1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в
приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного
пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного
подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Основные направления воспитательной деятельности
1. Гражданское воспитание:
- готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
- осознание важности морально-этических принципов в деятельности учѐного.
2. Патриотическое воспитание:
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;
- ценностное отношение к достижениям российских учѐных-физиков.
3. Духовно - нравственное воспитание:
- осознание социальных норм и правил межличностных отношений в коллективе,
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
- готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков.
4. Эстетическое воспитание:
- восприятие эстетических качеств физической науки: еѐ гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности.
5. Ценности научного познания:
- осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы
развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
- развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
- осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и
тепловым оборудованием в домашних условиях;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права у другого человека.
7. Трудовое воспитание:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний;
- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
8. Экологическое воспитание:
- ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение
нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, опыта, исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных с учѐтом предложенной учебной физической задачи;
- анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной физической проблемы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по еѐ достижению:
распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать
мнения нескольких людей;
- выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту;
- вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему,
понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
- признавать своѐ право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на
научные темы и такое же право другого.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения курса физики 7 класса:
- использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент,
модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния
вещества (твѐрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное,
неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация
(упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
- различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное
движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твѐрдых
тел с закреплѐнной осью вращения; передача давления твѐрдыми телами, жидкостями и
газами; атмосферное давление; плавание тел; превращение механической энергии) по
описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное
физическое явление;
- распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том
числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в
живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние
атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при
этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/
признаки физических явлений;
- описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (масса, объѐм, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость,
сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твѐрдого тела, жидкости,
газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы,
коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия);
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
- характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила
сложения сил (вдоль одной прямой), закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия
рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии;
при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое
выражение;
- объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико - ориентированного характера: выявлять причинно – следственные
связи, строить объяснение из 1 - 2 логических шагов с опорой на 1 - 2 изученных свойства
физических явлений, физических закона или закономерности;
- решать расчѐтные задачи в 1 – 2 действия, используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
подставлять физические величины в формулы и проводить расчѐты, находить справочные
данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной
физической величины;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в
описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и
интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы
по его результатам;
- проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел:
формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного
оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
- выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объѐма, силы и
температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания
приборов с учѐтом заданной абсолютной погрешности измерений;
- проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от
времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки
поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы
упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объѐма погружѐнной части
тела и от плотности жидкости, еѐ независимости от плотности тела, от глубины, на
которую погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков);
участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять
измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и
твѐрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила,
действующая на погружѐнное в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых
механизмов), следуя предложенной инструкции; при выполнении измерений собирать
экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
- указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр,
динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок,
наклонная плоскость;
- характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с
опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода,
гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и
закономерности;
- приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении
с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
- осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным
поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путѐм сравнения различных
источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
- использовать при выполнении учебных заданий научно – популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть
приѐмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой
системы в другую;
- создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2 – 3
источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие
сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление
презентацией;
- при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в
соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий,
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать
коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
Предметные результаты изучения курса физики 8 класса:
Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся умений:
- использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул,
агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и
ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой
двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и
диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
- различать явления (тепловое расширение /сжатие, теплопередача, тепловое равновесие,
смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация
(отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение);
электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое
замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током)
по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное
физическое явление;
- распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том
числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в
природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоѐмов, морские бризы,
образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество
живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для
жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства /признаки физических явлений;
- характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные
положения молекулярно – кинетической теории строения вещества, принцип
суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля – Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать
словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
- объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико – ориентированного характера: выявлять причинно – следственные связи,
строить объяснение из 1 – 2 логических шагов с опорой на 1 – 2 изученных свойства
физических явлений, физических законов и закономерностей;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать
правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
- решать расчѐтные задачи в 2 – 3 действия, используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы,
необходимые для еѐ решения, проводить расчѐты и сравнивать полученное значение
физической величины с известными данными;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать
правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
- проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объѐма, температуры;
скорости процесса остывания / нагревания при излучении от цвета излучающей /
поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и
площади еѐ поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов;
взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных
магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита,
свойства
электродвигателя
постоянного
тока):
формулировать
проверяемые
предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход
опыта и формулировать выводы;
- выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы
тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических
величин; сравнивать результаты измерений с учѐтом заданной абсолютной погрешности;
- проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника;
силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование
последовательного и
параллельного соединений
проводников):
планировать
исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану,
фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоѐмкость вещества,
сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать
измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и
вычислять значение величины;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
- характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с
опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая
турбина, амперметр, вольтметр, счѐтчик электрической энергии, электроосветительные
приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители;
электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах
физических явлений и необходимые физические закономерности;
- распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и
схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр,
двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических
цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные
обозначения элементов электрических цепей;
- приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
- осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе
имеющихся знаний и путѐм сравнения дополнительных источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
- использовать при выполнении учебных заданий научно – популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть
приѐмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой
системы в другую;
- создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию
из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять
результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление
презентацией;
- при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением
плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя
готовность разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения курса физики 9 класса:
Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся умений:
- использовать понятия: система отсчѐта, материальная точка, траектория,
относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение,
центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно
твѐрдое тело, центр тяжести твѐрдого тела, равновесие; механические колебания и волны,
звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн,
свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа -, бета - и
гамма – излучения, изотопы, ядерная энергетика;
- различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное
движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное
движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение,
отражение звука, электромагнитная индукция, прямолинейное распространение,
отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого
света в спектр и сложение спектральных цветов, естественная радиоактивность,
возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на
основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
- распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том
числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной
системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными,
землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в
природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского
излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное
излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм
человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные
свойства / признаки физических явлений;
- описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение,
перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести,
ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая
работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли,
потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая
энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона,
скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин;
- характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон
сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип
относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы
отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при
ядерных реакциях; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;
- объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико – ориентированного характера: выявлять причинно – следственные связи,
строить объяснение из 2 – 3 логических шагов с опорой на 2 – 3 изученных свойства
физических явлений, физических законов или закономерностей;
- решать расчѐтные задачи (опирающиеся на систему из 2 – 3 уравнений), используя
законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать
законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчѐты и оценивать
реалистичность полученного значения физической величины;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать
правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
- проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимости периода
колебаний пружинного маятника от массы груза и жѐсткости пружины и независимость от
амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого
света в спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения
предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения):
самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход
опыта и его результаты, формулировать выводы;
- проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение
измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор
способа измерения / измерительного прибора;
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной
скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла
отражения от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение
тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жѐсткость пружины,
коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период
колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей
линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную
установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции; вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учѐтом заданной погрешности
измерений;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
абсолютно твѐрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель
атома, нуклонная модель атомного ядра;
- характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с
опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и
ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды,
спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических
явлений и необходимые физические закономерности;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
- использовать схемы и схематические рисунки изученных технических устройств,
измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно –
практических задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе;
- приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении
с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
- осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет,
самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения
достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных
источников;
- использовать при выполнении учебных заданий научно – популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть
приѐмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой
системы в другую;
- создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из
нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты
проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать
изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление
презентацией с учѐтом особенностей аудитории сверстников.
Выпускник основной школы научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление,
физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы
используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний
прямых измерений в этом случае не требуется.
