1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «химия»
Личностные результаты
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за
российскую химическую науку;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью,
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических
веществ.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способностивладеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2. Гражданского воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления
к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков
3. Ценности научного познания
мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на
получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4. Формирования культуры здоровья
осознания ценности жизни, ответственного отношения ксвоему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и
неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении
с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5. Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного
выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и
потребностей;
6. Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе какисточнику жизни на Земле, основе еѐ существования, понимания ценности здорового
и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическомуздоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей при родной средой,
повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов химии; экологического мышления, умения руководствоваться имв познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса химии:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов
познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование,
исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и
систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно- следственных связей и поиск аналогов;
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и
формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и
уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования
являются: в познавательной сфере —знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий; умение описывать
демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной)
язык и язык химии; умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и
органические соединения, химические реакции по разным основаниям; умение характеризовать изученные классы
неорганических и органических соединений, химические реакции; готовность проводить химический эксперимент,
наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать
выводы; умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии
со свойствами изученных; поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ,
изготовление химического информационного продукта и его презентация; владение обязательными справочными
материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости,
электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения,
состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных
веществ; установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического
строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием
функциональных групп; Моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ; понимание
химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
в трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской,
творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и
химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами
и лабораторным оборудованием.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускник на базовом уровне научится:
— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;
— раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;
формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни человека; устанавливать взаимосвязь между
химией и другими естественными науками;
формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова и
иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;
аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической
химии;
формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в строении и свойствах химических
элементов и образованных ими веществ на основе Периодической системы как графического отображения
Периодического закона;
характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева;
классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток, объяснять механизмы их образования и
доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);
объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;
классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и
устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;
характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в живой и неживой природе;
характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и его практическое значение;
характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и предлагать способы защиты от нее;
классифицировать неорганические и органические вещества;
характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений в плане от
общего через особенное к единичному;
использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств
(химические уравнения) веществ;
использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для
составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;
знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ;
характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений
(алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных
одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти
и природного газа);
экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и
органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;
характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных факторов;
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками
химических реакций;
соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с
химическими веществами, материалами и процессами.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач химической тематики;
прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;
прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими
процессами;
устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);
раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;
прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с
учетом степеней окисления элементов, образующих их;
аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;
владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения
органических веществ;
критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;
понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их
решения, в том числе и с помощью химии.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 10-11 КЛАСС,
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН -10 класс
Раздел
Тема
I
Предмет органической
химии. Теория строения
органических соединений
А.М. Бутлерова
Углеводороды и их
природные источники.
Кислород- и азотсодержащие
органические соединения
Органическая химия и
общество
II
III
IV
Итого
Количество
часов
Контрольных
работ
Практических
работ
12
1
1
14
1
1
2
2
2
6
34
10 КЛАСС.
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений
Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности состава и строения органических веществ. Витализм
и его крах. Понятие об углеводородах.
Основные положения теории химического строения. Валентность. Структурные формулы – полные и сокращѐнные. Простые
(одинарные) и кратные (двойные и тройные) связи. Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекуле.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели (шаростержневые и объемные) молекул
органических соединений разных классов. Определение элементного состава органических соединений.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей органических соединений.
Углеводороды и их природные источники
Предельные углеводороды. Алканы. Гомологический ряд и его общая формула алканов.. Структурная изомерия (изомерия
углеродной цепи). Циклоалканы Алкильные радикалы. Номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов:
горение, реакции замещения(галогенирования),реакция изомеризации, реакция разложения метана, реакция дегидрирования
этана.
Непредельные углеводороды. Алкены. Гомологический ряд алкенов. Этилен. Номенклатура. Структурная и
пространственная (геометрическая) изомерия. Промышленное получение алкенов: крекинг и дегидрирование алканов.
Лабораторное получение этилена - реакция дегидратации этанола. Реакции присоединения: гидратация, гидрогалогенирование,
галогенирование, полимеризация. Правило Марковникова. Окисление алкенов. Качественные реакции на непредельные
углеводороды.
Алкадиены. Каучуки. Сопряжѐнные алкадиены: бутадиен -1,3, изопрен. Номенклатура. Способы получения алкадиенов.
Реакция Лебедева. Реакции присоединения алкадиенов. Каучуки: натуральный, синтетический (бутадиеновый, изопреновый)..
Вулканизация каучука. Резина. Эбонит.
Алкины. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Получение и применение ацетилена. Химические свойства
ацетилена: горение, реакции присоединения – гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация (реакция Кучерова).
Винилхлорид, полихлорвинил.
Арены. Бензол: его строение, некоторые физические и химические свойства (горение, реакции замещения –
галогенирование, нитрование), получение и применение. Экстракция.
Нефть и способы еѐ переработки. Попутный нефтяной газ, его состав и фракции (газовый бензин, пропан-бутановая, сухой газ).
Нефть, еѐ состав и переработка (перегонка, крекинг, риформинг). Нефтепродукты. Октановое число бензина.
Каменный уголь и его переработка. Ископаемый уголь: антрацит, каменный, бурый. Коксование каменного угля. Коксовый газ,
аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс. Газификация и каталитическое гидрирование каменного угля.
Демонстрации.
Горение метана, этана, ацетилена.
Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде.
Получение этилена реакцией дегидратации этанола и ацетилена гидролизом карбида кальция.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
Коллекция «Нефть и нефтепродукты», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучуки».
Лабораторные опыты
Обнаружение продуктов горения свечи.
