Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

5 читательская грамотность ФГОС-2021 рабочая программа 1 тит.лист

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………….…. 3-7
Учебно-тематический план………………………………..…………………...…. 8-13
Содержание программы………………………………………………………...... 14-31
Предполагаемые результаты реализации программы…………….………….…. 32
Формы и виды контроля …………………….…………………………………. 33-36
Материально-техническое обеспечение…………………………………….…... 37-38

2

Пояснительная записка
Программа курса «Читательская грамотность» (Основы смыслового
чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 (6) классов
общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам
всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения
является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне
сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства.
В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и
критически воспринимать информацию, компетентно использовать еѐ при
реализации своих целей. Современная школа призвана формировать
функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека
максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в
расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой
работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого
умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который
обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в
процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно
работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно
является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового
чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы
может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию
потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом
мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание,
память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические
чувства,
волевые
качества,
навыки
самоконтроля,
интеллектуальной
самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией
закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5
классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
 формирование и развитие личности ребѐнка на основе духовной и
интеллектуальной потребности в чтении;

3

 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий
формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублѐнного) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приѐмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приѐмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных
стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приѐмов обработки информации в зависимости от цели еѐ
дальнейшего использования;
– использования приѐмов организации рефлексивной деятельности после
чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся
общей практической направленностью и деятельностным характером.
Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через
практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ
читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению.
Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными,
включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии
развития критического мышления через чтение и письмо, технологии
проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приѐмы
организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и
развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие
самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание,
аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая
игра, библиотечные занятия.
4

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные
(групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1
раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в
неделю).Время проведения занятия – 40 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности,
характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью.
Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе
деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня
результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения
работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления
результата является также участие школьников в мероприятиях, проведѐнных по
этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце
каждой четверти).
Планируемые мероприятия:
1. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
2. «Всѐ про Новый год» (защита проекта).
3. Игра «Аукцион вопросов и ответов».
4. Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчѐт или
портфолио достижений).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения
положительного
результата
учебной
деятельности,
удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и
обогащения эмоциональной сферы личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе
прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели
вид
чтения
(поисковый/просмотровый,
ознакомительный,
изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в
первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на
основе умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
5

 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и
второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную
и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на
основе умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной
и письменной форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключѐнную
в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные
и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о
намерении автора / главной мысли текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
 находить скрытую информацию в тексте;
 использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на
основе умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы
представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе
умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со своими представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в
тексте;
6

 использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на
уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных
(познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

7

Учебно-тематический план.
№
п/п

Наименование
разделов, блоков, тем

Всего Дата проведения занятия
часов По плану фактическая

1.

Умеем ли мы читать? 1
(Виды чтения)

2.

Как выбрать книгу?
(Виды
чтения:
просмотровое,
ознако-мительное)
Библиотечный урок
Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать – узнал»)
Что
и
о
чѐм?
(Углубление понятия
о тексте)
С чего начинается
текст? (Роль заглавия)

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.

1

1

1

1

Зачем нужен эпиг- 1
раф? (Роль заглавия и
эпиграфа)
Внимание к слову.
1

1
Тематический
конкурс чтецов
Наши
друзья
и 1
помощники (Словари
и справочники)
Учимся
читать 1

Характеристика
деятельности
учащихся
Знакомство с технологией сбора и
анализа информации
о результатах работы для портфолио
Извлечение нужной
информации из текста; составление памятки, работа в
группах
Освоение стратегий
смыслового чтения
Подготовка к конкурсу чтецов по
выбранной теме:
Прогнозирование
содержания текста
по заглавию, составление плана текста,
сопоставление прогноза с содержанием
текста
Выявление понимания роли эпиграфа в
книге, тексте.
Лексический анализ
выбранных для конкурса чтецов произведений с целью
поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения
их значения
Участие в конкурсе
чтецов
Знакомство
со
словарями
Решение

задач,
8

учебный
текст
(Элементы учебного
текста)
11.

Главное и неглавное в 1
тексте
(Виды
информации
в
учебном тексте)

12.

Учимся читать учеб- 1
ный текст (Маркировка информации)
Практикум-диагнос1
тика (Тестовая работа
по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

13.

14.

Как читать несплош- 1
ной текст?

15.

Шифровка
и 1
дешифровка текста.

16.

Как построен текст? 1
(Строение
текстов
разных типов речи)

17.

