Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

10-11 Индивидуальный проект ФГОС

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» составлена для учащихся 10
класса на 2021-2022 учебные годы на основании
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО (2012г.)
3. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 35 пгт.
Новомихайловского Туапсинского района
Программа предназначена для учащихся 10 класса.
Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую
форму деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественной, творческой и т.д.).
В результате учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования и
учебного проекта у выпускников будут заложены (ООО):
- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний,
личный, социальный, исторический жизненный опыт;
- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- основы ценностных суждений и оценок;
- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и
предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания
между отдельными людьми и культурами;
- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек
зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности:
1) цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом,
чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными
группами одноклассников, учителей и т.д.;
3) организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обеспечивает сочетание
различных видов познавательной деятельности.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта, как обязательная составляющая
системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов
исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведѐнного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершѐнного
2

учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития
личности обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы,
постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению
гипотез, детализации и обобщению, структурированию и др.;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
- обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта
проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из любого
информационного поля;
- развитие навыков самоанализа, рефлексии, саморефлексии (самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления и др.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии
(ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые
технологии, творческие проекты).
Сроки реализации программы – 1 год.
Форма аттестации: предзащита/защита проекта.
Место предмета «Индивидуальный проект» в учебном плане.
Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в объеме 68
часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект».
Обучающийся научится:
-планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели,
методы и приемы, адекватные проблеме;
-формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из
культурной нормы;
-выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
-распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок;
-подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и
приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения
поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека;
-анализировать различные источник информации;
-оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
3

-формировать текст устной защиты и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту)
для представления на школьной конференции;
-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать
ответы;
-вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя
свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;
- применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
- реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель,
задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные
методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели,
используя различные способы и методы обработки;
- грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;
- соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчета о выполнении проекта;
- иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные
технологии;
- осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
- прогнозировать результаты выполнения работ и проектов;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути
минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в
жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные
варианты применения результатов;
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- подготовить устный текст и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для
выступления на научно-практической конференции;
-подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
-выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое
поведение;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного
проекта.
I.
Планируемые личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета
*Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания ценностного отношенияк отечественному культурному,
историческому и научному наследию, понимания значения литературы в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной литературы, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных
ценностей представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков;
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных
ценностейразвития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
4

к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; расширения
сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в
сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи
детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе
проблемных, стрессовых и конфликтных. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и
формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
4. Эстетического воспитания через приобщение учащихся к сокровищнице мировой культуры и
искусства.
5. Физического воспитания и формирования культуры здоровья осознания ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания
последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и
реальной жизни;
6. Трудового воспитания и профессионального самоопределения коммуникативной компетентности
в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса
к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с
учѐтом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
7. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику
жизни на Земле, основе еѐ существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания
ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении
предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня
экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
8. Ценности научного познания мировоззренческих представлений соответствующих современному
уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;
представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной
средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем.
Метапредметные:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике;
5

- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории;
- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
- освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приѐмами;
- знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
- навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать,
оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам
исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц,
графиков, формулирования выводов.
6

По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ,
апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция,
моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования,
принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент (а также предметными
понятиями).
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» 10 класс
Раздел 1. Введение. https://lektsii.org/17-15096.html
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология
проектов (https://studopedia.su/7_23102_tipologiya-proektov.html ). Проекты в современном мире.
Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и
технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта.
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы
проекта (исследования). Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки
продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы. Презентация и защита
замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов,
исследовательских работ.
Раздел 3. Структура проектов и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды трансформации текстов. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Базовые
процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного
графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте. Работа в сети Интернет.
Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с
каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические
издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов
Раздел 4. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности.
Эскизы и модели, макеты проектов (исследований). Коммуникативные барьеры при публичной
защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного
выступления. Анализ итогов проектов (исследований). Анализ достижений и недостатков.
Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту.
Раздел 5. Управление оформлением и завершением проектов.
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети
Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов
по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта
(исследования). Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии
контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта
и защиты проекта. Портфолио проекта. Составление портфолио проекта: электронный вариант.
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки
успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение
7

отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на незнакомой аудитории
слушателей. Подготовка авторского текста защиты проекта (исследования).
Раздел 6. Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной (исследовательской) деятельности. Экспертиза проектов.
Оценка индивидуального прогресса проектантов.
Раздел 7. Рефлексия проектной деятельности
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
Тематическое планирование
Раздел

Раздел 1. Введение.