Исследование свойств каучуков.
Кислород- и азотсодержащие органические соединения
Одноатомные спирты. Функциональная гидроксильная группа. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов.
Номенклатура. Изомерия положения функциональной группы. Водородная связь. Химические свойства спиртов. Альдегидная
группа. Реакция этерификации, сложные эфиры. Применение спиртов. Действие метилового и этилового спиртов на организм
человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль как представитель двухатомных спиртов и глицерин как представитель
трѐхатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты, их свойства, получение и применение. Понятие об
антифризах.
Фенол. Строение, получение, свойства и применение фенола. Качественные реакции на фенол. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола.
Альдегиды и кетоны. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов, состав их молекул. Функциональная
карбонильная группа. Качественные реакции на альдегиды. Свойства, получение и применение формальдегида. Понятие о
кетонах на примере ацетона.
Карбоновые кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства
карбоновых кислот. Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.
Сложные эфиры. Жиры. Способы получения и химические свойства сложных эфиров. Строение жиров. Кислотный и
щелочной гидролиз жиров. Мыла. Гидрирование жиров.
Углеводы. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза как альдегидоспирт. Сорбит. Молочнокислое и спиртовое брожение. Фотосинтез.
Дисахариды. Сахароза, Полисахариды: крахмал, целлюлоза.
Амины. Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин. Получение аминов. Реакция Зинина. Химические свойства
и применение аминов.
Аминокислоты. Аминокислоты, состав их молекул и свойства как амфотерных органических соединений. Глицин как
представитель аминокислот. Получение полипептидов реакцией поликонденсации. Понятие о пептидной связи.
Белки. Строение молекул белков: первичная, вторичная и третичная структуры. Качественные реакции на белки. Гидролиз,
денатурация и биологические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений. Понятие о генетической связи между классами углеводородов,
кислород- и азотсодержащих соединений. Иллюстрации генетической связи на примере органических соединений различных классов,
содержащих два атома углерода.
Демонстрации.
Получение альдегидов окислением спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Зависимость растворимости фенола в воде от температуры.
Взаимодействие с бромной водой и хлоридом железа (III) как качественные реакции на фенол.
Реакция серебряного зеркала и со свежеполученным гидроксидом меди (II) при нагревании как качественные реакции на
альдегиды.
Образцы муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой кислот и их растворимость в воде.
Свойства глюкозы как альдегида и как многоатомного спирта в реакциях с гидроксидом меди (II).
Идентификация крахмала.
Качественные реакции на белки.
Лабораторные опыты
Сравнение скорости испарения воды и этанола.
Растворимость глицерина в воде.
Химические свойства уксусной кислоты.
Определение непредельности растительного масла.
Идентификация крахмала в некоторых продуктов питания.
Изготовление крахмального клейстера.
Изготовление моделей молекул аминов.
Изготовление модели молекулы глицина.
Практическая работа 1. Идентификация органических соединений.
Органическая химия и общество
Биотехнология. Древнейшие и современные биотехнологии. Важнейшие направления биотехнологии: генная
(генетическая) и клеточная инженерия. Клонирование.
Полимеры. Классификация полимеров. Искусственные полимеры: целлулоид, ацетатный шелк, вискоза, целлофан.
Пластмассы. Волокна.
Синтетические полимеры. Полимеризация и поликонденсация как способы получения полимеров. Синтетические каучуки.
Полистирол, тефлон и поливинилхлорид как представители пластмасс. Синтетические волокна: капрон, нейлон, кевлар, лавсан.
Демонстрации.
Коллекция каучуков, пластмасс, синтетических волокон и изделий из них.
Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы свеженатертых моркови или картофеля.
Лабораторные опыты
Ознакомление с коллекциями каучуков, пластмасс и волокон.
Практическая работа 2. Распознавание пластмасс и волокон.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - 11 класс.
Раздел
I
Тема
Строение веществ
Количество часов
9
Контрольных работ
Практических работ
II
Химические реакции
12
1
1
Вещества и их свойства
Химия и современное общество
9
4
34
1
1
2
2
III
IV
Итого
11 КЛАСС
Строение веществ
Основные сведения о строении атома. Строение атома: состав ядра (нуклоны) и электронная оболочка. Понятие об изотопах. Понятие
о химическом элементе как совокупности атомов с одинаковым зарядом ядра.
Периодическая система химических элементов и учение о строении атома. Физический смысл принятой в таблице Д.И. Менделеева
символики: порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Понятие о валентных электронах. Отображение строения
электронных оболочек атомов химических элементов с помощью электронных и электронно-графических формул. Закономерные изменения
свойств элементов в периодах и группах периодической системы как следствие их электронного строения. Электронные семейства
химических элементов.
Становление и развитие периодического закона и теории химического строения. Предпосылки открытия периодического закона и
теории химического строения органических соединений. Роль личности в истории химии. Значение практики в становлении и развитии
химической теории.
Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решѐтка. Катионы и анионы. Понятие об ионной химической связи.
Физические свойства веществ, имеющих ионную кристаллическую решѐтку.
Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Электроотрицательность. Неполярная и полярная ковалентная связь.
Кратность ковалентной связи. Механизм образования ковалентных связей: обменный и донорно-акцепторный. Полярность молекул как
следствие полярности связи и геометрии молекулы. Физические свойства, имеющих атомную или молекулярную кристаллическую решѐтку.
Металлическая химическая связь. Понятие о металлической связи и металлической кристаллической решѐтке. Физические свойства
металлов, обусловленные их кристаллическим строением. Применение металлов. Чѐрные и цветные металлы. Сплавы.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородных связей в природе.