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем,
сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока,
радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный
способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять
значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использования в повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений
об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления. Выпускник научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение,
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела,
плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс
тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила
трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции
сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(закон Гука, Архимеда и др.);
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата,
так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления. Выпускник научится:
- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при
нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и
твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность,
конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры
кипения от давления;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества,
удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей
и твердых тел;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых
и гидроэлектростанций;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах)
и ограниченность использования частных законов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления. Выпускник научится:
- распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр);
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе;
- описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение;
- приводить примеры практического использования физических знаний об
электромагнитных явлениях;
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца);
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления. Выпускник научится:
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α -, β - и γ - излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
- приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
- приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
- понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
Элементы астрономии. Выпускник научится:
- указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного
вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
- указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых
тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при
7 класс
№ п/п
Разделы
Содержание
Лабораторные
работы
наблюдениях звездного неба;
- различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет
звезды с ее температурой;
- различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
2. Содержание учебного предмета, курса
Введение (4 ч)
1
Первоначальные
сведения о строении
вещества (6 ч)
2
5
Работа и
мощность.
Энергия (13 ч)
4
Давление твѐрдых тел,
жидкостей и газов
(21 ч)
Взаимодействие тел
(23 ч)
3
Физика - наука о природе. Физические
явления.
Физические
свойства
тел.
Наблюдение и описание физических явлений.
Физические величины. Измерения физических
величин: длины, времени, температуры.
Физические приборы. Международная система
единиц. Точность и погрешность измерений.
Физика и техника.
Строение вещества. Опыты, доказывающие
атомное
строение
вещества.
Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское
движение. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Взаимодействие частиц
вещества. Агрегатные состояния вещества.
Модели строения твердых тел, жидкостей и
газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и
твердых тел на основе молекулярнокинетических представлений.
Механическое движение. Траектория. Путь.
Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Графики зависимости пути и модуля
скорости от времени движения. Инерция.
Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса
тела. Измерение массы тела. Плотность
вещества. Сила. Сила тяжести. Сила
упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между
силой тяжести и массой тела.
Сила
тяжести
на
других
планетах.
Динамометр.
Сложение
двух
сил,
направленных
по
одной
прямой.
Равнодействующая двух сил. Сила трения.
Физическая природа небесных тел Солнечной
системы.
Давление. Давление твердых тел. Давление
газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических
представлений.
Передача давления газами и жидкостями.
Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.
Атмосферное давление. Методы измерения
атмосферного давления. Барометр, манометр,
поршневой
жидкостный
насос.
Закон
Архимеда.
Условия
плавания
тел.
Воздухоплавание.
Механическая работа. Мощность. Простые
механизмы. Момент силы. Условия равновесия
рычага. «Золотое правило» механики. Виды
равновесия. Коэффициент полезного действия
(КПД).
Энергия.
Потенциальная
и
кинетическая энергия. Превращение энергии.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
8 класс
1. Определение цены
деления
измерительного
прибора.
2. Определение
размеров малых тел.
3. Измерение массы
тела на рычажных
весах.
4. Измерение объема
тела.
5. Определение
плотности твердого
тела.
6. Градуирование
пружины и
измерение сил
динамометром.
7. Измерение силы
трения с помощью
динамометра.
8. Определение
выталкивающей
силы, действующей
на погруженное в
жидкость тело.
9. Выяснение
условий плавания
тела в жидкости.
10. Выяснение
условия равновесия
рычага.
11. Определение
КПД при подъеме
тела по наклонной
плоскости.
Тепловые явления (23 ч)
1.
Электрические явления (29 ч)
2.
Электромагнитные
явления (5 ч)
3.
Тепловое движение. Тепловое равновесие.
Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность. Конвекция.
Излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при
теплообмене. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление и отвердевание кристаллических
тел. Удельная теплота плавления. Испарение и
конденсация. Кипение. Влажность воздуха.
Удельная
теплота
парообразования.
Объяснение изменения агрегатного состояния
вещества на основе молекулярно-кинетических
представлений. Преобразование энергии в
тепловых машинах. Двигатель внутреннего
сгорания. Паровая турбина. КПД теплового
двигателя.
Экологические
проблемы
использования тепловых машин.
Электризация тел. Два рода электрических
зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Электрическое поле. Закон сохранения
электрического
заряда.
Делимость
электрического заряда. Электрон. Строение
атома. Электрический ток. Действие
электрического поля на электрические заряды.
Источники тока. Электрическая цепь. Сила
тока.