Ролевая игра «Засе- 1
дание Учѐного совета лексикографов»
«Сцепления» в тексте 1
(Смысловые связи в
тексте)

18.

выявляющих
и
формирующих практические
умения
совершать интеллектуальные действия
Находить
требуемую (нужную) информацию, применяя
технологии
поискового
(сканирующего)
чтения
Поиск информации
и понимание прочитанного
Выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным
параметрам поиска и
нахождения нужной
информации,
совместная проверка
результатов, анализ
и рефлексия.
Поиск и обработка
информации
в
несплошных текстах
Поиск и нахождение
информации
в
несплошных текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного
конспекта по теории
типов речи
Ролевая игра
Развитие интеллектуальных
умений
выявлять и определять причинно-следственные
связи,
9

19.

Погружение в текст.

1

20.

Погружение в текст

1

21.

Воображение
прогнозирование.
Воображение
прогнозирование.
Диалог с текстом.

22.
23.
24.

25.

26.

27.

28.

Диалог с
(«Толстые и
вопросы)
Диалог с
(Выделение
мысли)

и 1
и 1
1

текстом 1
тонкие»
текстом 1
главной

1
Игра-состязание
«Аукцион вопросов
и ответов»
Учимся читать «меж- 1
ду строк» (Скрытая
информация в тексте)

Что помогает понять 1
текст? (План текста)

устанавливать аналогии и сравнения
Логико-смысловой
анализ текста художественного
или
публицистического
стиля речи
Выделение тезиса и
аргументов/ примеров в тексте учебнонаучного стиля речи
Изучение приѐмов
прогнозирования
Прогнозирование
содержания
Составление
вопросов к тексту
Составление
вопросов к тексту
Составление вопросов
в
группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те
из них, которые не
были
учтены
группой
Участие
в
командной игре
Осмысление информации, осуществляя
мыслительные операции анализа и
выделения главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации
Структурирование
информации
во
время
чтения
и
после чтения, перерабатывание и фиксирование
сжатой
10

29.

Что помогает понять 1
текст
(Перекодирование
информации:
пометки,
выписки,
цитаты)

30.

Шифровка
и 1
дешифровка текста.

31.

Когда текст прочитан. 1

32.

Когда текст прочитан 1
(Оценка информации)

33.

Практикум-диагнос1
тика (Тестовая работа
по
комплексному
применению умений
работать с информацией и текстом)
Чему я научился 1
(Подведение итогов,
оформление
портфолио)
34
Итого:

34.

информации
в
форме плана
Структурирование
информации во время чтения и после
чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме
плана
Обработка и перекодирование
информации
Обработка
и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
Создание
вторичного текста на базе
другого (исходного
текста):
пересказ
(изложение)
как
средство формирования коммуникативных умений.
Работа с тестом

Создание памятки

11

Содержание программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление
трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать
более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления
результата (создание портфолио-отчѐта или портфолио достижений). Знакомство
с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио.
Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и
анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением
определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы
подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться
чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.)
Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы
достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное,
сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации,
принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного
знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания еѐ структуры. (Занятие проводится на
базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?»
(Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке,
жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева
«Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков
«Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазѐры», Р. Декарт
«Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос:
«Как выбрать нужную книгу?»; определение элементов структуры книги и
информации, которую несѐт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного
знакомства с книгой, статьѐй учебника и т. п. Практическое освоение
способов/приѐмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного
12

пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.
Вопросы и задания (зависят от выбранного материала и предполагают
обязательный вывод, например, о чѐм «рассказала» фамилия автора? Что узнали из
аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете
(будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приѐмов ознакомительного
чтения (в работе с отдельным текстом) с целью более подробно уяснить какую-то
определенную информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте
вывод, о чѐм говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чѐм в нѐм идѐт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по
теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в
малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов
(Чтобы познакомиться с книгой, используйте приѐмы просмотрового и
ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приѐма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение
опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой
информации, ставить собственные цели, осмысленно подходить к получению новой
информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия
рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения. Комплексный подход к
содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного
текста), тема которого частично знакома учащимся:
1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с
текстом,
2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика
таблицы,
3) самостоятельное чтение текста и выявление информации,
13

