ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Черчение» составлена на основе требований к результатам обучения,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
данного учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения и компьютерного
моделирования, которые определены образовательным стандартом.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю для одногодичного варианта обучения)
или на 68 часов (по 1 часу в неделю для двухгодичного варианта обучения).
Программа дает возможность учащимся систематизировать, расширить и углубить знания, полученные на уроках геометрии, информатики, географии, технологии, изобразительного искусства,
приобрести навыки в построении чертежей, раскрыть свой творческий потенциал и способности.
Изучение главы «Компьютерная графика» позволит применить современные информационные технологии для получения графических изображений и геометрического моделирования.
Цели и задачи основного общего образования,
которые решает данная программа:
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий,
взаимодействия всех участников образовательных отношений;
• взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы
с партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся
способности через систему олимпиад и кружков;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с
базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы.
Цели и задачи учебного курса «Черчение»
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
— развитие образно-пространственного мышления;
— развитие творческих способностей учащихся;
— ознакомление учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными стандартами
ЕСКД;
— обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрических
проекций;
— обучение школьников чтению и анализу формы изделий по чертежам, эскизам, аксонометрическим
проекциям и техническим рисункам;
— формирование у учащихся знания о графических средствах информации и основных способах
проецирования;
— формирование умения применять графические знания в новых ситуациях;
— развитие конструкторских и технических способностей учащихся;
— обучение самостоятельному пользованию учебными материалами;
— воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за
результаты своей деятельности.
Основные задачи изучения черчения:
• формирование пространственных представлений;
• формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом графических документов;
• формирование знаний о графических средствах
информации;
• овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практической деятельности человека;
• осуществление связи с техникой; производством; подготовка учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну, художественному конструированию; овладение
элементами
прикладной графики и др. Для реализации этих задач в содержание программы включен следующий
учебный план:
• графические изображения (обзор), техника их выполнения и оформления (обзор);
• виды проецирования (углубленный обзор), способы построения изображений на чертежах;
• геометрические построения, анализ графического состава изображений;
• чертежи предметов в прямоугольных проекциях их аксонометрические проекции, технические
рисунки, эскизы, чтение чертежей;
• проекционные задачи с использованием некоторых графических преобразований;
• сечения и разрезы;
• чертежи сборочных единиц.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации
деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс
обучения интересным, привлекательным, выделяя в нем те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
Краткая характеристика общих подходов к преподаванию предмета «Черчение»
с помощью данного УМК
Данная программа является единой, обеспечивающей графическую подготовку учащихся
общеобразовательных организаций различных типов, том числе и при двухгодичном изучении
черчения,
например, в 7—8 или 8—9 классах.
Программа учитывает многолетний педагогический опыт и особенности изложения теоретического
материала по курсу черчения в основной школе, в частности многолетний опыт преподавания по данному УМК.
Кроме основных теоретических сведений, в данную программу включен (в отличие от ранее издававшихся программ) перечень практических заданий, рекомендованных по каждой теме, варианты некоторых графических работ и пр. Организуя графическую подготовку учащихся, учителю следует исходить
из того обстоятельства, что курс черчения в школе должен содержать целостную систему знаний о
графических средствах информации. Черчение обеспечивает формирование у учащихся такой
совокупности рациональных приемов чтения и выполнения различных изображений, которая
позволяет им в той или иной степени ориентироваться в современном мире графических
информационных средств, приобщаться к графической культуре, овладевать графическим языком как
средством общения людей различных профессий, адаптироваться к продолжению образования в
средних специальных и высших учебных заведениях.
Программа рекомендует рассматривать черчение в 9 классе как обобщающую дисциплину. Она должна систематизировать знания учащихся о графических изображениях, полученные ими на уроках
математики, географии, технологии и других предметов.
В то же время необходимо показать практическую направленность изучаемого материала в школьной,
бытовой и производственной сферах. В связи с этим с целью установления межпредметных связей на
уроках при изложении материала, во внеклассной работе следует максимально использовать примеры
из
других учебных дисциплин, иллюстрирующие графическое отображение информации о предметах и
явлениях, рассматриваемых в них. Методические рекомендации по изучению отдельных тем,
организации самостоятельной работы, работе с учебником, активизации познавательной и
графической деятельности учащихся, учету знаний, использованию наглядных и раздаточных пособий,
проведению внеклассной работы учитель сможет найти в соответствующей литературе (см. «Учебно-методическое обеспечение»).