Электрическое
напряжение.
Электрическое сопротивление. Закон Ома для
участка
цепи.
Последовательное
и
параллельное соединение проводников. Работа
и мощность электрического тока. Закон
Джоуля - Ленца. Конденсатор. Правила
безопасности при работе с электроприборами.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное
поле прямого тока. Магнитное поле катушки с
током. Постоянные магниты. Магнитное поле
постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Взаимодействие
магнитов.
Действие
магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
1. Сравнение
количеств теплоты
при смешивании
воды разной
температуры.
2. Измерение
удельной
теплоемкости
твердого тела.
3. Измерение
влажности воздуха.
4. Сборка
электрической цепи
и измерение силы
тока в ее различных
участках.
5. Измерение
напряжения на
различных участках
электрической цепи.
6. Регулирование
силы тока реостатом.
7. Измерение
сопротивления
проводника при
помощи амперметра
и вольтметра.
8. Измерение
мощности и работы
тока в электрической
лампе.
9. Сборка
электромагнита и
испытание его
действия.
10. Изучение
электрического
двигателя
постоянного тока
(на модели).
Световые явления
(10 ч)
4.
Законы взаимодействия и
движения тел (29 ч)
1.
Механические колебания
и волны. Звук (16 ч)
2.
Источники
света.
Прямолинейное
распространение света. Видимое движение
светил. Отражение света. Закон отражения
света. Плоское зеркало. Преломление света.
Закон преломления света. Линзы. Фокусное
расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой. Глаз как
оптическая система. Оптические приборы.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
9 класс
Материальная
точка.
Система
отсчета.
Перемещение.
Скорость
прямолинейного
равномерного
движения.
Прямолинейное
равноускоренное
движение:
мгновенная
скорость, ускорение, перемещение. Графики
зависимости
кинематических величин от
времени при равномерном и равноускоренном
движении. Относительность механического
движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы
мира. Инерциальная система отсчета. Законы
Ньютона. Свободное падение. Невесомость.
Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон
сохранения импульса. Реактивное движение.
Колебательное движение. Колебания груза на
пружине.
Свободные
колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда,
период, частота колебаний. Превращение
энергии
при
колебательном движении.
Затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания.
Резонанс.
Распространение
колебаний в упругих средах. Поперечные и
продольные волны. Длина волны. Связь длины
волны со скоростью ее распространения и
периодом
(частотой).
Звуковые
волны.
Скорость звука. Высота, тембр и громкость
звука. Эхо. Звуковой резонанс.
11. Получение
изображения при
помощи линзы.
1. Исследование
равноускоренного
движения без
начальной скорости.
2. Измерение
ускорения
свободного падения.
3. Исследование
зависимости периода
и частоты свободных
колебаний маятника
от длины его нити.
Электромагнитное поле (27 ч)
3.
5.
Строение и
эволюция
Вселенной
(5 ч)
Строение атома и атомного ядра (21 ч)
4.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его
магнитного
поля.
Правило
буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой
руки. Индукция магнитного поля. Магнитный
поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция. Направление индукционного тока.
Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока.
Преобразования энергии в электрогенераторах.
Трансформатор.
Передача
электрической
энергии на расстояние. Электромагнитное
поле. Электромагнитные волны. Скорость
распространения электромагнитных волн.
Влияние электромагнитных излучений на
живые организмы. Колебательный контур.
Получение электромагнитных колебаний.
Принципы
радиосвязи
и
телевидения.
Электромагнитная
природа
света.
Преломление света. Показатель преломления.
Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических
спектров. Поглощение и испускание света
атомами.
Происхождение
линейчатых
спектров.
Радиоактивность как свидетельство сложного
строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная
модель атома. Радиоактивные превращения
атомных ядер. Сохранение зарядового и
массового чисел при ядерных реакциях.
Экспериментальные методы исследования
частиц. Протонно-нейтронная модель ядра.
Физический смысл зарядового и массового
чисел. Изотопы. Правила смещения для альфаи бета-распада при ядерных реакциях. Энергия
связи частиц в ядре. Деление ядер урана.
Цепная
реакция.