4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами
поставили перед чтением?
5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что
осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чѐм? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении
слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления
(ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его
признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух
или нескольких предложений); связность (предложений и части текста связаны);
цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность
(все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определѐнным
образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и
зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность
(содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная
мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы,
микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового
анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление
различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях
А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…»)
– выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе
А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя»)
– выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка
выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной
теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего
поиск необходимого материала с помощью приѐмов просмотрового (поискового)
чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в
формировании умений.
14

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник
Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в
тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое
(«Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева,
«Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы»
М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мѐртвые души» Н. Гоголя);
заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и
оскорблѐнные» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К.
Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми
шишками», «Тѐплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чѐм сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает
результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление
плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования
может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение
оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль
заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему
смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по
заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и
задания в формировании умений.
•
•
•
–
–
–
–
–

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
подбор заглавий,
характеризующих тему;
характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса,
утверждения;
указывающих на событие, время, действующее лицо;
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
15

– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М.
Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для
композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли
эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по
эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в
текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его
содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия
портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы,
несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и
значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других
языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов
в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с
использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к
занятию 7.):
 Аукцион «Кто больше?»
 Игра «Правда ли, что .?.»
 Реши задачу
 В поисках слова
 Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для
конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и
выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного
чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие
варианты тем)
Объектами проверки являются умения
– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
– понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
16

– отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с
использованием
сетевых
образовательных
ресурсов
(http://www.slovari.ru
,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной
литературы и современных информационных источников в формировании
стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся
вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга
книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
(Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях
библиотекаря/учителя
и/или
представление
интернет-ресурсов.
Словари
энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический
словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые
(филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и
многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова
данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»),
современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка
отдельного
произведения,
исторические,
этимологические,
синонимов,
фразеологические,
иностранных
слов,
орфографические,
орфоэпические,
словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари
(Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь
терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чѐм рассказал словарь»: определение
назначения словаря на основе использования приѐмов просмотрового чтения;
ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов).
Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к
ролевой игре «Заседание Учѐного совета лексикографов»): обсуждение плана
представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов.
Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные
данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной
статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с
помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое;
классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и
несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие
и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

17

Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих
практические умения совершать интеллектуальные действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак
математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное
тело – планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов
сторона, углы, чертѐж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов
тепловые явления, шкала, температура, прибор);
• подбирать ряд слов (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
 «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
 «Чѐрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с
второстепенных и заканчивая существенными).
 «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий
обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное –
часть речи, обозначает признак предмета).
 «Третий лишний» (классификация понятий по определѐнным признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и не главное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды
информации
в
учебном
тексте:
главная
и
второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и
доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
• Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»
(Дидактический материал: к занятию 11.);
• Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой
информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного
текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий,
примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию,
иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое
чтение и обнаружение дат, имѐн, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие
внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание
прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных
графических символов для выделения информации (подчѐркивание/выделение
18

маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>;
«!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка: «v» –
уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»:
чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые
слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаѐтся главная мысль
текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений
работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с
информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,
совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в
портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать еѐ. Несплошные тексты (тексты, в которых
информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и
их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и
карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты,
расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню,
обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой
информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
 «О чѐм рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное
чтение и анализ несплошного текста. «О чѐм объявляет объявление?» / «О чѐм
рассказала реклама?» / «О чѐм рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая
работа с несплошными текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать еѐ.
19

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием
материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться
вопросы и задания:
• определите вид текста;
• выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия,
озаглавьте текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
• обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения
значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
• определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте еѐ особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе
несплошного текста;
• найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о
содержании на основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими
данными
Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание,
рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приѐм
фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста
(деление текста на абзацы, микротемы). Способы связи между предложениями
(частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика
развѐртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи.
Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте –
это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание
на восстановление последовательности предложений в тексте.
20

3)
Составление таблицы, опорной схемы, опорного конспекта по
теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую
форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление
текста в определѐнном порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с
точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей
предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой
повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учѐного совета лексикографов».
Проводится как отчѐт комиссий лексикографов о возможностях разных
словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых
проектов, представляющих определѐнные виды словарей. Обсуждение и
оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,
формирующее понимание того, о чѐм говорится в тексте, что говорится и как
говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных
умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать
аналогии и сравнения и т. п. (Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
 «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений»
мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по
противоположности, с элементами того и другого).
 «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
 «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй
уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими
смысловыми отношениями.
21