Использование компьютера на уроках учитель определяет, исходя из состояния учебно-материальной
базы школы. Вместе с тем рекомендуется знакомить учащихся с компьютерными графическими
программами КОМПАС, Auto CAD или другими. После изучения темы «Эскизы» чертежи упражнений
и графических работ можно выполнять с помощью как 2D-, так и в отдельных случаях 3D-технологий.
Рабочая программа содержит пять разделов курса (см. «Содержание курса»). Но это не означает, что
учитель должен непременно изложить все разделы, особенно при одногодичном варианте обучения.
Количество усвоенного выпускниками материала зависит от многих факторов: количества сильных
учеников в классе, желания учащихся учиться и т. п. Вероятно, что при одногодичном варианте обучения
раздел «Чертежи сборочных единиц» рассмотрен не будет. В слабых классах может не хватить
времени и на изучение раздела «Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы». Учитель
должен стремиться изложить весь программный материал, но если стоит выбор между качеством и
количеством (при одногодичном варианте обучения), предпочтение следует отдавать первому.
Тематическое планирование построено так, чтобы основное учебное время уделялось главным, основополагающим вопросам, таким как проецирование, выполнение чертежей и эскизов. Малозначимые
темы, например шрифты, лишь упоминаются (на первом уроке), время урока на их изучение
расходовать не стоит.
Тема «Чтение строительных чертежей» рассматривается по желанию учителя в том объеме, в котором она дана в учебнике А. Д. Ботвинникова и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений.
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники, учитывающего многообразие современного мира.
Метапредметные результаты
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
• объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
• создавать абстрактный или реальный образ предмета;
• строить модель на основе условий задачи;
• создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в
текстовое и наоборот.
3. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным искусством.
Черчение и геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и
пространственные объекты. Только эти предметы развивают пространственное воображение.
Современные компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей соединяют черчение с
информатикой. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками»,
использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» — все
эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии. Многие разделы дисциплины
«Технология» используют чертежи.
Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел — «Технический рисунок».
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
• создавать информационные ресурсы разного типа.
6. Приобретение опыта проектной деятельности. В процессе изучения курса черчения будут
осваиваться следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. Смысловое чтение. Формирование и развитие экологического мышления,
умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Предметные результаты
Выпускник научится:
• выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
• выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D-графики) и эскизы, состоящие из несколь-
ких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;
• производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
• получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
• использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной
практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр.
Выпускник получит возможность научиться:
• методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их
оформлению;
• условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
• порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях;
• возможности применения компьютерных технологий для получения графической документации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Графические изображения. Техника выполнения
чертежей и правила их оформления.
Основные теоретические сведения.
Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в
практике. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и
общечеловеческом
общении. Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные инструменты.
Применение компьютерных технологий для выполнения чертежей и создания 3D-моделей.
Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов ЕСКД: форматы, основная
надпись,
шрифты чертежные, линии чертежа, нанесение размеров, масштабы.
Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической документации; подготовка
чертежных инструментов, организация рабочего места; проведение различных линий; выполнение
надписей чертежным шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза «плоской» детали.
Способы построения изображений на чертежах
Основные теоретические сведения.
Проецирование как средство графического отображения формы предмета. Центральное и параллельное
проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно расположенных
относительно плоскостей проекций. Получение аксонометрических проекций.
Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное проецирование на одну, две и три
плоскости проекций. Сравнительный анализ проекционных изображений.
Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные виды, необходимое количество
видов на чертеже. Аксонометрическая проекция. Технический рисунок.
Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей предметов по их наглядным
изображениям); указание направлений проецирования для получения проекций предмета; нахождение
правильно выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение чертежа предмета по
модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов по чертежу.
Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов
Основные теоретические сведения.
Проекции элементов фигур на чертежах: изображения на чертеже вершин, ребер и граней предмета как
носителей графической информации. Прямоугольные проекции и технические рисунки
многогранников и тел вращения. Выявление объема предмета на техническом рисунке. Развертки
поверхностей некоторых тел. Проекции точек на поверхностях геометрических
тел и предметов. Анализ геометрической формы предмета. Построение чертежей предметов на основе
анализа их геометрической формы. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета,
использование условных знаков. Графическое отображение и чтение геометрической информации о
предмете. Анализ графического состава изображений. Графические (геометрические) построения:
деление отрезка, угла и окружности на равные части, построение сопряжений. Чтение чертежей и
других графических изображений. Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа
формы и их пространственного расположения. Эскизы деталей, последовательность их выполнения.
Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур;
построение чертежей, аксонометрических проекций и технических рисунков основных геометрических
тел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ геометрической формы
предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию; анализ содержания информации, представленной на графических изображениях.
Деление отрезков и окружности на равные части; построение сопряжений; выполнение чертежей деталей с геометрическими построениями; построение орнаментов и др. Сравнение изображений;
нахождение элементов деталей на чертеже и на наглядном изображении; анализ геометрической
формы деталей; устное чтение чертежа по вопросам и по заданному плану.
Основы компьютерной графики
Основные теоретические сведения.
Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Возможности компьютерной
графики. 2D- и 3D- технологии проектирования. Система трехмерного моделирования КОМПАС-3D.
Типы документов в программе КОМПАС, их создание, сохранение.
Управление окнами документов. Управление отображением документа в окне. Основы плоской
графики
в системе КОМПАС. Создание чертежа, нанесение размеров. Основы твердотельного моделирования.
Практические задания.
Работа в системе КОМПАС-3D. Создание и сохранение документа. Управление окнами документов,
отображением документа в окне. Создание чертежа, нанесение на него размеров. Построение
изображений деталей с помощью системы КОМПАС. Построение твердотельных моделей. Построение
эскизов деталей модели, редактирование деталей. Построение 3D-моделей деталей.
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы
Основные теоретические сведения. Сечения.
Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже. Графические
обозначения материалов в сечениях. Разрезы. Назначение разрезов как средства получения
информации о внутренней форме и устройстве детали и изделия. Название и обозначение разрезов.
Местные разрезы.
Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение половины
вида и половины разреза. Некоторые особые случаи применения разрезов: изображение тонких стенок
и спиц на разрезах. Условности, упрощения и обозначения на чертежах деталей. Выбор главного
изображения. Неполные изображения. Дополнительные виды. Текстовая и знаковая информация на
чертежах.
Практические задания.
Выполнение эскизов и чертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей
деталей с применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах
проекций точек, расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей,
содержащих разрезы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов; построение
отсутствующих видов детали с применением необходимых разрезов. Чтение чертежей с условностями,
упрощениями и другой графической информацией о предмете.
Чертежи сборочных единиц
Основные теоретические сведения.
Графическое отображение и чтение технической информации о соединении деталей и сборочных
единицах. Виды соединений деталей. Изображение болтовых, шпилечных, винтовых и других соединений. Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Углубление сведений о сборочных чертежах,
назначении и содержании чертежей сборочных единиц. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Практические задания.
Изучение чертежей различных соединений деталей; выполнение эскиза одного из резьбовых
соединений деталей; чтение чертежей, содержащих изображения сборочных единиц; выполнение
эскизов или чертежей деталей по заданному сборочному чертежу (деталирование). Чтение чертежей
деталей, имеющих резьбу на наружной и внутренней поверхностях; выполнение эскизов простейших
деталей с изображением резьбы, обозначение резьбы.
Строительные чертежи
Основные теоретические сведения.
Назначение строительных чертежей. Изображения на строительных чертежах: фасад, план, разрез.
Масштабы строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения на
строительных чертежах: оконные и дверные проемы, лестничные клетки, отопительные устройства,
санитарно-техническое оборудование. Порядок чтения строительных чертежей.
Практические задания.
Изучение строительных чертежей. Чтение строительных чертежей с условными изображениями.
Чтение масштабов на строительных чертежах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(35/70 часов, 1 час в неделю)
Тема
Тема 1.
Графические
изображения.
Техника
выполнения
чертежей и
правила их
оформления.
Основное содержание
по темам
Значение черчения в
практической
деятельности людей.
Краткие сведения об
истории черчения.
Современные методы
выполнения чертежей с
применением
компьютерных программ.
Характеристика видов
деятельности ученика
Аналитическая деятельность:
Ознакомиться:
с новым предметом, его
назначением и задачами;
историей развития чертежей;
графическими
изображениями;
чертѐжными инструментами,
принадлежностями и
Цели и задачи изучения
черчения в школе.
Инструменты,
принадлежности и
материалы для
выполнения чертежей.
Рациональные приѐмы
работы инструментами.
Организация рабочего
места.
Понятие о стандартах.
Линии чертежа.
Форматы.
Сведения о нанесении
размеров на чертежах.
Применение и
обозначение масштаба.
Сведения о чертежном
шрифте. Буквы, цифры и
знаки на чертежах.