Ядерная
энергетика.
Экологические проблемы работы атомных
электростанций.
Дозиметрия.
Период
полураспада. Закон радиоактивного распада.
Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерная реакция. Источники
энергии Солнца и звезд.
Состав, строение и происхождение Солнечной
системы. Планеты и малые тела Солнечной
системы. Строение, излучение и эволюция
Солнца и звезд. Строение и эволюция
Вселенной.
4. Изучение явления
электромагнитной
индукции.
5. Наблюдение
сплошного и
линейчатых
спектров
испускания.
6. Измерение
естественного
радиационного фона
дозиметром.
7. Изучение деления
ядра атома урана по
фотографии треков.
8. Оценка периода
полураспада
находящихся в
воздухе продуктов
распада газа радона.
9. Изучение треков
заряженных частиц
по готовым
фотографиям.
Обобщающее
повторение
(3 часа)
6.
Выполнение учебных заданий, требующих
демонстрации
компетентностей,
характеризующих естественно – научную
грамотность.
Решение расчѐтных задач, предполагающих
использование
физической
модели
и
основанных
на
содержании
различных
разделов курса физики.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Проектная деятельность
1. Физические приборы вокруг нас.
2. Физические явления в художественных произведениях.
3. Нобелевские лауреаты в области физики.
4. Единицы измерения в разных системах.
5. Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества.
6. Диффузия вокруг нас.
7. Удивительные свойства воды.
8. Инерция в жизни человека.
9. Плотность веществ на Земле и других планетах Солнечной системы.
10. Сила в наших руках.
11. Использование энергии Солнца на Земле.
12. Аморфные тела и их плавление.
13. Образование росы, инея, снега, дождя.
14. Круговорот воды в природе.
15. Виды теплопередачи в природе и технике.
16. Изменение внутренней энергии при совершении работы.
17. Изготовление электроскопа.
18. Химическое действие электрического тока и его использования в технике.
19. История развития электрического освещения.
20. Очки, дальнозоркость и близорукость.
21. Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути.
22. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека.
23. Роль ультразвука в биологии и медицине.
24. Электрический способ очистки воздуха от пыли.
25. Применение магнитов в медицине.
26. Способы экономии электроэнергии.
27. Экологические проблемы ядерной энергетики.
28. Проблемы космического мусора.
29. Мировые достижения в освоении космического пространства.
30. Луна – спутник Земли.
Разделы
программы
Количество
часов
7 класс
Темы
Количество
часов
3.Тематическое планирование
1. Введение
4
Введение
4
2.
Первоначальные
сведения о
строении
вещества
6
Первоначальные
сведения о
строении
вещества
6
3.
Взаимодействия
тел
23
1. Механическое
движение
5
Основные виды
деятельности
обучающихся
(на уровне
универсальных
учебных действий)
Наблюдать и
описывать физические
явления. Участвовать в
обсуждении явления
падения тел на землю.
Высказывать гипотезы,
предположения,
Определять цену
деления шкалы
прибора, погрешность
измерения.
Проводить наблюдения
физических явлений;
измерять физические
величины: расстояние,
промежуток времени,
температуру.
Наблюдать и
объяснять явление
диффузии.
Выполнять опыты по
обнаружению
действия сил
молекулярного
притяжения.
Объяснять свойства
газов, жидкостей и
твердых тел на основе
атомной теории
строения вещества.
Рассчитывать путь и
скорость тела при
равномерном
прямолинейном
движении.
Представлять
результаты измерений
и вычислений в виде
таблиц и графиков.
Определять путь,
пройденный за данный
промежуток времени,
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание,
эстетическое
воспитание,
ценности научного
познания,
трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение.
Ценности
научного
познания,
трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.
Ценности
научного
познания,
трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание
4. Давление
твердых тел,
жидкостей и
газов
21
2. Плотность
7
3. Силы
11
1. Давление
14
2. Архимедова
сила
7
и скорость тела по
графику зависимости
пути равномерного
движения от времени.
Измерять массу тела,
плотность вещества.
Исследовать
зависимость
удлинения стальной
пружины от
приложенной силы.