Полимеры. Получение полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Важнейшие представители пластмасс и волокон, их
получение, свойства и применение. Понятие о неорганических полимерах и их представители.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной фазе и дисперсной среде. Агрегатное состояние и размер частиц фазы как основа для
классификации дисперсных систем. Грубодисперсные системы – эмульсии, суспензии и аэрозоли, их представители. Тонкодисперсные
системы -золи и гели, их представители. Понятия о синерзисе и коагуляции.
Демонстрации
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в различных формах.
Модели ионной кристаллической решѐтки на примере хлорида натрия.
Минералы с ионной кристаллической решѐткой: кальцит, галит.
Модели молекулярной кристаллической решѐтки на примере «сухого льда» или иода и атомной кристаллической решѐтки на примере
алмаза, графита или кварца.
Модель молярного объѐма газа.
Модели кристаллических решѐток некоторых металлов.
Коллекции образцов различных дисперсных систем.
Синерезис и коагуляция.
Лабораторные опыты
Конструирование модели металлической химической связи.
Получение коллоидного раствора куриного белка, исследование его свойств с помощью лазерной указки и проведение
его денатурации.
Получение эмульсии растительного масла и наблюдение за еѐ расслоением.
Получение суспензии известкового молока и наблюдение за еѐ седиментацией.
Химические реакции
Классификация химических реакций. Изомеризация как реакция, протекающая без изменения состава вещества. Аллотропия и еѐ
причины. Классификация реакций по различным основаниям: числу и составу реагентов и продуктов, по тепловому эффекту.
Термохимические уравнения реакций.
Скорость химических реакций. Факторы, от которых зависит скорость химических реакций: природа реагирующих веществ,
температура, площадь соприкосновения реагирующих веществ, их концентрация, наличие катализатора. Понятие о катализе. Ферменты как
биологические катализаторы. Ингибиторы реакций и их значение.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Понятие об обратимых реакциях и
химическом равновесии. Принцип Ле Шателье и способы смещения химического равновесия. Общая характеристика реакции синтеза
аммиака и рассмотрение условий смещения равновесия этой реакции на производстве.
Гидролиз. Обратимый и необратимый гидролиз. Гидролиз солей и его типы. Понятие об энергетическом обмене в клетке и роли
гидролиза в нѐм.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления и еѐ определение по формулам органических и неорганических
веществ. Окислители и восстановители. Понятие о процессах окисления и восстановления. Составление уравнений химической реакций на
основе метода электронного баланса.
Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза. Характеристика электролиза как окислительновосстановительного процесса. Особенности электролиза, протекающего в растворах электролитов. Получение галогенов, водорода,
кислорода, щелочных металлов и щелочей, а также алюминия электролизом расплавов и растворов соединений этих элементов. Понятие о
гальванопластике, гальваностегии, рафинировании цветных металлов.
Демонстрации
Растворение серной кислоты и аммиачной селитры и фиксация тепловых явлений для этих процессов.
Взаимодействие соляной, серной и уксусной кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами)
цинка и взаимодействие одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой как пример
зависимости скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
Взаимодействие растворов тиосульфата натрия разной концентрации и температуры с раствором серной кислоты.
Моделирование «кипящего слоя».
Использование неорганических катализаторов (солей железа, иодида калия) и природных объектов, содержащих каталазу
(сырое мясо, картофель), для разложения пероксида водорода.
Взаимодействие цинка с соляной кислотой и соляной кислоты с нитратом серебра как примеры окислительновосстановительной реакции и реакции обмена.
Конструирование модели электролизѐра.
Видеофрагмент о промышленной установке для получения алюминия.
Лабораторные опыты
Иллюстрация правила Бертолле на практике: проведение реакций с образованием осадка, газа и воды.
Гетерогенный катализ на примере разложения пероксида водорода в присутствии диоксида марганца.
Смещение равновесия в системе Fe3++ 3CNS- ←→ Fe(CNS)3
Испытание индикаторами среды растворов солей различных типов.
Окислительно-восстановительная реакция и реакция обмена на примере взаимодействия растворов сульфата меди (II) с
железом и раствором щелочи.
Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая реакция»
Вещества и их свойства
Металлы. Физические свойства металлов как функция их строения. Деление металлов на группы в технике. Химические свойства
металлов и электролитический ряд напряжений. Понятие о металлотермии (алюминотермия, магниетермия и др.).
Неметаллы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд электроотрицательности.
Неорганические и органические кислоты. Кислоты в свете атомно-молекулярного учения. Кислоты в свете протонной теории. Общие
химические свойства кислот.
Неорганические и органические основания. Основания в свете атомно-молекулярного учения. Основания в свете электролитической
диссоциации. Основания в свете протонной теории. Химические свойства органических и неорганических оснований.
Неорганические и органические амфотерные соединения. Неорганические амфотерные соединения (оксиды и гидроксиды), их
свойства и получение. Амфотерные органические соединения на примере аминокислот. Пептиды и пептидная связь.
Соли. Классификация солей. Жѐсткость воды и способы еѐ устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. Общие
химические свойства солей.
Демонстрации
Коллекция металлов.
10 класс
Коллекция неметаллов.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Вспышка термитной смеси.
Вспышка чѐрного пороха.
Вытеснение галогенов из растворов другими галогенами.
Взаимодействие паров концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака («дым без огня»)
Получение аммиака и изучение его свойств.
Различные случаи взаимодействия растворов солей алюминия со щѐлочью.
Получение жѐсткой воды и устранение еѐ жѐсткости.
Лабораторные опыты
Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с кислотой.
