Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

10-11 Русский язык, рабочая программа ФГОС

Данная рабочая программа по русскому языку для 10—11 классов разработана на основе
требований к результатам освоения обучающимися образовательной программы среднего
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, примерной основной образовательной программы среднего общего
образования с учѐтом программы курса русского языка в старшей школе, программы курса
«Русский язык» 10-11 классы (базовый уровень), автор-составитель Н.Г.Гольцова ‒ М.: ООО
«Русское слово», 2019.
Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область
«Филология» и является обязательным компонентом учебного плана. Изучение курса рассчитано на 68 ч (34 учебных часов в 10 классе и 34 учебных часов в 11 классе — 1 ч в неделю).
Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета (базовый уровень)
10-11 классы
*Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания ценностного отношенияк отечественному культурному,
историческому и научному наследию, понимания значения литературы в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной литературы, заинтересованности в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
2. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных
проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных
ценностейразвития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования
позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; расширения сотрудничества между государством и обществом,
общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания
детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у
детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке
моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей,
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
4. Эстетического воспитания через приобщение учащихся к сокровищнице мировой
культуры и искусства.
I.

5. Физического воспитания и формирования культуры здоровья осознания ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания
последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил
безопасности в быту и реальной жизни;
6. Трудового воспитания и профессионального самоопределения коммуникативной
компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной
траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к
предмету, общественных интересов и потребностей;
7. Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как
источнику жизни на Земле, основе еѐ существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при
работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
8. Ценности научного познания мировоззренческих представлений соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих
закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по
предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и
информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем.
*Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД:ученик научитсясамостоятельно определять цели, основываясь на
соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности; оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
ученик получит возможность научиться оценивать возможные последствия
достижения поставленной цели в деятельности и собственной жизни; ставить и
формулировать собственные задачи в жизненных ситуациях; оценивать время и другие
нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь
достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
-Познавательные УУД: ученик научится искать и находить обобщѐнные способы
решения задач, в том числе осуществлять развѐрнутый информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;использовать различные
модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а
также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить
критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно

относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности;
ученик получит возможность научиться осуществлять развѐрнутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) цели, анализировать
противоречия в информационных источниках и высказывать собственную точку зрения,
рассматриватькритические замечания в отношении собственного суждения как ресурс
собственного развития, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
-Коммуникативные УУД: ученик научитсяосуществлять деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за еѐ
пределами),подбирать партнѐров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развѐрнуто, логично
и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
ученик получит возможность научиться осуществлять личную коммуникацию со
сверстниками и со взрослыми за пределами образовательной организации, организовывать
работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
*Предметные результаты
10 класс
Лексика: ученик научится использовать языковые средства адекватно цели общения и
речевой ситуации использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов; ученик получит возможность научиться использовать основные нормативные
словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
Фонетика. Графика. Орфоэпия: ученик научится различать основные понятия
фонетики, графики, орфоэпии, звуки и буквы, позиционные (фонетические) и исторические
чередования звуков, выполнять фонетический разбор, соблюдать в речевой практике
основные орфоэпические нормы; ученик получит возможность научиться подбирать и
использовать языковые средства фонетики в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения.
Морфемика и словообразование: ученик научится определять основные понятия
морфемики и словообразования, состав слова, морфемы корневые и аффиксальные,
производные и непроизводные основы слова; выполнять морфемный разбор слова, определять
основные понятия словообразования, морфологические и неморфологические способы
словообразования; понятие словообразовательной цепочки; выполнять словообразовательный
и формообразовательный разбор; ученик получит возможность научиться использовать
различные способы словообразования в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения

Морфология и орфография: ученик научится определять основные понятия
морфологии и орфографии, взаимосвязь морфологии и орфографии, определять принципы
русской орфографии. морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии,
владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением
гласных и согласных (по списку); о—ѐ после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в
корнях; знать неизменяемые морфемы (приставки, суффиксы разных частей речи) и верно их
писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных,
прилагательных и глаголов; уметь различать на письме омонимичные написания
самостоятельных и служебных частей речи; ученик получит возможность научиться
совершенствовать орфографические умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка.
11 класс
Синтаксис и пунктуация: ученик научится определять основные понятия синтаксиса и
пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ. Классифицировать словосочетания по видам синтаксической связи; предложения – по структуре, наличию главных и второстепенных членов,
интонационным особенностям. Применять правила постановки знаков препинания в простых
и сложных предложениях; ученик получит возможность научиться: совершенствовать
пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Культура речи: ученик научится соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в
речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать
собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные
нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки
зрения соответствия языковым нормам; ученик получит возможность научиться
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру
научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
Стилистика: ученик научится выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах; создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);подбирать и
использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля
обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в
соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; сознательно использовать
изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать
необходимую информацию из различных источников и переводить еѐ в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель
и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи;
ученик получит возможность научиться распознавать уровни и единицы языка в
предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; анализировать при оценке
собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские
высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского
языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей

современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи; дифференцировать главную и
второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном
тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при
создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно
перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст.
Из истории русского языкознания: ученик научится понимать, какую роль сыграли
М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К. Грот, А.А.Шахматов, Д.Н.
Ушаков, В.В. Виноградов. С. И. Ожегов в истории русского языкознания; ученик получит
возможность иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания.

II.Содержание учебного предмета «Русский язык» 10-11 классы
Общие сведения о языке

10 класс

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.
Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный
язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Формы
существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык как высшая
форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы
норм литературного языка. Норма и культура речи. Активные процессы в русском языке на
современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные
функциональные стили современного русского литературного языка Язык как система.
Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Проблемы
экологии языка. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их
употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика,
имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и
неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые
и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор
слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии
Орфография
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические,
традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки пре- и при-.
Гласные и - ы после приставок.
Употребление ъ и ъ .
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн
существительных.
Род имѐн существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых
имѐн существительных и аббревиатур.
Число имѐн существительных. Падеж и склонение имѐн существительных.
Морфологический разбор имѐн существительных.
Правописание падежных окончаний имѐн существительных. Варианты падежных
окончаний. Гласные в суффиксах имѐн существительных.
Правописание сложных имѐн существительных. Составные наименования и их
правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн
прилагательных.
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных
прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней
сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и
употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции
сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные
относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления
притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имѐн
прилагательных.
Правописание окончаний имѐн прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения
притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имѐн прилагательных.
Правописание Н и Н Н в суффиксах имѐн прилагательных. Правописание сложных имѐн
прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн
числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор
числительных. Особенности склонения имѐн числительных. Правописание имѐн

числительных. Употребление имѐн числительных в речи. Особенности употребления
собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и
грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор
местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения
глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория
времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.
Причастие
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у
причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание
суффиксов причастий.
Н и ННв причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в
прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход
деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на
шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории
состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический
разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению,
употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический
разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и
раздельное написание не – н и с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический
разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические
особенности употребления междометий.
Повторение и обобщение пройденного.
11класс
Повторение и обобщение изученного материала 10 класса
Синтаксис и пунктуация
Основные понятия синтаксиса и пунктуации

Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации.
Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор
словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация
предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений
по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространѐнные и
нераспространѐнные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и
неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого
предложения.
Простое осложнѐнное и неосложнѐнное предложение. Синтаксический разбор
простого предложения.
Однородные члены предложения
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и
неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединѐнных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединѐнных
повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки
препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.
Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном
обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением
Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при
междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы
придаточных предложений.
Сложносочинѐнное предложение
Знаки препинания в сложносочинѐнном предложении. Синтаксический разбор
сложносочинѐнного предложения.
Сложноподчинѐнное предложение
Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчинѐнного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчинѐнного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор
бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания
при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и
тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки
и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Речь. Речевое общение

Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей.
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный
стиль. Язык художественной литературы. Текст. Основные признаки текста. Виды чтения.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Культура видов речевой деятельности – чтения,
аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Язык и речь.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические,
акцентологические,
словообразовательные,
лексические,
морфологические,
синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая
ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Повторение и систематизация изученного материала.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Класс
10
11

контрольное
тестирование
2
2

сочинение
2
2

контрольный
словарный диктант
2
2

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КЛАСС
10

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

Языковой портрет современника.
Молодежный сленг и жаргон.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
СМИ и культура речи.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их
применения.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической
лексики в произведениях художественной литературы.
Русское письмо и его эволюция.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Антонимы и их роль в речи.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в
организации речи.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
Учение о частях речи в русской грамматике.
Грамматические нормы русского языка.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале
произведений художественной литературы).
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на
примере лирики русских поэтов).
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
Синтаксическая роль инфинитива.
11

Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского
литературного языка.
А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
Формы существования национального русского языка: русский
литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
Язык и культура.
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние
русской устной речи.
Вопросы экологии русского языка.
Виды делового общения, их языковые особенности.
Языковые особенности научного стиля речи.
Особенности художественного стиля.
Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и
семантики.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
Синонимика простых предложений.
Синонимика сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.
Способы введения чужой речи в текст.
Русская пунктуация и ее назначение.
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного
текста.
III.Тематическое планирование
В тематическом планировании данной рабочей программы представлен базовый
уровень освоения учебного предмета «Русский язык».
10 класс (34 ч)
Раздел

Колво
часов

Темы

Колво
час.