Исследовать
зависимость силы
трения скольжения от
площади
соприкосновения тел и
силы нормального
давления. Измерять
силы взаимодействия
двух тел.
Обосновывать
особенности передачи
давления твѐрдыми
телами, жидкостями и
газами свойствами и
строением вещества в
различных агрегатных
состояниях.
Экспериментально
доказывать закон
Паскаля.
Обнаруживать
существование
атмосферного
давления.
Решать задачи на
расчѐт давления
твѐрдого тела, столба
жидкости,
атмосферного
давления.
Изучить устройство и
принцип действия
барометра-анероида,
манометра.
Объяснять причины
плавания тел.
Измерять силу
Архимеда.
Исследовать условия
плавания тел.
Ценности
научного
познания,
трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.
5. Работа и
мощность.
Энергия
Итоговая
контрольная
работа
8 класс
1.Тепловые
явления
1. Работа и
мощность
7
2. Энергия
6
1
Итоговая
контрольная
работа
1
23
1. Количество
теплоты
13
12
Решать задачи на
расчѐт механической
работы и мощности.
Проверять опытным
путѐм, при каком
соотношении сил и их
плеч рычаг находится
в равновесии.
Определять КПД
наклонной плоскости.
Приводить примеры
тел, обладающих
потенциальной и
кинетической
энергией;
превращения энергии
из одного вида в
другой.
Решать задачи на
расчѐт механической
работы и мощности.
Проверять опытным
путѐм, при каком
соотношении сил и их
плеч рычаг находится
в равновесии.
Определять КПД
наклонной плоскости.
Приводить примеры
тел, обладающих
потенциальной и
кинетической
энергией;
превращения энергии
из одного вида в
другой.
Ценности научного
познания,
трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.
Наблюдать изменение
внутренней энергии
тела при теплопередаче
и работе внешних сил.
Ценности
научного
познания,
экологическое
воспитание.
Ценности
научного
познания.
3.
Электрические
явления
29
2. Изменение
агрегатных
состояний
вещества
11
1.
Электростатика
6
2.
Электрическая
цепь
15
Исследовать явление
теплообмена при
смешивании холодной
и горячей воды.
Вычислять количество
теплоты и удельную
теплоемкость вещества
при теплопередаче.
Измерять удельную
теплоемкость вещества.
Измерять теплоту
плавления льда.
Исследовать тепловые
свойства парафина.
Наблюдать изменения
внутренней энергии
воды в результате
испарения. Вычислять
количество теплоты в
процессах
теплопередачи при
плавлении и
кристаллизации,
испарении и
конденсации.
Вычислять удельную
теплоту плавления и
парообразования
вещества. Измерять
влажность воздуха по
точке росы. Обсуждать
экологические
последствия
применения двигателей
внутреннего сгорания,
тепловых и
гидроэлектростанций.
Наблюдать явления
электризации тел при
соприкосновении.
Объяснять явления
электризации тел и
взаимодействия
электрических
зарядов.
Исследовать действия
электрического поля
на тела из
проводников и
диэлектриков.
Собирать и испытывать
электрическую цепь.
Патриотическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.
4. Электромагнитные
явления
5
3. Работа и
мощность тока
8
Электромагнитные
явления
5
Измерять силу тока в
электрической цепи.
Измерять напряжение
на участке цепи.
Измерять
электрическое
сопротивление.
Исследовать
силы тока в проводнике
от напряжения на его
концах.
Измерять работу и
мощность
электрического тока.
Вычислять силу тока в
цепи, работу и мощность
электрического тока.
Объяснять явления
нагревания
проводников
электрическим током.
Знать и выполнять
правила безопасности
при работе с
источниками
постоянного тока.
Экспериментально
Ценности
изучать явления
научного
магнитного
познания,
взаимодействия тел.
трудовое
Изучать явления
воспитание и
намагничивания
профессиональное
вещества.
самоопределение,
Исследовать действие экологическое
электрического тока в воспитание.
прямом проводнике на
магнитную стрелку.
Обнаруживать действие
магнитного поля на
проводник с током.
Обнаруживать
магнитное
взаимодействие токов.
Изучать принцип
действия
электродвигателя.