 «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу
или концу, соединение предложений в смысловое единство.
 «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста:
выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель,
следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление
связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста
художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов
работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат
выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление
затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в
тексте учебно-научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей.
Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении
текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей
виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текстарассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный:
вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и
аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так
как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление
и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор
собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приѐмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приѐм при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и
понимания содержания, развивает воображение, творческие способности,
22

формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к
прочитанному.
Интеллектуальная разминка
• «Угадай слово»
• «Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с
пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей,
смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной
(смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развѐртывание мысли, ход развития
замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного
текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего
развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение
текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и
комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом.
Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных
вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс
чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития
мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»:
придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерѐдно друг
другу и на которые так же в порядке очерѐдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приѐмы обнаружения в тексте
скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы,
заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление таблицы «Кто?
Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа
(«тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развѐрнутого ответа
(«толстые» вопросы). Ромашка Блума. Шесть лепестков ― шесть типов вопросов:
простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и
воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления
обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То
есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но,
по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы,
23

направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»);
творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если
бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на
выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то
плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между
теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на
заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего
понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых»
вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту,
взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов
и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых»
вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора,
выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и
искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были
учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись
главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать
вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции
анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации;
развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов,
словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий
тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление
скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе
коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста
информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется
наличием именно этих единиц.
24

Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы
плана: простой и сложный; назывной и номинативный (слово или словосочетание с
существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного
текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной
мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и
задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаѐтся главная мысль каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и
т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в
соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования
текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее
чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие
пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться
с использованием таблицы «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приѐма ведения
двухчастного дневника.
Вариант задания: используя приѐмы просмотрового чтения, отобрать материал
по определѐнной теме (предоставленный учащимся материал должен быть
избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать
выписки; предложить варианты использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Понимание и запоминание информации в результате еѐ обработки. Обучение
базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в
разных формах графического оформления текста.

25

Мини-проект «Создаѐм и оформляем несплошной текст». Организация
проектной деятельности в группах:
• определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме
выбранного вида несплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный
конспект) и устного сплошного текста;
• коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов
для работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной
информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение
результатов этапа; обсуждение структуры несплошного текста, используемых
технических средств; распределение обязанностей при создании конечного
продукта);
• реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
• предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для
решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и
формулирование вопросов на основе содержания созданного группой несплошного
текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе:
глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов несплошных
текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование
умения анализировать композицию текста и отражать еѐ в плане. Изложения с
элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового
материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами
сочинения(по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста
повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного
предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13).
Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и
знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически
значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим понастоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с
текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
• Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
• Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
• Что нового и полезного вы узнали из текста?
26

• Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные
стороны информации?
• Возможны ли другие пути решения вопроса?
• Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
• Где можно применить полученные знания?
• Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию
конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после
чтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа
применению умений работать с информацией и текстом)

по

комплексному

Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение
теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка
результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное
(индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс
чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы
и самоанализа.
Итоговый контроль: представление портфолио «Мои достижения»
Предполагаемые результаты реализации программы
Диагностика результативности освоения программы осуществляется в
процессе выполнения следующих работ:
1) упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти
(занятие 11);
2) диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль
(занятие 13);
3) практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста с целью
выявления и маркировки информации, отражающей строение текстарассуждения (занятие 20);
4) диалог с текстом и выделение главной мысли (занятие 25);
5) обработка и перекодирование информации в форму несплошного текста
таблицы, схемы и т.п. (занятие 30);
27

6) тестовая работа по комплексному применению умений работать с
информацией и текстом (занятие 33).
В учебный план занятий включены мероприятия, которые проводятся в
процессе реализации программы и могут рассматриваться как как результат
деятельности на определѐнном этапе.
Планируемые мероприятия
Название
Форма мероприятия Предполагаемый результат
мероприятия
1.

«Осенние страницы» тематический
(возможны
другие конкурс чтецов
варианты)

участие в конкурсе, чтение
самостоятельно выбранных
отрывков из поэтических или
прозаических произведений

2.

«Всѐ про Новый год»

защита группового проекта –
представление (презентация)
словаря

3.

«Аукцион вопросов и игра-состязание
ответов»
«Мои достижения»
портфолио-отчѐт
(портфолио
достижений)

4.