Кч

3

Тема

Понятия «индивидуальный
проект».

Типология проектов.

Раздел 2.
Инициализация
проекта
(исследования).

7

Кч

1

1

Методология и технология
проектной
(исследовательской)
деятельности.

1

Тема и проблема проекта
(исследования).

1

Постановка задач проекта
(исследования).

1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне универсальных
учебных действий)

Основные
направления
воспитательно
й деятельности

Регулятивные: ставить
и формулировать
собственные задачи в
образовательной
деятельности и
жизненных ситуациях;
Познавательные:
менять и удерживать
разные позиции в
познавательной
деятельности.
Коммуникативные:
развернуто, логично и
точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных) языковых
средств.

Патриотическо
е,

Регулятивные:
проектировать
траектории развития
через включение в
новые виды
деятельности и формы
сотрудничества ставить
и формулировать
собственные задачи в
образовательной
деятельности и

Патриотическо
е,

Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность

8

Раздел 3. Структура
проектов и
исследовательских
работ.

15

Критерии оценивания
проектов и
исследовательских работ.

1

Методика презентации и
защиты проектов и
исследовательских работ.

1

Методика презентации и
защиты проектов и
исследовательских работ.

1

Методические
рекомендации по
написанию и оформлению
работ.

1

Методические
рекомендации по
написанию и оформлению
работ.

1

Научный аппарат
исследования.

1

Методы исследования:
методы эмпирического
исследования.

1

Методы исследования:
методы эмпирического
исследования.

1

Методы теоретического
исследования.

1

жизненных ситуациях.
Познавательные:
использовать разные
механизмы чтения
(предвосхищения,
эквивалентных замен,
компрессии)
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию, учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения;
менять и удерживать
разные позиции в
познавательной
деятельности.
Коммуникативные:
владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
ситуацией урока;
координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия.

научного
познания

Регулятивные: ставить
и формулировать
собственные задачи в
образовательной
деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в
том числе время и
другие нематериальные
ресурсы, необходимые
для достижения
поставленной цели.
организовывать
эффективный поиск
ресурсов, необходимых
для достижения

Патриотическо
е,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

9

Раздел 4.
6
Оформление
промежуточных
результатов
проектной
(исследовательской)
деятельности

Статистические методы.

1

Наблюдение и эксперимент.

1

Виды трансформации
текстов.

1

Логические методы
исследования.

1

Логика действий при
планировании работы.

1

Календарный график
проекта.

1

Применение
информационных
технологий в исследовании,
проекте.

1

Работа в сети Интернет.

1

Работа с научной
литературой.

1

Методика работы в музеях,
библиотеках, архивах.

1

Сбор и систематизация
материалов.

1

поставленной цели.
Познавательные:
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию, учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения; менять и
удерживать разные
позиции в
познавательной
деятельности. искать и
находить обобщенные
способы решения
задач, в том числе,
осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые (учебные
и познавательные)
задачи.
Коммуникативные:
при осуществлении
групповой работы быть
как руководителем, так
и членом команды в
разных ролях
(генератор идей,
критик, исполнитель,
выступающий, эксперт
и т.д.); координировать
и выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия.

Способы и формы
представления данных.

1

Оформление эскизов,
моделей, макетов проектов.

1

Регулятивные:
оценивать ресурсы, в
том числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для

Патриотическо
е,
Гражданское,
Духовно-

10

Раздел 5.
Управление
оформлением и
завершением
проектов
(исследований).

31

Практикум «Снятие
коммуникативных барьеров
при публичной защите
результатов проекта».

1

Защита пробных проектов,
исследовательских работ.

1

Защита пробных проектов,
исследовательских работ.

1

Защита пробных проектов,
исследовательских работ.
Промежуточная аттестация
(портфолио проекта:
титульный лист, паспорт
проекта, тайминг проекта
(график работы на 2 года),
список литературы,
интернет-ресурсов,
черновик проекта
(исследования).

1

Анализ пробных проектов
(исследований)

2

Корректировка проекта
(исследования) с учетом
рекомендаций.

1

Корректировка проекта
(исследования) с учетом
рекомендаций.

1

Планирование деятельности 2
по проекту (исследованию).
Применение
информационных
технологий, работа в сети
Интернет.

