Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Чтение на родном языке (русском) 2-4 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение
на родном языке (русском)» для образовательных огранизаций, реализующих программы начального общего
образования. Составители : ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края.
и требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана для организаций,
реализующих программы начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;

формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде
всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского
литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их,
оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным
языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие
потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в учебном плане
Программа по «Литературному чтению на родном языке (русском)» составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку
в объеме 7 часов в 1 классе: по 0,2 часа в неделю за счѐт сокращения часов по литературному чтению до 3,8 часа. Часы
по данным предмету распределены следующим образом: последние 7 недель учебного года -1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные
У учащихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам литературного чтения на родном языке;
-познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него к родной культуре;
Учащиеся приобретают опыт:
-внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
-внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У учащихся может быть сформировано:
-представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.
Предметные
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя , учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, заучивать наизусть небольшие
стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- находить заглавие текста, называть автора произведения;
- знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- оценивать поступки героя с помощью учителя с опорой на текст и личный опыт;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации);
- понимать смыслоразличительную роль ударения в словах, соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи, оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в учебнике
материала);
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать нормы русского родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в
речи собеседника ( в объѐме представленного материала);
- с помощью учителя задавать вопросы и отвечать на них;
-высказывать своѐ отношение к героям произведения с помощью учителя опираясь на личный опыт;
- пересказывать небольшой текст своими словами с порой на картинку;
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
- чувствовать ритм стихотворения ( прохлопывать ритм);

- с помощью учителя объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, с помощью учителя участвовать в обсуждении
прослушанного, прочитанного текста ( задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета).
Метапредметные.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- работать по предложенному учителем плану.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- находить значение отдельных слов в толковом словаре ( под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);
- формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать речь других;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

- договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им;
- учиться работать в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать задания, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
- знакомиться с новой книгой, с еѐ автором, названием, иллюстрациями;
- внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
- сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» (7часов)
Русский язык: прошлое и настоящее. (4ч)
1.1 Особенности оформления книг в Древней Руси. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
1.2 Дом в старину: что как называлось. Слова , обозначающие предметы традиционного русского быта ( изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина,…). Работа со словом ( распознавание прямого и переносного значения
слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
1.3 Как называлось то, во что одевались в старину: кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти,… Слова, обозначающие
предметы традиционного русского быта (национальная одежда). Особенности языка сказки (сравнение, синонимы,
антонимы и т.д.)
1.4 Звукопись в стихотворном художественном тексте. Звукопись (прием усиление изобразительности текста с
помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков) в стихотворном художественном
тексте. Поэтические повторы, образующие особые построения текста.
Язык в действии (1ч).
2.1 Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости
слов). Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с
опорой на авторский текст по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отбор и использование

выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учѐтом особенностей монологического
высказывания.
Секреты речи и текста (2 часа).
3.1 учимся разговаривать друг с другом. Диалог как вид речи. Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
своѐ мнение о прочитанном.
3.2 Учимся разговаривать со взрослыми. Нормы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного
общения. Знакомство с особенностями этикета на основе прочитанных произведений.

№
Раздел
п/
п
1
Русский
язык:
прошлое и
настоящее.

2
3

Язык в
действии
Секреты
речи и

Ко-во
часов
4

4. Тематическое планирование
Темы
Рекомендуемые произведения
Особенности оформления книг в
Древней Руси.
Дом в старину: что как называлось.
Как называлось одежда старину:
кафтан, кушак, рубаха и т.д.
Звукопись в стихотворном
художественном тексте.

1
2

Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Учимся разговаривать друг с
другом

Е.Осетров «Сказка о друкаре Иване и его книгах»
Русские народные сказки « Заюшкина избушка»,
«Зимовье зверей», и т.д.
Л.Сергеева Сказки о русской народной одежде
«Сарафан в гостях у рубахи»
«Всѐ наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах»
Составитель Г.Кружков. «Русская поэзия детям»
Составитель Е.О.Путилова; «Поезд стихов.» Из
зарубежной поэзии для детей.
К.Ушинский «Спор животных», «Четыре желания»,
«Солнце и радуга» Л.Толстой «Старик и яблоня»
Васильева-Гангнус Л.В. «Азбука вежливости»

текста
Итого:

7ч.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШТЛ учителей начальной школы
от
27 августа 2021г. № 1
Руководитель ШТЛ
________/Трегубова И.А. /

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Учимся разговаривать со
взрослыми.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ /Русакова Т.В./
27 августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».