Исследование концентрированных растворов соляной и уксусной кислот капельным методом при их разбавлении водой.
Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
Проведение качественных реакций по определению состава соли.
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства».
Химия и современное общество
Химическая технология. Производство аммиака и метанола. Понятие о химической технологии. Химические реакции, лежащие в
основе производства аммиака и метанола. Общая классификационная характеристика реакций синтеза в производстве этих продуктов.
Научные принципы, лежащие в основе производства аммиака и метанола. Сравнение этих производств.
Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой
техники, продуктов питания, этикеток по уходу за одеждой.
Демонстрации
Модель промышленной установки получения серной кислоты.
Модель колонны синтеза аммиака.
Видеофрагменты и слайды о степени экологической чистоты товара.
Лабораторные опыты
Изучение маркировок различных видов промышленных и производственных товаров.
1
Разделы
Предмет органической
химии. Теория строения
органических
соединений А.М.
Бутлерова (2 ч)
№
п/п
Содержание
Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности
состава и строения органических веществ. Витализм и его крах. Понятие об
углеводородах.
Основные положения теории строения. Валентность. Структурные формулы –
полные и сокращенные. Простые (одинарные) и кратные (двойные и тройные)
связи. Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекуле.
Практические работы
Гомологический ряд алканов и его общая формула. Циклоалканы.
2
Структурная изомерия углеродной цепи. Радикал. Алкильные радикалы.
Номенклатура алканов. Химические свойства алканов: горение, реакции
замещения(галогенирования), реакция разложения метана, реакция
дегидрирования этана. Структурная изомерия алкенов. Промышленное
получение алкенов: крекинг и дегидрирование алканов. Реакция
дегидратации этанола как лабораторный способ получения этилена. Реакции
Тема 2. Углеводороды и их природные источники. (12 ч)
присоединения: гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование,
полимеризация. Правило Марковникова. Окисление алкенов. Качественные
реакции на непредельные углеводороды. Сопряжѐнные диены, их
номенклатура. Бутадиен-1,3, изопрен. Реакции присоединения алкадиенов.
Каучуки: натуральный, синтетический (бутадиеновый, изопреновый). Реакция
Лебедева. Вулканизация каучука. Резина. Эбонит. Общая характеристика
гомологического ряда. Способы образования названий алкинов. Химические
свойства ацетилена: горение, реакции присоединения – гидрогалогенирование,
галогенирование, гидратация (реакция Кучерова), его получение и применение.
Винилхлорид и его полимеризация в полихлорвинил. Бензол как представитель
ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола, его физические
свойства. Способы получения и химические свойства бензола: горение, реакции
замещения – галогенирование, нитрование. Получение и применение бензола.
Состав природного газа. Его нахождение в природе. Преимущества природного газа
как топлива. Химическая переработка природного газа: конверсия, пиролиз. Синтезгаз и его применение. Попутные газы, их состав. Переработка попутного газа на
фракции: сухой газ, пропан-бутановая смесь, газовый бензин.
Состав нефти и еѐ переработка: перегонка, крекинг, риформинг. Нефтепродукты и
их получение. Понятие об октановом числе. Химические способы повышения
качества бензина. Коксование каменного угля и его продукты: коксовый газ,
аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс. Газификация каменного угля.
Тестирование, решение задач и выполнение упражнений по теме
Функциональная гидроксильная группа. Гомологический ряд предельных
Практическая
работа 1.
одноатомных спиртов. Изомерия положения функциональной группы.
Идентификация
Водородная связь. Химические свойства спиртов. Альдегидная группа. органических
Реакция этерификации, сложные эфиры. Применение спиртов. Действие соединений
3
метилового и этилового спиртов на организм человека.
Этиленгликоль как представитель двухатомных спиртов и глицерин как
представитель трѐхатомных спиртов. Качественная реакция на
Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч)
многоатомные спирты, их свойства, получение и применение. Понятие об
антифризах. Строение, получение, свойства и применение фенола.
Качественные реакции на фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле
фенола. Формальдегид и ацетальдегид, состав их молекул. Функциональная
карбонильная группа. Качественные реакции на альдегиды. Свойства,
получение и применение. Понятие о кетонах на примере ацетона.
Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства карбоновых кислот. Получение и применение
муравьиной и уксусной кислот. Способы получения и химические свойства
сложных эфиров. Строение жиров. Кислотный и щелочной гидролиз жиров.
Мыла. Гидрирование жиров. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза как
альдегидоспирт. Сорбит. Молочнокислое и спиртовое брожение.
Фотосинтез. Дисахариды. Сахароза, Полисахариды: крахмал, целлюлоза.
Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин. Получение
аминов. Реакция Зинина. Химические свойства и применение аминов.
Аминокислоты, состав их молекул и свойства как амфотерных
органических соединений. Глицин как представитель аминокислот.
Получение полипептидов реакцией поликонденсации. Понятие о пептидной
связи. Строение молекул белков: первичная, вторичная и третичная
структуры. Качественные реакции на белки. Гидролиз, денатурация и
биологические функции белков. Понятие о генетической связи между
классами углеводородов, кислород- и азотсодержащих соединений.
Органическая химия и общество (6 ч)
Развитие биотехнологии. Направления биотехнологии: генная (генетическая) и
4
клеточная инженерия. Клонирование.
Классификация полимеров. Искусственные полимеры: целлулоид, ацетатный шелк,
вискоза, целлофан.
Полимеризация и поликонденсация как способы получения полимеров.
Синтетические каучуки. Полистирол, тефлон и поливинилхлорид как
представители пластмасс. Синтетические волокна: капрон, нейлон, кевлар, лавсан.
Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года
11 класс
Практическая
работа 2
Распознавание
пластмасс и
волокон
Строение атома: состав ядра (нуклоны) и электронная оболочка. Понятие об
1
изотопах. Понятие о химическом элементе как совокупности атомов с одинаковым
зарядом ядра. Физический смысл принятой в таблице Д.И. Менделеева символики:
порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Понятие о
валентных электронах. Отображение строения электронных оболочек атомов
химических элементов с помощью электронных и электронно-графических
формул. Объяснение закономерностей изменения свойств элементов в периодах и
группах периодической системы как следствие их электронного строения.
Электронные семейства химических элементов. Предпосылки открытия
периодического закона и теории химического строения органических соединений.
Роль личности в истории химии. Значение практики в становлении и развитии
Строение веществ (9 ч)
химической теории. Катионы и анионы: их заряды и классификация по составу на
простые и сложные. Понятие об ионной химической связи. Ионная
кристаллическая решѐтка и физические свойства веществ, имеющих ионную
кристаллическую решѐтку. Понятие о ковалентной связи.
Электроотрицательность. Неполярная и полярная ковалентная связь. Кратность
ковалентной связи. Механизм образования ковалентных связей: обменный и
донорно-акцепторный. Полярность молекул как следствие полярности связи и
геометрии молекулы. Кристаллические решѐтки веществ с ковалентной связью
(молекулярные и атомные). Физические свойства веществ, имеющих атомную или
молекулярную кристаллическую решѐтку. Понятие о металлической связи и
металлической кристаллической решѐтке. Физические свойства металлов,
обусловленные их кристаллическим строением. Применение металлов. Чѐрные и
цветные металлы. Сплавы. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные
связи. Значение водородных связей в природе. Получение полимеров реакциями
полимеризации и поликонденсации. Важнейшие представители пластмасс и
волокон, их получение, свойства и применение. Понятие о неорганических
полимерах и их представители. Понятие о дисперсной фазе и дисперсной среде.
Агрегатное состояние и размер частиц фазы как основа для классификации
Изомеризация как реакция, протекающая без изменения состава вещества.
2
Аллотропия и еѐ причины. Классификация реакций по различным основаниям:
числу и составу реагентов и продуктов, по тепловому эффекту. Термохимические
уравнения реакций. Факторы, от которых зависит скорость химических реакций:
природа реагирующих веществ, температура, площадь соприкосновения
реагирующих веществ, их концентрация, наличие катализатора. Понятие о
катализе. Ферменты как биологические катализаторы. Ингибиторы реакций и их
значение. Классификация химических реакций по признаку обратимости. Понятие
Химические реакции (12 ч)
об обратимых реакциях и химическом равновесии. Принцип Ле Шателье и способы
смещения химического равновесия. Общая характеристика реакции синтеза
аммиака и рассмотрение условий смещения равновесия этой реакции на
производстве. Обратимый и необратимый гидролиз. Гидролиз солей и его типы.
Гидролиз органических соединений в живых организмах. Понятие об
энергетическом обмене в клетке и роли гидролиза в нѐм. Степень окисления и еѐ
определение по формулам органических и неорганических веществ. Окислители и
восстановители. Понятие о процессах окисления и восстановления. Составление
уравнений химической реакций на основе метода электронного баланса.
Характеристика электролиза как окислительно-восстановительного процесса.
Особенности электролиза, протекающего в растворах электролитов. Практическое
применение электролиза: получение галогенов, водорода, кислорода, щелочных
металлов и щелочей, а также алюминия электролизом расплавов и растворов
соединений этих элементов. Понятие о гальванопластике, гальваностегии,
рафинировании цветных металлов. Решение экспериментальных задач по теме
«Химическая реакция» Тестирование, решение задач и выполнение упражнений по
вопросам изученных тем.
Контрольная работа 1 по теме «Строение веществ. Химическая реакция».
Физические свойства металлов как функция их строения. Деление металлов на
3
группы в технике. Химические свойства металлов и электролитический ряд
напряжений. Понятие о металлотермии (алюминотермия, магниетермия и др.).
Неметаллы как окислители. Неметаллы как восстановители. Ряд
Вещества и их свойства
(9 ч)
электроотрицательности. Кислоты в свете атомно-молекулярного учения. Кислоты
в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протонной теории.
Общие химические свойства кислот. Классификация кислот. Основания в свете
атомно-молекулярного учения. Основания в свете электролитической диссоциации.
Основания в свете протонной теории. Химические свойства органических и
неорганических оснований. Неорганические амфотерные соединения (оксиды и
гидроксиды), их свойства и получение. Амфотерные органические соединения на
примере аминокислот. Пептиды и пептидная связь. Классификация солей.
Жѐсткость воды и способы еѐ устранения. Переход карбоната в гидрокарбонат и
обратно. Общие химические свойства солей. Решение экспериментальных задач по
теме «Вещества и их свойства». Тестирование, решение задач и упражнений
Контрольная работа 2 по теме «Вещества и их свойства»
Понятие о химической технологии. Химические реакции, лежащие в основе
Химия и современное
общество (4 ч)
4
производства аммиака и метанола. Научные принципы, лежащие в основе
производства аммиака и метанола. Сравнение этих производств.
Маркировка упаковочных материалов, электроники и бытовой техники, продуктов
питания, этикеток по уходу за одеждой.
Повторение и обобщение курса. Подведение итогов учебного года
3. ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА. 10-11 Классы. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
программы
Темы
Кол-во часов
Разделы
Кол-во часов
10 класс
Основные
Основные виды деятельности обучающихся
направления
(на уровне универсальных учебных действий)
воспитательной
деятельности
1. Предмет
2
Предмет
1
органической химии.