2

достижения
поставленной цели.
Познавательные:
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию, учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения; менять
и удерживать разные
позиции в
познавательной
деятельности.
Коммуникативные:
развернуто, логично и
точно излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных (устных и
письменных)
языковых средств.

Регулятивные:
организовывать
эффективный поиск
ресурсов, необходимых
для достижения
поставленной цели;
сопоставлять
полученный результат
деятельности с
поставленной заранее
целью.
Познавательные:
искать и находить
обобщенные способы
решения задач, в том
числе, осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на его
основе новые (учебные
и познавательные)

нравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическо
е,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

11

Компьютерная обработка
данных исследования.

2

Библиография, справочная
литература, каталоги.

2

Сбор и систематизация
материалов по проектной
работе.

2

Основные процессы
исполнения, контроля и
завершения проекта.

2

Мониторинг выполняемых
работ.

1

Управление завершением
проекта (исследования).

2

задачи; критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с разных
позиций, распознавать
и фиксировать
противоречия в
информационных
источниках.
Коммуникативные:
координировать и
выполнять работу в
условиях реального,
виртуального и
комбинированного
взаимодействия.

Корректирование критериев 1
оценки продуктов проекта
(исследования) и защиты
проекта (исследования).
Архив проекта
(исследования).
Составление архива
проекта (исследования).

1

Составление архива
проекта (исследования):
электронный вариант.

1

Главные предпосылки
успеха публичного
выступления.

1

Навыки монологической
речи.

1

12

Раздел 3. Защита
5
результатов
час
проектной
ов
(исследовательской)
деятельности

Аргументирующая речь.

1

Публичное выступление и
личность.

1

Подготовка авторского
текста защиты проекта
(исследования).

2

Подготовка презентации
проекта (исследования).

2

Публичная защита
результатов проектной
(исследовательской)
деятельности.

1

Промежуточная аттестация.

Публичная защита
результатов проектной
(исследовательской)
деятельности.

3

Конференция. Итоговая
аттестация.

Экспертиза проектов.

1

Коммуникативные:
оценивать возможные
последствия
достижения
поставленной цели в
деятельности,
собственной жизни и
жизни окружающих
людей, основываясь на
соображениях этики и
морали.
Регулятивные:
сопоставлять
полученный результат
деятельности с
поставленной заранее
целью.

Патриотическо
е,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Познавательные:
находить и приводить
критические аргументы
в отношении действий
и суждений другого;
спокойно и разумно
относиться к
критическим
замечаниям в
отношении
собственного
суждения,
рассматривать их как
ресурс собственного
развития.

13

Раздел 4. Рефлексия 1
проектной
час
(исследовательской)
деятельности

Итого

Анализ ошибок
проектной
(исследовательской)
деятельности на основе
рецензий. Саморефлексия.

1

Регулятивные:
сопоставлять
полученный
результат
деятельности с
поставленной заранее
целью.
Познавательные:
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию, учитывая
ограничения со
стороны других
участников и
ресурсные
ограничения.

Патриотическо
е,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

68
час
ов

Формы контроля результатов освоения программы.
Формами отчетности проектной деятельности являются рефераты, текстовые отчеты, научноисследовательские работы, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые
отчеты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих
формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе
выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе)
выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на
бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном
средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и
применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль выполнения проекта
(исследования).
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество
усвоения теории создания проекта).
В течение работы над учебным проектом контроль выполнения проекта (исследования)
осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с
руководителем представляют промежуточные результаты своей деятельности (рабочие материалы и
проделанную работу).
Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз.
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в
состав которой входят педагоги – независимые эксперты.