5. Световые
явления
10
Световые
явления
Итоговая
контрольная
работа
1
Итоговая
контрольная
работа
1
29
1. Основы
кинематики
13
2. Основы
динамики
12
3. Импульс
4
9 класс
1. Законы
взаимодействия
и движения тел
10
Экспериментально
изучать явление
отражения света.
Исследовать свойства
изображения в
зеркале. Измерять
фокусное расстояние
собирающей линзы.
Получать
изображение с
помощью
собирающей линзы.
Наблюдать явление
дисперсии света.
Выполнять учебные
задания, требующие
демонстрации
компетентностей,
характеризующих
естественно –
научную грамотность.
Эстетическое
воспитание,
ценности научного
познания.
Рассчитывать путь и
скорость при
равноускоренном
движении тела.
Измерять ускорение
свободного падения.
Определять
пройденный путь и
ускорение движения
тела по графику
зависимости скорости
равноускоренного
прямолинейного
движения тела от
времени.
Вычислять ускорение
тела, силы,
действующие на тело,
или массу на основе
второго закона
Ньютона.
Экспериментально
находить
равнодействующую
двух сил.
Патриотическое
воспитание,
эстетическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение.
Ценности научного
познания.
2. Механические
колебания и
волны. Звук.
3. Электромагнитное поле
16
27
1. Механические
волны
7
2. Механические
волны. Звук.
9
1. Магнитное
поле
13
Исследовать
зависимость силы
трения скольжения от
площади
соприкосновения тел и
силы нормального
давления.
Измерять силы
взаимодействия двух
тел.
Измерять силу
всемирного тяготения.
Применять закон
сохранения импульса
для расчета
результатов
взаимодействия тел.
Объяснять процесс
колебаний маятника.
Исследовать
зависимость периода
колебаний маятника
от его длины и
амплитуды
колебаний.
Вычислять длину
волны и скорость
распространения
звуковых волн.
Исследовать
закономерности
колебаний груза на
пружине.
Экспериментально
определять границы
частоты слышимых
звуковых колебаний.
Экспериментально
изучать явления
магнитного
взаимодействия тел.
Изучать явления
намагничивания
вещества.
Исследовать действие
электрического тока в
прямом проводнике
на магнитную
стрелку.
Эстетическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
экологическое
воспитание.
Патриотическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
трудовое и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.
2. Электромагнитные
волны
14
1. Строение
атома
7
2. Атомное ядро
14
4. Строение
атома и
атомного ядра
21
5. Строение и
эволюция
Вселенной
5
Строение и
эволюция
Вселенной
5
6. Обобщающее
повторение
3
Обобщающее
повторение
3
Обнаруживать
действие магнитного
поля на проводник с
током. Обнаруживать
магнитное
взаимодействие токов.
Изучать принцип
действия
электродвигателя.
Измерять
элементарный
электрический заряд.
Наблюдать
линейчатые спектры
излучения. Наблюдать
треки альфа-частиц в
камере Вильсона.
Обсуждать проблемы
влияния
радиоактивных
излучений на живые
организмы.
Наблюдать и
приводить примеры
изменения вида
звездного неба в
течение суток.
Сравнивать планеты
Земной группы;
планеты-гиганты.
Объяснять физические
процессы,
происходящие в
недрах звезд.
Применение
полученных знаний
для научного
объяснения
физических явлений в
окружающей природе
и повседневной
жизни, а также
выявление
физических основ
ряда современных
технологий.
Гражданское
воспитание,
патриотическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
экологическое
воспитание.
Эстетическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
экологическое
воспитание.
Ценности
научного
познания,
трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.
Итоговая
контрольная
работа
1
Итоговая
контрольная
работа
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественнообществоведческих наук
МАОУ СОШ№35
от 2021 № 1
________________
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
1
Выполнять учебные
задания, требующие
демонстрации
компетентностей,
характеризующих
естественнонаучную
грамотность.
Решать расчѐтные
задачи, в том числе
предполагающие
использование
физической модели и
основанные на
содержании
различных разделов
курса физики.
Ценности научного
познания.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
31.08.2021 года