органической
Характеризовать особенности состава и строения органических
1,3
веществ, классифицировать их на основе происхождения и
химии. Теория
переработки. Аргументировать несостаятельность витализма.
строения
Определять отличительные особенности углеводородов.
органических
соединений
Основные
1
Формулировать основные положения теории химического строения
положения теории
А.М. Бутлерова. Различать понятия «валентность» и «степень
строения
окисления».
Составлять молекулярные и структурные формулы.
Классифицировать ковалентные кратные связи по кратности.
Объяснять явление изомерии и взаимное влияние атомов в
молекуле.
2.
12
Алканы
2
Определять принадлежность соединений к алканам на основе
Углеводороды
анализа состава их молекул. Давать названия алканам по
и их
международной номенклатуре. Характеризовать состав и свойства
природные
важнейших представителей алканов. Наблюдать химический
источники
эксперимент и фиксировать его результаты. Различать понятия
«гомолог» и «изомер»
1,3,4,6
Алкены.
2
Определять принадлежность соединений к алкенам на основе
1,3,4,6
анализа состава их молекул. Давать названия алкенам по
международной номенклатуре. Характеризовать состав и свойства
важнейших представителей алкенов. Наблюдать химический
эксперимент и фиксировать его результаты.
Алкадиены.
1
Различать понятия «гомолог» и «изомер» для алкенов
1,3,4,6
Определять принадлежность соединений к алкадиенам на основе
Каучук
анализа состава их молекул.
Давать названия алкадиенам по международной номенклатуре.
Характеризовать состав и свойства важнейших представителей
алкадиенов. Осознавать значимость роли отечественного учѐного в
получении первого синтетического каучука.
Устанавливать зависимость между строением и свойствами
полимеров на примере каучука, резины и эбонита
Алкины
1
Определять принадлежность соединений к алкинам на основе
анализа состава их молекул. Давать названия алкинам по
международной номенклатуре. Характеризовать состав молекулы,
свойства и применение ацетилена. Устанавливать прчинноследственную связь. между составом, строением молекул,
свойствами и применением ацетилена. Различать понятия
«гомолог» и «изомер» для алкинов.
1,3,4,6
Арены
1
Характеризовать состав молекулы, свойства и применение бензола.
1,3,4,6
Устанавливать прчинно-следственную связь между строением
молекулы бензола, его свойствами и применением.
Наблюдать химический эксперимент и фиксировать его результаты
Природный и
1
Характеризовать состав природного газа и основные направления
1,3,4,6
его переработки и использования. Сравнивать нахождение в природе
попутный газы
и состав природного газа и попутных газов. Характеризовать состав
попутного газа и основные направления его переработки и
использования
Нефть и
1
Характеризовать состав нефти и основные направления еѐ
способы еѐ
переработки. Различать нефтяные фракции и описывать области их
переработки
применения. Осознавать необходимость химических способов
1,3,4,6
повышения качества бензина
Каменный уголь и его
1
переработка
Характеризовать основные продукты коксохимического
1,3,4,6
производства. Описывать области применения коксового
газа, аммиачной воды., каменноугольной смолы, кокса.
Осознавать необходимость газификации каменного угля как
альтернативы природному газу
Повторение и
обобщение
1
Решать задачи, выполнять тесты и упражнения по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым
результатом
3,4,6
Контрольная
1
2,5
работа 1
«Теория
строения.
Углеводороды
3. Кислород- и
азотсодержащие
14
Одноатомные
2
Называть спирты по международной номенклатуре.
1,3,4,6
Характеризовать строение молекул, свойства, способы получения и
спирты
органические
области применения предельных одноатомных спиртов.
соединения
Устанавливать причинно-следственную связь между составом,
строением, свойствами. Наблюдать самостоятельно проводить и
описывать химический эксперимент.
Многоатомные
1
Классифицировать спирты по числу гидроксильных групп в их
1,3,4,6
молекулах.
спирты
Характеризовать строение, свойства, способы получения и области
применения многоатомных спиртов.
Идентифицировать многоатомные спирты с помощью качественной
реакции.
Фенол
1
Характеризовать строение молекулы, свойства, способы получения
и области применения фенола.
Идентифицировать фенол с помощью качественных реакций.
Соблюдать правила безопасного обращения с фенолом
1,3,4,6
Альдегиды и кетоны
1
Характеризовать строение молекул, свойства, способы получения и
1,3,4,6
области применения формальдегида и ацетальдегида.
Идентифицировать альдегиды с помощью качественных реакций.
Соблюдать правила безопасного обращения с формальдегидом
Карбоновые
1
Характеризовать строение молекул, свойства, способы получения и
1,3,4,6
области применения муравьиной и уксусной кислот.
кислоты
Различать общее, особенное и единичное в строении и свойствах
органических (муравьиной и уксусной) и неорганических кислот.
Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать результаты
демонстрационного и лабораторного химических экспериментов.
Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного
обращения с карбоновыми кислотами
Сложные эфиры.
Жиры.
1
Характеризовать реакцию этерификации как обратимый обменный
процесс между кислотами и спиртами.
Характеризовать строение молекул, свойства, способы получения и
области применения жиров.
Описывать производство твѐрдых жиров на основе растительных
масел.
1,3,4,6
Углеводы
1
Определить принадлежность органических соединений к углеводам.
1,3,4,6
Различать моно-, ди- и полисахариды по их способности к
гидролизу. Приводить примеры представителей каждой группы
углеводов. Наблюдать, проводить, описывать и фиксировать
результаты демонстрационного и лабораторного химических
экспериментов
Амины
1
Определить принадлежность органических соединений к аминам на
1,3,4,6
основе анализа состава его молекул.