14

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с
представлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля
над выполнением работы:
- защиту исследования (проекта);
- обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
- предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.
Форма итоговой аттестации – зачет (с обязательной устной рецензией 1-2 педагогов из числа
экспертной группы).
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных частей содержания курса и
его теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается
отметками «2», «3», «4» или «5». Оценки выставляются по следующим критериям:
«5»: теоретический материал
понят обучающимся, излагается им в собственной
интерпретации и сопровождается иллюстрациями и примерами; обучающиеся самостоятельно
формулируют выводы и анализируют содержание проектов.
«4»: теоретический материал обучающимися усвоен формально, но воспроизводится в целом
без ошибок; используются заимствованные иллюстрации и примеры; формулирует выводы и
осуществляет анализ с помощью учителя и по наводящим вопросам.
«3»:
теоретический материал усвоен фрагментарно; отвечает на простые вопросы
репродуктивного характера; участвует в диалоге с учителем при обсуждении учебного материала.
«2»: теоретический материал не усвоен в полном объеме; в учебной деятельности на уроке не
участвует.
Оценка индивидуальных проектов (см. Приложение)
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения индивидуального
проекта осуществляется систематически; обучающиеся представляют рабочие материалы и
проделанную работу по запросу учителя.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса в каждом классе проводится
конференция учащихся с представлением проектной работы. Во время ученической конференции
работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги, имеющие опыт руководства
проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
По итогам представления работы выставляется оценка за «защиту проекта». Если
обучающийся представил более одного проекта, то итоговой признается лучшая из полученных
оценок.
Защита проекта признается успешной, если проект соответствует
соответствующим
требованиям, выполнен учащимся самостоятельно и в ходе защиты учащийся продемонстрировал
владение содержанием проекта.
Итоговая годовая оценка в 10 классе выставляется как среднее арифметическое
полугодовых оценок за каждое полугодие и оценки за защиту индивидуального проекта.

Формы организации учебной деятельности
- лекции
- практикумы
- индивидуальная работа над проектом (исследованием)
- практические занятия
- консультации

15

Приложение
Критерии оценивания индивидуального проекта
Сформированность видов деятельности
1.Коммуникативной
Изложить и оформить собранный материал
деятельности
Представить результаты работы
Аргументированно ответить на вопросы
2.Познавательной
Самостоятельно приобретать знания
деятельности
Ставить проблему и выбирать способы ее решения
Осуществлять поиск и обработку информации
Обосновывать и реализовывать принятое решение
Формулировать выводы
3.Регулятивной
Планировать деятельность
деятельности
Использовать ресурсные возможности для
достижения цели
Осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудной ситуации
4.Способность
постановки цели и формулирования гипотезы
планирования работы
отбора и интерпретации информации
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных
презентации результатов
5.Качество проекта
Целостность и взаимосвязь научного аппарата, содержания и творческого
продукта.
Уровень самостоятельности (уникальности) не менее 70% (антиплагиат),
установленной при проверке в сети интернет (наличии протокола проверки на
антиплагиат).
Уникальность, оригинальность творческого продукта
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый (0-20 баллов)
Повышенный (21-25 баллов)
Критерий
Продемонстрированы навыки
Тема ясно определена и
оформления проектной работы и пояснена. Текст хорошо
пояснительной записки, а также структурирован. Все мысли
подготовки простой
выражены ясно, логично,
Коммуникативная
презентации. Автор отвечает на
последовательно,
деятельность.
вопросы.
аргументировано. Работа
вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы.
Работа в целом свидетельствует
Работа свидетельствует о
о способности с помощью
способности самостоятельно
руководителя ставить проблему
ставить проблему и находить
и находить пути еѐ решения;
пути еѐ решения;
Познавательная
продемонстрирована
продемонстрирована способность
деятельность.
способность приобретать новые приобретать новые знания и/или
знания и/или осваивать новые
осваивать новые способы
способы действий, достигать
действий, достигать более
более глубокого понимания
глубокого понимания
16

Регулятивная
деятельность.

Способность к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной
деятельности.
Способность
постановки цели и
формулирования
гипотезы,
планирования работы,
отбора и
интерпретации,
структурирования
аргументации
результатов
исследования на
основе собранных
данных, презентации
результатов.

изученного.
Продемонстрированы навыки
определения темы и
планирования работы.Работа
доведена до конца и
представлена комиссии.
Данные виды деятельности
осуществляются с помощью
руководителя.

изученного.
Работа тщательно спланирована
и последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения
и представления.Контроль и
коррекция осуществлялись
самостоятельно.
Данные виды деятельности
осуществляются обучающимся
самостоятельно.

Данные виды деятельности
осуществляются с помощью
руководителя.

Данные виды деятельности
осуществляются обучающимся
самостоятельно.