Тема 2.
Чертежи в
системе
прямоугольных
проекций.
материалами для выполнения
чертежей.
Иметь представление о:
стандартизации, еѐ роли во
взаимозаменяемости;
видах чертѐжных линий;
чертѐжных форматах;
нанесении размеров;
Практическая
деятельность:
Рационально использовать
чертѐжные инструменты;
вырабатывать навыки работы
с чертѐжными инструментами;
правильно организовывать
рабочее место;
выполнять начертание:
линий чертежа;
букв, цифр, знаков;
рассчитывать параметры
шрифта;
заполнять основную надпись;
графические работы №1, №2
Проецирование.
Аналитическая деятельность:
Центральное и
Ознакомиться:
параллельное проецирова- с понятием «проецирование»,
ние. Прямоугольные
его видами и общими
проекции. Выполнение
правилами проецирования,
лежащими в основе
изображений
предметов на одной, двух построения чертежей,
используемых в черчении;
и трех взаимно
определением местного вида и
перпендикулярных
целью его использования.
плоскостях проекций.
Расположение видов на Развивать пространственное
мышление и логику;
чертеже и их названия:
представлять расположение в
вид спереди, вид сверху,
пространстве трѐх взаимно
вид слева.
перпендикулярных плоскостей
Определение
проекций и соответствующие
необходимого и
достаточного числа видов им виды.
Знать название проекций,
на чертежах.
полученных при
Понятие о местных
проецировании на три
видах.
плоскости и их расположение.
Практическая
деятельность:
Тема 3.
Аксонометрическ
ие проекции.
Технический
рисунок.
Получение
аксонометрических
проекций.
Построение
аксонометрических
проекций.
Аксонометрические
проекции
плоских
и
объемных
фигур.
Аксонометрические
проекции
предметов,
имеющих
круглые
поверхности. Понятие о
техническом рисунке.
Тема 4
Чтение и
выполнение
чертежей.
Анализ геометрической
формы предметов.
Чертежи и
аксонометрические
проекции геометрических
тел.
Проекции вершин, ребер
и граней предмета.
Порядок построения
изображений на чертежах.
Нанесение размеров на
чертежах с учетом формы
определять необходимое и
достаточное число видов на
чертежах и правильно
располагать их на формате.
Аналитическая деятельность:
Изучать:
положение осей
аксонометрических проекций;
способы построения
предметов имеющих круглые
поверхности в изометрической
проекции;
правила построения
технического рисунка;
отличие технического
рисунка от аксонометрических
проекций.
Практическая
деятельность:
Выполнять построение:
осей во фронтальной
диметрической и
изометрической проекциях;
геометрических фигур и
предметов по осям в
аксонометрических проекциях;
окружности в
изометрической проекции;
технического рисунка
предмета;
использовать для
пространственной передачи
объѐма предмета различные
виды штриховки.
Аналитическая деятельность:
различать основные
геометрические тела,
составляющие формы деталей
и предметов;
изучать последовательность
построения видов на чертеже;
обратить внимание на
дополнительные сведения о
нанесении размеров с учѐтом
формы предмета;
анализировать графический
предмета.
Геометрические
построения, необходимые
при выполнении чертежей
(деление окружности на
равные части,
сопряжения).
Чертежи развѐрток
поверхностей
геометрических тел.
Порядок чтения
чертежей деталей.
Тема 5.
Эскизы
состав изображений для
определе-ния набора
геометрических построений;
ознакомиться:
с чертежами развѐрток
поверхностей геометрических
тел;
алгоритмом чтения чертежей.
Практическая
деятельность:
Находить на чертеже проекции
вершин, ребер, образующих и
поверхностей тел,
составляющих форму
предмета;
строить проекций вершин,
ребер, граней предмета;
осуществлять по алгоритму
анализ геометрической формы
предметов;
выполнять построение
вырезов, третьего вида по
двум данным;
рационально наносить
размеры на чертежах;
грамотно применять при
выполнении чертежей
необходимые геометрические
построения;
читать чертежи предметов.
графические работы №3, 4,
5, 6.
Выполнение
эскизов Аналитическая деятельность:
деталей.
Повторение Изучить правила и
сведений
о
способах целесообразность выполнения
проецирования.
эскизов;
понимать различие между
чертежом и эскизом.
Практическая
деятельность:
выполнять эскизы по моделям
деталей
графические работы №7, №8,
№9
Резерв учебного времени в 8 классе: 1 час
9 класс
Тема 7.