Характеризовать строение молекул, свойства, способы получения и
области применения анилина.
Объяснять, почему мы можем гордиться достижениями
отечественной органической химии.
Соблюдать правила безопасного обращения с анилином и
красителями на его основе
Аминокислоты.
Белки
1
Определить принадлежность органического соединения к
аминокислотам на основе анализа состава его молекулы.
Характеризовать свойства аминокислот как амфотерных
соединений. Характеризовать состав и строение молекул, структуру
и свойства белков.Идентифицировать белки.
Описывать биологические функции белков на основе
межпредметных связей с биологией
1,3,4,6
Генетическая связь
1
между классами
Устанавливать взаимосвязь между составом и строением молекул и
2,3,4
свойствами представителей углеводородов, кислород- и
азотсодержащих соединений. Осуществлять уравнения реакций,
иллюстрирующих генетическую связь между представителями
углеводородов, кислород- и азотсодержащих соединений.
Понимать взаимосвязь между неорганическими и органическими
веществами
Практическая
1
Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по
3,5
подтверждению строения и свойств различных органических
работа 1.
соединений, а также их идентификация с помощью качественных
Идентификация
реакций
органических
соединений
Повторение и
обобщение
1
Решать задачи, выполнять тесты и упражнения по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым
результатом
2, 3,4,5
Контрольная
1
2,5
работа 2 по теме
«Кислород- и
азотсодержащие
органические
соединения»
4. Органическая
5
Биотехнология
1
Объяснять, что такое биотехнология, генная инженерия,
химия и
клеточная инженерия, клонирование.
общество
Характеризовать роль биотехнологии в решении
1,3,4,6
продовольственной проблемы и сохранении здоровья
человека
Полимеры
1
Классифицировать полимеры по различным основаниям.
1,3,4,6
Различать искусственные полимеры, классифицировать их и
приводить примеры полимеров каждой группы.
Устанавливать связи между свойствами полимеров и
областями их применения
Синтетические
полимеры
1
Различать реакции полимеризации и поликонденсации, приводить
примеры этих способов получения полимеров.
Описывать синтетические каучуки, пластмассы и волокна на основе
связи свойства - применение
1,3,4,6
Практическая
1
Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по
3,5
идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных
работа 2
реакций
Распознавание
пластмасс и
волокон
Повторение и
1
2, 3,4
обобщение курса.
Подведение итогов
учебного года
11 ЛАСС
1.Строение
веществ
2
Основные
1
Характеризовать сложное строение атома как системы, состоящей
сведения о
из ядра и электронной оболочки. Характеризовать уровни строения
строении атома
вещества. Описывать устройство и работу Большого адронного
коллайдера
1,3,4
Периодическая
1
1,3,4
система
химических
элементов
Д.И. Менделеева
и учение о
строении атома.
Периодическая
1
Описывать строение атома химического элемента на основе его
система химических
положения в периодической системе Д.И. Менделеева.
элементов Д.И.
Записывать электронные и электронно-графические формулы
Менделеева и учение
химических элементов.
о строении атома
Определять отношение химического элемента к определѐнному
1,3,4
электронному семейству
Становление и
1
Представлять развитие научных теорий по спирали на основе трѐх
развитие
формулировок периодического закона и основных направлений
периодического
развития теории строения (химического, электронного и
закона и теории
пространственного).
химического
Характеризовать роль практики в становлении и развитии
строения.
химической теории.
Характеризовать вклад российских учѐных в мировую науку.
Объяснять, почему мы можем гордиться достижениями
отечественной химии
1,3,4
Ионная
1
Характеризовать ионную связь как связь между ионами,
химическая
образующимися в результате отдачи или приѐма электронов
связь и ионные
атомами или группами атомов.
кристаллические
Определять принадлежность ионов к той или иной группе на
решѐтки.
основании их заряда и состава.
3
Характеризовать физические свойства веществ с ионной связью
Ковалентная
1
Описывать ковалентную связь как результат образования общих
химическая
электронных пар или как результат перекрывания электронных
связь. Атомные
орбиталей. Классифицировать ковалентные связи по
и молекулярные
электроотрицательности атомов, участвующих в образовании
кристаллические
связи, кратности и способу перекрывания электронных орбиталей.
решѐтки.
Характеризовать физические свойства веществ с ковалентной
3
связью
Металлическая
1
Характеризовать металлическую связь как связь между ион-
химическая
атомами в металлах и сплавах посредством обобществлѐнных
связь.
валентных электронов. Объяснять единую природу химических
связей. Характеризовать физические свойства металлов
3
Водородная
1
Характеризовать водородную связь как особый вид химической
химическая
связи.
связь.
Различать межмолекулярную водородную связь.
3
Раскрывать роль водородных связей в организации молекул
биополимеров (белков и нуклеиновых кислот) на основе
межпредметных связей с биологией
Полимеры
1
Характеризовать полимеры как высокомолекулярные соединения.
1,3,4,6
Различать реакции полимеризации и поликонденсации.
Описывать важнейшие представители пластмасс и волокон и
называть области их применения
Дисперсные
1
Характеризовать различные типы дисперсных систем на основе
1,3,4,6
агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды.