Составляющие оценки индивидуального проекта:
 Процесс работы над проектом (сформированность познавательных, регулятивных УУД,
способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы над проектом)
 Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД, качество проекта и
его презентации).
Работы реферативного характера, излагающие общедоступную информацию, к защите не
допускаются.
Перевод первичных баллов в отметку*:
Уровень
Отметка (оценка)
Кол-во первичных
баллов**
Низкий уровень
Отметка «неудовлетворительно»
0-12 первичных баллов
(«2»)
Базовый уровень отметка «удовлетворительно» («3»)
13-17 первичных баллов
отметка «хорошо» («4»)
18-22 первичных баллов
Повышенный
отметка «отлично» («5»)
23-25 первичных баллов
уровень
*) при получении дробного результата он округляется до целых по правилам округления.
**) каждый проект оценивается не менее чем двумя экспертами; количество средних баллов
по каждому проекту равно среднему арифметическому сумм первичных баллов, выставленных
экспертами.
17

Оценочный лист проектных работ учащихся 10 класса МАОУ СОШ № 35 пгт.
Новомихайловский
№
п/п

ФИО
учащего
ся

Название
проекта,
предмет

Актуальность
,
соответствие
теме, цели
проекта
(1-5 баллов)

Последовательность
изложения
материала
(1-5 баллов)

Оформление
проекта в
соответствии
с
требованиями

Практическая
направленност
ь, наглядность

Демонстрация проекта
(1-5 баллов)

Итого
в
баллах

Отметк
а

1
2
3

Источники информации для учителя:
- Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы : учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Н. В. Антипова и др.]. — М. : Просвещение, 2019. — 187 с.—
(Профильная школа). — ISBN 978-5-09-065231-5.
- Вяземский Е. Е. Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления
школьников : метод. рекомендации / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М. : Просвещение, 2017. —
144 с. — ISBN 978-5-09-030637-9.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
— М., 2012.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М.
Кондакова. — М., 2009.
- С.В. Абрамова «Русский язык. Проектная деятельность старшеклассников».
- И. А. Подпругина, О.В. Сафонова «Проектная деятельность старшеклассников на уроках
литературы».
- Проектная деятельность в УМК «Литература» под ред. В.Я. Коровиной
- Серия «Профильная школа» основана в 2006 году
Авторы: Н. В. Антипова, М. В. Половкова, И. В. Духанина, Г. М. Генералов, В. Е. Пономарев, М. В.
Алексаненкова, Н. А. Завалько, Л. И. Дежурный, С. О. Никулаев, В. В. Светухин, И. О. Явтушенко,
Е. В. Прохорова, А. С. Ольчак, С. Е. Муравьев, В. А. Белоногов, Г. У. Белоногова,
И. В. Хомутова, Ю. А. Панебратцев.
- О.А Северина. Обществознание 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград:
Учитель, 2011.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вебрум-М, 2001
- Огоновская И.С. Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся.
Методические рекомендации для учителя. Екатеринбург, ИРРО, 2005
- Голуб ГБ, Перелыгина ЕА, Чуракова ОВ. Метод проектов – технология компетентностноориентированного образования. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов
учащихся основной школы./ под ред. Когана ЕЯ -0 Самара: Издательство «Учебная литература»,
2006.
- Ривкин ЕЮ. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС осовного
образования. Теория и тхнологии. – Волгоград: Учитель, 2013.
- http://virmk.narod.ru/U-DISCIPLINA/pol-process/U-posobie
- http://sbiblio.com/biblio/archive/baranov_polit/06.aspx
18

Кабинет должен быть оснащен мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет

Паспорт проекта

Приложение 1.

Название проекта ___________________________________________________________________
Руководитель проекта _______________________________________________________________
Автор проекта ______________________________________________________________________
Учебная дисциплина _________________________________________________________________
Тип проекта ___________________________________________________________________________
Цель работы
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задачи работы _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вопрос проекта ________________________________________________________________________
Краткое содержание проекта____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Результат проекта (продукт)
_______________________________________________________________________________________

19

Приложение 2.
Оформление списка литературы
Книга одного автора
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2001. 480 с.
Книга двух авторов
Москвина, Р. Р. Человек как объект философии и литературы [Текст] / Р. Р. Москвина, Г. В.
Мокроносов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 1987. – 199 с.
Книга трех авторов
Ворожейкин, И. Е. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов,
Д. К. Захаров. - М. : ИФРА, 2002. - 240 c. : табл.
Книга четырех и более авторов
Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] /
О. Р. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб. : Профессия, 2001. – 352 с.
Радио – радиолюбителям [Текст] : практическое пособие / В. Г. Борисов, А. В. Гроховский, Б. Г.
Степанов, В. В. Фролов. - М. : Радио, 1988. - 432 с.
Книга под редакцией
Педагогика [Текст] : педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – 4-е
изд., испр. - М. : Академия, 2000. - 510 с.
Материалы конференции, совещания, семинара
Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании
учащихся: опыт регионов России» [Текст] : Сб. материалов. - М., 1999. - 96 с.
Многотомное издание
Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст] : в 5 т. / Р. Грейвз. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5 т.
Отдельный том многотомного издания
Грейвз, Р. Я, Клавдий [Текст] / Р. Грейвз. – М. : ТЕРРА- Книжный клуб, - 1998. – 394 с. – (Собрание
сочинений : в 5 т. / Р. Грейвз ; т. 1).
Статья из периодического издания (журнала, газеты)
Березина, В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В.
А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - C. 2-5.
Или
20