ролевая игра

участие в игре
представление
отчѐта
или
достижений

портфолиопортфолио

Формы и виды контроля.
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с
текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала
для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный
материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учѐтом
таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация,
рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню
сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на
рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры
тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания
формируемых на базовом уровне:

на

формирование/проверку

умений,

•
определять основную и второстепенную информацию (определение основной
темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
•
определять познавательную цель (определение основной мысли и цели
создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);

28

•
определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление
принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят
текст);
•
извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической
информации);
•
находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе
текста);
•

устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:
•
синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление
последовательности, составление плана и т.п.);
•
понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения
встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств
языковой выразительности);
•
анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков;
структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте
информации, передача в другой форме, например, в таблице);
•
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
•
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать
имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
•
строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное
мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и
излагать в форме связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового
характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов
- неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует
критериального подхода. В общем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Баллы
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного
3
высказывания с опорой на текст
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного
2
высказывания без опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
1

29

Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого
отношения к содержанию текста или ответ отсутствует
Максимальный балл

0
2

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской
компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции,
разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Интерпретация текста
Найти
и
установить
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, часть которой
может быть задана вне основного
текста. Сделать вывод о том, какая
информация в тексте необходима
для выполнения задания. Работать с
правдоподобной и/ или достаточно
объѐмной информацией.

4 уровень
Нахождение информации
Найти и установить возможную
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, каждая часть
которой
может
отвечать
множественным критериям в тексте
с неизвестным контекстом или
формой. Сделать вывод о том,
какая
информация
в
тексте
необходима
для
выполнения
задания.

Истолковать значения
нюансов языка или
показать
полное
понимание текста и
всех его деталей.

Интерпретация текста
Использовать глубокие
идеи, заложенные в
тексте для понимания и
применения категорий
в
незнакомом
контексте;
истолковывать разделы
текста, беря в расчет
понимание текста в
целом.
Работать
с
идеями,
которые
противоречат
ожиданиям
и
сформулированы
в
негативном контексте.

Рефлексия и
оценка
Критически
оценить текст или
выдвинуть
гипотезы о нѐм на
основе специальных
знаний. Работать с
понятиями, которые
противоположны
ожиданиям,
основываясь
на
глубоком
понимании
длинных
или
сложных текстов.
Рефлексия и
оценка
Использовать
академические
и
общественные
знания
для
выдвижения гипотез
или
критической
оценки
текста.
Демонстрировать
точное понимание
длинных и сложных
текстов.

30

3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых случаях
распознать связи между отрывками
информации, каждый из которых,
возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
известной,
но
противоречивой информацией.

2 уровень
Нахождение информации
Найти один или более отрывков
информации, каждый из которых,
возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
противоречивой
информацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти
один
(или
более)
независимый
друг
от
друга
отрывок явно выраженной в тексте
информации
по
простому
критерию.

Интерпретация текста
Объединить несколько
частей текста для того,
чтобы
определить
главную
мысль,
объяснять
связи
и
истолковывать значения
слов и смысл фраз.
Сравнивать,
противопоставлять или
классифицировать части
информации, принимая
во внимание множество
критериев. Работать с
противоречивой
информацией.

Рефлексия и
оценка
Делать
сравнения
или устанавливать
связи,
давать
объяснения
или
оценивать
особенности текста.
Демонстрировать
точное понимание
текста в связи с
известными,
повседневными
знаниями
или
основывать выводы
на менее известных
знаниях.

Интерпретация текста Рефлексия
и
оценка
Определить
главную Делать
сравнения
мысль, понимать связи, или устанавливать
формировать
и связи
между
применять
простые текстом
и
категории
или внешними знаниями
истолковывать
или
объяснять
значения в пределах особенности текста,
ограниченной
части основываясь
на
текста,
когда собственном опыте
информация
и отношениях.
малоизвестна
и
требуется
сделать
простые выводы.
Интерпретация текста Рефлексия
и
оценка
Распознать
главную Устанавливать
тему или авторские простые
связи
намерения в тексте на между
известную тему, когда информацией
в
требуемая информация тексте и общими,
в тексте общеизвестна. повседневными
знаниями.
31

Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. — М.: Просвещение, 2011.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г.
Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 1991.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. –
М.: Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение,
2013.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и
практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред.
Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
3. Библиотека http://lib.ru
4. Википедия https://ru.wikipedia.org
5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru

32

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».