виды
коммуника-ции, исходя из условий
учебной задачи.

1
2
4
5
8

Тема 10.
АнглоАмерика

3

3

Предметные: Владеть географическим
мышлением для определения оценки
экономико-географического, политикогеографического
положения
стран
региона, системой комплексных знаний
об особенностях географии и экономики
крупных регионов мира; оценивать
важнейшие
показатели,
характеризующие контрастность региона
по
географическому
положению,
площади стран, ресурсообеспеченности;
определять уровень развития региона и
причины, влияющие на его единство.
Владеть терминами и понятиями,
характеризующими
особенности
населения и хозяйства Зарубежной Азии,
фактами и примерами, позволяющими
считать Зарубежную Азию единым и
одним из ведущих регионов мира;
оценивать
гео-графические
и
экономические показатели, тенденции,
географию и перспективы развития
региона.
Познавательные УУД: ориентироваться в
различных источниках информации;
находить и извлекать необходимую
географическую
информацию
в
источнике;
использовать
различные
источники географической информации
для принятия решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и оценке
информации.
Регулятивные
УУД:
выбирать
из
предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели; применять на
практике все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации
планов
деятельности;
оценивать степень успешности своей
индивидуальной
или
групповой
деятельности.
Коммуникативные
УУД:
выделять
главную мысль в тексте, речи своей и
других людей; находить и отбирать
информацию в учебных и справочных
пособиях, словарях, ресурсах сети
Интернет с заданными целями; выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Предметные: Владеть географическим
мышлением для выявления особенностей
географического,
политико-

1
2
4
5
8

Тема 11.
Латинская
Америка

5

5

Тема 12.
Африка

5

5

географического,
экономикогеографического положения; определять
важнейшие особенности природных
ресурсов и условий стран, отрасли
специализации, географию размещения
по странам; оценивать тенденции,
географию и перспективы развития стран
региона.
Познавательные УУД: находить и
извлекать необходимую географическую
информацию из источника для решения
учебных и других задач; использовать
различные источники географической
информации для решения различных
учебных и практико-ориентированных
задач для сравнения и систематизации
социально­экономических объектов по
главным и второстепенным признакам,
принятия решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации.
Регулятивные УУД: ставить учебные
задачи; применять на практике все
возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов
деятельности.
Коммуникативные
УУД:
выделять
главную мысль в тексте, речи своей и
других людей; различать в речи другого
мнение, доказательство, факты, гипотезы,
аксиомы,
теории;
использовать
различные виды коммуникации, исходя
из учебной задачи.
Предметные: Владеть географическим
мышлением для оценки особенностей
географического положения и типов
стран Латинской Америки; оценивать
важнейшие
показатели,
характеризующие регион, тенденции,
географию и перспективы его развития.
Познавательные УУД: находить и
извлекать необходимую географическую
информацию из источника (комплекса
источников) для решения учебных и
других задач; использовать различные
источники географической информации
(картографические,
статистические,
текстовые, видео­ и фотоизображения,
компьютерные
базы
данных)
для
решения различных учебных и практикоориентированных задач в контексте
реальной жизни, в том числе для

1
2
4
5
8

1
2
4
5
8

Тема 13.
Австралия
и Океания

3

3

сравнения
и
систематизации
социально­экономических объектов по
главным и второстепенным признакам;
принимать решения, основанные на
сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации.
Регулятивные УУД: ставить учебные
задачи;
выбирать
наиболее
рациональную
последовательность
выполнения учебной задачи; применять
на практике все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности.
Коммуникативные
УУД:
выделять
главную мысль в тексте, речи своей и
других людей; различать в речи другого
мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы,
теории; использовать различные виды
коммуникации, исходя из учебной
задачи.
Предметные: Владеть географическим
мышлением для оценки современной
политической
карты
Африки,
географического
положения,
типах,
устройстве стран региона; определять
важнейшие
показатели,
характеризующие уровень природноресурсного потенциала стран Африки,
обеспеченности полезными ископаемыми
отдельных
субрегионов
материка;
оценивать
показатели,
тенденции,
географию и перспективы развития
региона.
Познавательные УУД: использовать
различные источники географической
информации, в том числе для сравнения и
систематизации
социально­экономических объектов по главным и
второстепенным признакам; принимать
решения, основанные на сопоставлении,
сравнении и/или оценке географической
информации.
Регулятивные УУД: ставить учебные
задачи;
выбирать
наиболее
рациональную
последовательность
выполнения учебной задачи; применять
на практике все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности.
Коммуникативные
УУД:
выделять
главную мысль в тексте, речи своей и

1
2
4
5
8

Тема 14.
2
Заключение

2

других людей; использовать различные
виды коммуникации, исходя из учебной
задачи.
Предметные: Владеть географическим
мышлением для определения и оценки
экономико-географического, политикогеографического
положения,
государственного устройства Австралии,
знаниями о важнейших географических
объектах, при-родных
ресурсах
и
условиях, населении Австралии и его
особенности, явлениях жизни страны;
определять важнейшие особенности
экономики
Австралии,
еѐ
уровни
развития, ведущие отрасли, географию
размещения;
оценивать
тенденции,
географию
и
перспективы
сотрудничества страны и развития
международных отношений.
Познавательные
УУД:
определять
проблему и способы еѐ решения;
формулировать проблемные вопросы и
искать пути решения проблемной
ситуации; представлять информацию,
необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных
задач,
в
оптимальной форме в зависимости от
адресата.
Регулятивные УУД: определять цели
деятельности;
составлять
планы
деятельности; организовывать учебное
взаимодействие;
выбирать
из
предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.
Коммуникативные УУД: находить и
отбирать информацию в учебных и
справочных пособиях, словарях, ресурсах
сети Интернет с заданными целями;
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
вести корректную дискуссию; уметь
ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения.
Предметные:
Владеть
системой
комплексных географических знаний и
географическим
мышлением
для
определения и оценки геополитики
России, еѐ сущности, особенностях,
определяющих факторах, характерных
чертах
экономической
политики
государства; объяснять направленность и
особенности изменений геополитических

1
2
4
5
8

интересов России и стран мира на
различных
исторических
этапах;
оценивать состав экспорта и импорта
России, современные экономические и
политические связи нашей страны.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШТЛ
социально-гуманитарных и
творческих дисциплин
МАОУ СОШ № 35
от __26.08___ 2022 года № 1
___________ /Н.Ю. Николаева/

Заместитель директора по УВР
__________ /Т.А.Бухвалова/
подпись

Ф.И.О.

______________ 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».