Березина, В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В.
А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. 2002. № 7. C. 2-5.
Статьи из газеты
Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст] : система платных дорог в России находится в начал.
стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.
Или
Серебрякова, М. И. Дионисий не отпускает [Текст] : [о фресках Ферапонтова монастыря, Вологод.
обл.] : беседа с директором музея Мариной Серебряковой / записал Юрий Медведев // Век. – 2002. –
14–20 июня (№ 18). – С. 9.
Статья из сборника
Биченок, Л. П. Военно-гуманитарные тексты, их структурно-содержательные компоненты [Текст] /
Л. П. Биченок // Русистика на современном этапе. – М., 1999. – С. 174-179.
Отдельное произведение из собрания сочинений
Локк, Д. О злоупотреблении словами [Текст] // Соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 548–567.
Статья из энциклопедии
Гвоздецкий, Н. А. Эльбрус [Текст] / Н. А. Гвоздецкий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1978. – Т. 30. – С. 151.
Автореферат диссертации
Кимова, С. З. Педагогическое проектирование предметных образовательных программ в
современной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. З. Кимова. - Красноярск, 2002. - 22
с.
Диссертация
Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв. [Текст] : дис. … канд.
ист. наук / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.
Электронные ресурсы
Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. –
Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. - . – режим доступа к журн.: http://zhurnul.milt.rissi.ru
Куратов А. А. Кафедра истории Поморского государственного университета [Электронный ресурс] /
А. А. Куратов. - Режим доступа: http://hist.pomorsu.ru/history.html. Дата обращения: 01.09.2009.
Никитин В.К. История русской революции [Электронный ресурс] / В.К. Никитин // Мир русской
истории: Российский электронный журнал. – 2015. – № 1. – Режим доступа: http://www.history.ru /
(10.03.2015)

21

Приложение 3.
Образец написания отзыва на проектную (исследовательскую) работу
ОТЗЫВ
на проектную (исследовательскую) работу обучающегося __________класса
______________________________________________________________
(полное название образовательной организации по Уставу)
______________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
по теме: ________________________________________________________
(название темы проектной работы)
Структура отзыва:
1. Актуальность или новизна темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения;
почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в структуре введения
к учебно-исследовательской/ проектной работе.).
2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель).
Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы.
3. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа
может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания,
универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены).
«Данная работа имеет большую практическую значимость» и вкратце, в чем она
заключается.
4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. «Содержание
работы соответствует целям и задачам исследовательской/ проектной работы» и
далее описывается ее структура и примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в
3-й. Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце).
5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные
направления дальнейшей работы.
Вывод: проектная работа_______________________________________________________
(фамилия, инициалы ученика)
по теме: «_____________________________________________________________________
(название темы)
22

отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и
рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите.

Руководитель проектной работы
«_____» ______________ 20___ г.

_________________
ФИО

___________________
(подпись)

Приложение 4.
Рекомендации
к компьютерной презентации
итогового индивидуального проекта (исследования)








Компьютерная презентация проектной (исследовательской) работы не должна превышать 1012 слайдов.
Титульный лист презентации включает: полное наименование образовательной организации;
сведения о теме проекта (исследования) об авторе и руководителе проекта; год разработки
проекта.
Текст слайдов должен быть кратким, читаемым, максимально информативным и содержать
основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления
каждого раздела. Текст слайдов не должен полностью дублировать текст устной защиты.
В презентацию обязательно помещаются слайды о реализации проекта (фото, видео).
Слайды должны быть оформлены в едином стиле.
Презентация может содержать иллюстрации, графики, схемы, таблицы, с лаконичным
использованием анимационных и цветовых эффектов. Предпочтительно использовать светлые
тона на слайде и темный шрифт текста.
Размер шрифта не менее 21.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
23

объединения учителей русского языка и
литературы МОАУ СОШ № 35
от 31.08.2022 г.№1
Руководитель МО ______ Гимранова О.М.

Заместитель директора по УВР
_____________Т.А. Бухвалова
30.08.2022г.

24

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».