системы
Раскрыть роль различных типов дисперсных систем в природе и
жизни человека. Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
2. Химические
реакции
12
Классификация
2
Определять принадлежность химических реакций к тому или иному
химических
типу на основании различных признаков. Отражать на письме
реакций
тепловой эффект химических реакций с помощью
термохимических уравнений. Подтверждать количественную
характеристику экзо- и эндотермических реакций расчѐтами по
термохимическим уравнениям
1,3,4
Скорость
Устанавливать зависимость скорости химической реакции от
химических
природы реагирующих веществ, их концентрации и площади
реакций
соприкосновения, а также от температуры.
1,3,4
Раскрывать роль катализаторов как факторов увеличения скорости
химической реакции и рассматривать ингибиторы как «антонимы»
катализаторов.
Характеризовать ферменты как биологические катализаторы
белковой природы и раскрывать их роль в протекании
биохимических реакций на основе межпредметных связей с
биологией.
Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент
Обратимость
Описывать состояние химического равновесия и предлагать
химических
способы его смещения в необходимую сторону на основе анализа
реакций.
реакции и принципа Ле Шателье.
Химическое
равновесие и
способы его
смещения
1,3,4
Гидролиз
2
Определять тип гидролиза соли на основе анализа еѐ состава.
1,3,4,6
Классифицировать гидролиз солей по катиону и аниону.
Характеризовать роль гидролиза органических соединений в
организме. Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
Окислительно-
Определять окислительно-восстановительные реакции как
восстановительн
процессы, протекающие с изменением степеней окисления атомов
ые реакции.
элементов, участвующих в реакции. Различать окислитель и
1,3,4,6
восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Составлять уравнения ОВР на основе метода электронного баланса.
Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент
Электролиз
2
Описывать электролиз как окислительно-восстановительный
процесс. Различать электролиз расплавов и водных растворов.
Характеризовать практическое значение электролиза на примере
получения активных металлов и неметаллов, а также на примере
гальваностегии и рафинирования цветных металлов
1,3,4,6
Практическая
1
Планировать, проводить, наблюдать и описывать химический
2,3,5
эксперимент с соблюдением правил техники безопасности
работа 1.
Решение
экспериментал
ьных задач по
теме
«Химическая
реакция»
Повторение и
1
Решать задачи, выполнять тесты и упражнения по теме.
обобщение
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
изученного
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым
2,3,5
результатом
Контрольная
1
Решать задачи, выполнять тесты и задания по теме.
работа 1 по
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
теме «Строение
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым
веществ.
результатом
2,5
Химические
реакции».
3. Вещества и их
свойства
9
Металлы
1
Характеризовать физические и химические свойства металлов на
основе представлений об ОВР и положения металлов в
электрохимическом ряду напряжений.
Наблюдать и описывать химический эксперимент.
1,3,4,6
Неметаллы
1
Описывать особенности положения неметаллов в периодической
1,3,4,6
системе Д.И. Менделеева, строение их атомов и кристаллов.
Характеризовать общие химические свойства неметаллов в свете
ОВР и их положения в ряду электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический эксперимент
Неорганические
1
Соотносить представителей органических и неорганических кислот
и органические
с соответствующей классификационной группой. Описывать общие
кислоты
свойства неорганических и органических кислот в свете теории
1,3,4,6
электролитической диссоциации и с позиции окислениявосстановления катиона водорода или аниона кислотного остатка.
Определять особенности химических свойств азотной,
концентрированной серной и муравьиной кислот. Проводить,
наблюдать и объяснять результаты проведѐнного химического
эксперимента.
Неорганические
1
Описывать неорганические основания в свете теории
и органические
электролитической диссоциации. Характеризовать свойства
основания
органических и неорганических бескислородных оснований в свете
протонной теории. Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент
1,3,4,6
Неорганические
1
Характеризовать органические и неорганические амфотерные
и органические
соединения как вещества с двойственной функцией.
амфотерные
Характеризовать свойства аминокислот как амфотерных
соединения.
органических соединений. Раскрывать роль аминокислот в
1,3,4
организации жизни на основе межпредметных связей с биологией
Соли
1
Характеризовать соли органических и неорганических кислот
1,3,4,6
в свете теории электролитической диссоциации.
Соотносить представителей солей органических и
неорганических кислот с соответствующей
классификационной группой. Характеризовать жѐсткость
воды и предлагать способы еѐ устранения. Описывать общие
свойства солей в свете теории электролитической
диссоциации. Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент
Практическая
работа 2
Решение
экспериментальных
задач по теме
«Вещества и их
свойства».
1
Планировать, проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с соблюдением правил техники безопасности
2,3,5
Повторение и
1
Решать задачи, выполнять тесты и упражнения по теме.
обобщение
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
темы
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым
2,3,5
результатом
Контрольная
3. Химия и
4
1
Решать задачи, выполнять тесты и задания по теме.
работа 2 по
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
теме «Вещества
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым
и их свойства».
результатом
Химическая
1
Характеризовать химическую технологию как производительную
современное
технология.
силу общества.
общество
Производство
Описывать химические процессы, лежащие в основе производства
аммиака и
аммиака и метанола, с помощью родного языка и языка химии.
2,5
1,3,4,6
метанола
Химическая
1
Аргументировать необходимость химической грамотности как
грамотность как
компонента общей культуры человека.
компонент
Уметь получать необходимую информацию с маркировок на
общей культуры
упаковках различных промышленных и продовольственных товаров.
человека
1,2,3,4,5,6
Повторение и
2
Решать задачи, выполнять тесты и задания по теме.
обобщение
Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы.
курса.
Корректировать свои знания в соответствии с планируемым
Подведение
результатом
итогов учебного
года
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественных наук
МАОУ СОШ № 35
от 30.08.2022 № 1
________________
Заместитель директора по УВР
_____________ Т.А. Бухвалова
31.08.2022 года
2,3,5
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)