Основные виды деятельности обучающихся Основные
(на уровне УУД)
направления
воспитательной
деятельности
Осознавать роль русского языка в жизни Патриотическое,
человека и общества. Осознавать функции Гражданское,
русского языка как государственного и языка Духовномежнационального общения. Понимать роль нравственное,
и значение русского литературного языка, Эстетическое,
его историческое развитие .Уметь выявлять Ценность
характерные признаки разных стилей, научного
определять стилевую принадлежность текста, познания
создавать тексты разных стилей

Общие
сведения
о языке

1

Общие
сведен
ия о
языке

1

Лексика.
Фразеолог
ия.
Лексиког
рафия

5

Лексик
а.
Фразео
логия.
Лексик
ографи
я

5

Осознавать роль слова в формировании
и выражении мыслей и чувств.
Извлекать информацию о значении слов из
лингвистических словарей. Расширять свой
лексический запас. Определять характер
возможной ошибки при употреблении
синонимов,
антонимов,
паронимов,
омонимов.
Осознавать
выразительные
возможности
указанных
групп
слов,
находить их в литературном произведении.
Определять
роль
изобразительновыразительных
средств
в
создании
литературного
образа
и
настроения
художественного
произведения,
уметь
сознательно употреблять их в своей речи.
Осознавать внелитературный характер слов и
выражений лексики, имеющей ограниченную
сферу
употребления.
Воспитывать
литературный и речевой вкус, влияющий на
общую культуру личности. Уметь объяснить
значение и происхождение фразеологизмов.
Уметь использовать словари разных типов
для сбора лингвистической информации.

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Фонетика.
Графика.
Орфоэпия

1

Фонети
ка.
Графи
ка.
Орфоэ
пия

1

Владеть основными терминами и
понятиями раздела. Уметь объяснять
причины появления возможных ошибок,
связанных с фонетическими процессами в
слове. Уметь выполнять фонетический
разбор. Вырабатывать правильное
литературное произношение.

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного

Морфеми 2
ка
и
словообра
зование

Морфе 2
мика и
словоо
бразова
ние

Уметь при необходимости сопоставить фонетические системы двух разных языков: русского и изучаемого иностранного языка.
Уметь
находить
в
литературном
произведении
фонетические
средства
создания выразительности, определять их
роль в произведении
Владеть основными терминами и понятиями
раздела.
Употреблять их при выполнении
аналитических упражнений по морфемике и
словообразованию.
Понимать принципиальное отличие между
морфологическим и неморфологическим
способами образования слов, между
словообразованием и формообразованием.
Осознавать разницу между омонимичными
морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами.
Осознавать стилистические возможности
морфем.
Находить в тексте художественного произведения слова с стилистически окрашенными
морфемами.
Уметь объяснять роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета,
пейзажа в художественном произведении

Морфология и орфография 49 часов
3
Повторить, обобщить и систематизировать
Орфог
полученные в основной школе правила орфорафия
графии.
Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность

Самостоя
тельные
части
речи

33

Имя
сущест
витель
ное

2

Имя
прилаг
ательн

2

Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения об
имени существительном как части речи.
Определять грамматические признаки имени
существительного.
Определять признаки рода
несклоняемых имѐн существительных и
аббревиатур. Уметь на этой основе выбирать
верные формы сочетающихся с именами
существительными.имѐн прилагательных и
глаголов прошедшего времени.
Понимать особенности выбора падежных
окончаний имѐн существительных, выбирать
верные в стилистическом и грамматическом
плане варианты окончаний. Обобщить
правила
написания
сложных
имѐн
существительных
и
составных
наименований. Выполнять морфологический
разбор имѐн существительных
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения об
имени прилагательном как части речи.

познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания
Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовно-

ое

Имя
числит
ельное

2

Местои
мение

1

Глагол

3

Причас
тие

3

Выявлять стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения и
на этой основе выбирать верные грамматические формы степеней сравнения имѐн прилагательных.
Выявлять особенности образования и употребления кратких прилагательных. Уметь
выбирать синонимические формы полных и
кратких имѐн прилагательных. Обосновывать
свой выбор. Выполнять морфологический
разбор имѐн прилагательных.Обоснованно
выбирать верные формы падежных
окончаний имѐн прилагательных. Объяснять
выбор написания имѐн прилагательных,
использовать изобразительно-выразительные
возможности имѐн прилагательных в речи.
Находить
в
текстах
художественных
произведений
имена
прилагательные,
выявлять эпитеты и определять их роль в
создании образа и настроения
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения об
имени числительном как части речи.
Производить морфологический разбор имени
числительного.
Анализировать особенности склонения имѐн
числительных. Понимать особенности
употребления имѐн числительных в речи.
Употреблять в собственной речи верные
формы имѐн числительных
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
местоимении как части речи. Выявлять
стилистические и грамматические
особенности употребления местоимений.
Выполнять морфологический разбор местоимений.
Соблюдать правила правописания местоимений в речевой практике
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
глаголе как части речи.
Понимать особенности грамматических
категорий глагола.
Употреблять в речи правильные глагольные
формы.
Уметь правильно образовывать формы
глагола. Выполнять морфологический разбор
глагола. Выбирать и обосновывать верные
варианты глагола в собственной речевой
практике. Определять роль глаголов в
предложении и тексте
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
причастии как особой форме глагола.
Выполнять морфологический разбор причастия.
Понимать особенности образования причастий с учѐтом грамматических и сочетатель-

нравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания
Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания
Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного

Деепри
частие

2

Наречи
е

1

Слова
категор
ии
состоян
ия

Служебны 8
е части
речи

Предло
г

1

Союзы
и
союзны
е слова

1

Частиц
ы

2

ных норм.
Употреблять верные формы причастий в собственной речи, обосновывать свой выбор
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
деепричастии как особой форме глагола.
Выполнять морфологический разбор деепричастия. Осознавать процессы, приводящие к
переходу деепричастий в наречия и
предлоги. Определять роль деепричастий в
предложении и тексте

познания
Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
наречии как о части речи.
Производить морфологический разбор
наречий. Выявлять признаки выбора
написаний наречий, применять правила в
речевой практике. Определять
стилистические возможности наречий,
осознавать необходимость верного
употребления наречий в собственной речевой
практике
1 Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о категории состояния как о части речи.
Понимать сложность выявления слов категории состояния и их отличия от наречий на о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Выполнять морфологический разбор слов категории состояния.
Определять роль слов категории состояния в
предложении и тексте
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения об
особенностях служебных частей речи.
Выполнять морфологический разбор предлогов.
Объяснять написание предлогов.
Выявлять стилистические и грамматические
особенности употребления предлогов

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о союзах и их грамматических признаках.
Выполнять морфологический разбор союзов.
Объяснять написание союзов. Определять
роль союзов в предложении и тексте.
Употреблять союзы в письменной и устной
речи в соответствии с нормами русского
языка
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
частицах и их грамматических признаках.
Выполнять морфологический разбор частиц.
Объяснять выбор верного написания частиц.
Определять роль частиц в предложении и
тексте.

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания
Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного

Повторен 1
ие и
обобщени
е
пройденно
го

Междо
метие.
Звукоп
одража
тельны
е слова

1

Повтор
ение и
обобще
ние
пройде
нного

1

Употреблять частицы в письменной и устной
речи в соответствии с нормами русского
языка
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения
о междометиях и их грамматических признаках.
Выполнять морфологический разбор междометий.
Объяснять выбор верного написания междометий.
Определять роль междометия в предложении
и тексте.
Употреблять междометия в письменной и
устной речи в соответствии с нормами
русского языка
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах
и стилистических возможностях употребления

познания
Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

11 класс (34 ч)
Раздел

Колво
часов

Темы

Колво
час.

Повторен 2
ие и
обобщени
е
изученног
о
материала
10класса

Повтор
ение и
обобще
ние
изучен
ного
матери
ала10
класса

2

Синтакси
си
пунктуац
ия

Основн 1
ые
поняти
я
синтак
сиса и
пункту
ации

Знать основные принципы русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Словос
очетан
ие

Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
словосочетаниях, их строении и значении.

Патриотическое,
Гражданское,
Духовно-

19

1

Основные виды деятельности обучающихся Основные
(на уровне УУД)
направления
воспитательной
деятельности
Повторить, обобщить и систематизировать
Патриотическое,
полученные сведения о частях речи, их
Гражданское,
грамматических признаках, правописных
Духовнонормах и стилистических возможностях
нравственное,
употребления
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Предло
жение

1

Одноро
дные
члены
предло
жения

2

Обособ
ленные
члены
предло
жения

2

Знаки
препин
ания

2

Моделировать и употреблять в речи
синонимические по значению и строению
словосочетания

нравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
предложениях, их строении и значении.
Сопоставлять и анализировать синонимические
предложения
разной
структуры,
выявлять их различия.
Корректировать интонацию простого предложения в зависимости от структуры, значения,
речевого замысла.
Интонационно
правильно
выделять
логическое ударение в предложениях
Моделировать
предложения
различной
структуры
в
соответствии
с
коммуникативной задачей высказывания,
употреблять их в собственной речевой
практике.
Правильно согласовывать подлежащее и
сказуемое.
Выполнять синтаксический и
пунктуационный анализ простых
осложнѐнных предложений. Создавать
синонимические конструкции простых
предложений.
Понимать и использовать в своей речи
выразительные возможности порядка слов в
предложении.
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения об
однородных членах предложения, способах
их соединения.
Выполнять синтаксический и
пунктуационный разбор предложений с
однородными членами. Моделировать
предложения с различными рядами
однородных членов.
Выявлять выразительные возможности однородных членов предложения. Наблюдать и
анализировать, как изменяется характер
восприятия предложений в зависимости от
включения различных рядов однородных
членов
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения об
обособленных членах предложения.
Находить в тексте предложения с
обособленными членами, определять их
выразительные возможности.
Анализировать структурные особенности
предложений с обособлениями и расставлять
на этой
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
словах и конструкциях, грамматически не

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания
Патриотическое,
Гражданское,
Духовно-

при
словах
и
констр
укциях,
грамма
тическ
и
не
связан
ных с
предло
жением
Сложн 8
ое
предло
жение
Сложн
осочин
ѐнное
предло
жение.
Сложн
оподчи
нѐнное
предло
жение

связанных с предложением.
Моделировать предложения с
включением в них обращений и вводных
слов. Учитывать выразительные
возможности обращений, вводных слов и
вставных конструкций при анализе
художественного текста. Использовать
выразительные возможности обращений и
вставных конструкций в речи

нравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
сложном предложении.
Понимать синонимию сложного
предложения. Уметь моделировать сложные
предложения разной синтаксической
структуры, преобразовывать сложные
предложении в простые и наоборот.
Проводить синтаксический и
пунктуационный анализ сложного
предложения. Различать смысловые и
грамматические особенности сложных
предложений разных видов. Уметь
использовать сложные предложения разной
структуры при создании собственного текста
Повторить, обобщить и систематизировать
полученные в основной школе сведения о
предложениях с чужой речью.

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Предло
жения
с
чужой
речью

1

Употре
бление
знаков
препин
ания

1

Повторить, обобщить и систематизировать
полученные сведения об употреблении
знаков препинания.
Понимать смыслоразличительную
функцию знаков препинания.
Уметь анализировать трудные случаи
пунктуационного оформления письменного
высказывания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Повторить, обобщить и систематизировать
сведения о языке и речи.
Уметь находить информацию о языковой
норме в разных типах лингвистических
словарей. Видеть ошибки и исправлять их в
соответствии с нормами русского
литературного языка.Определять качества
хорошей речи. Соблюдать требования к
коммуникативным качествам хорошей речи в
собственной речевой практике.
Моделировать ораторские тексты разной направленности, различных речевых жанров
Понимать стилистические требования к организации избранного говорящим языкового

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Культура
речи

3

Культу
ра речи

3

Речь.
Речевое

8

Стилис
тика

8

Патриотическое,
Гражданское,

общение

Из
истори
и
русског
о
языкоз
нания.

Повторен 2
ие
и
системати
зация
изученног
о

Повтор 2
ение и
систем
атизац
ия
изучен
ного

материала.
Находить при анализе художественного
текста различные тропы.
Уметь доказать принадлежность текста к
тому или иному стилю, различать стили речи
по лексическим, морфологическим,
синтаксическим признакам.
Уметь
перерабатывать
тексты
и
анализировать их с точки зрения наличия в
них явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Уметь сопоставлять тексты разных стилей.
Знать жанры, характерные для каждого стиля
речи.
Уметь создавать тексты разных стилей и
жанров.
Знать и уметь сформулировать основные
признаки текста.
Различать функционально-смысловые
типы речи.
Моделировать тексты разных стилей и типов
в зависимости от речевого замысла и
поставленной задачи подготовленного
сообщения. Расширять лингвистический
кругозор. Осознавать роль великих русских
учѐных-лингвистов в истории русского
языкознания
Повторить, обобщить и
систематизировать сведения, полученные в
ходе обучения курсу в 10—11 классах

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей русского языка и литературы МАОУ
СОШ № 35 от 30.08.2022 г.№1
Руководитель МО ______ Гимранова О.М.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания

Патриотическое,
Гражданское,
Духовнонравственное,
Эстетическое,
Ценность
научного
познания
СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
_____________Т.А. Бухвалова
31.08.2022г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».