Сечения и
разрезы.
Применение
компьютерных
технологий выполнения
графических работ.
Система трехмерного
моделирования КОМПАС
3D. Основы плоскостной
графики в системе
КОМПАС. Знакомство с
основами твердотельного
моделирования.
Общие сведения о
сечениях и разрезах.
Назначение сечений.
Правила выполнения
сечений.
Назначение разрезов.
Правила выполнения
разрезов.
Соединение вида и
разреза.
Тонкие стенки и спицы
на разрезе.
Другие сведения о
сечениях и разрезах.
Тема 8.
Определение
необходимого
количества
изображений
Выбор количества
изображений и главного
изображения.
Условности и
упрощения на чертежах.
Тема 6.
Компьютерные
технологии.
Работа с информацией (с
текстом учебника и
дополнительной литературой).
Владение основными
методами, способами и
средствами получения,
переработка графической
информации. Развитие
навыков работы с
компьютером как средством
управления информацией.
Аналитическая
деятельность:
Иметь представление о:
назначении сечений, их видах
и правилах выполнения;
назначении разрезов, их
классификации, обозначении;
отличии разрезов от сечений;
правилах выполнения
разрезов;
правилах соединения части
вида и части разреза.
Практическая деятельность:
выполнять построение:
вынесенного сечения;
фронтального,
горизонтального и
профильного разрезов;
соединения части вида и части
разреза.
графические работы №1,
№2, №3,
Аналитическая
деятельность:
определять рациональность
выполнения чертежа;
Практическая
деятельность:
правильно определять
количество и положение
детали на главном
изображении;
использовать условности и
упрощения на чертежах в
целях сокращения количества
Тема 9.
Сборочные
чертежи.
Общие сведения о
соединении деталей.
Изображение и
обозначение резьбы.
Чертежи болтовых и
шпилечных соединений.
Чертежи шпоночных и
штифтовых соединений.
Общие сведения о
сборочных чертежах
изделий.
Порядок чтения
сборочных чертежей.
Условности и
упрощения на сборочных
чертежах.
Понятие о
деталировании.
Тема 10.
Чтение
строительных
чертежей.
Основные особенности
строительных чертежей.
Условные изображения
на строительных
чертежах.
Порядок чтения
строительных чертежей.
изображений.
графическая работа №4.
Аналитическая
деятельность:
Ознакомиться с:
видами соединения деталей;
стандартами;
изображением резьбы и
обозначением различных
видов резьб;
правилами выполнения
чертежей штифтовых и
шпоночных соединений;
алгоритмом чтения
сборочных чертежей;
условностями и
упрощениями на сборочных
чертежах.
Иметь представление о
спецификации.
Практическая
деятельность:
Приводить примеры
разъѐмных и неразъѐмных
соединений деталей;
изображать резьбу на
стержне и в отверстии;
выполнять эскиз резьбового
соединения;
выполнять эскиз
шпоночного соединения;
читать сборочные чертежи;
составлять эскизы деталей
посредством деталирования.
графические работы № 5, 6,
7, 8.
Аналитическая
деятельность:
Иметь представление об:
основных правилах
изображений на строительных
чертежах; графических
изображениях элементов
зданий и деталей внутреннего
оборудования;
изучать условные
обозначения и алгоритм
чтения строительных
чертежей.
Практическая
деятельность: читать
строительные чертежи;
выполнять план
классной комнаты, своего
дома (квартиры).
графическая работа №9.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, индивидуальная,
групповая, парная.
Основываясь на результатах диагностики уровня сформированности УУД,
а также результатах обучения учащихся по состоянию на конец обучения в
8 классе, предполагается обеспечить уровень качества по предмету в 8 классе
примерно 85 %;
Продолжить развивать УУД (компетентности) с целью достижения уровня
сформированности:
Личностных УУД у 78%
коммуникативных у 34 % учащихся
регулятивных - у 45 % учащихся.
ИКТ – компетентностей - у 48 % учащихся
Познавательных - у 67 % учащихся
Предметных - у 85 % учащихся
Качество знаний по технологии-100 %
Данные цели будут реализованы при проектировании учебной деятельности на
основе системно-деятельностного подхода, а именно через использование:
личностно-ориентированного обучения, технологии критического мышления,
путем организации самостоятельной работы, использования активных и
интерактивных методов, метода дискуссий; прииспользовании различных форм
обучения, преимущественно групповых.
Примечание: в рабочей программе личностные, метапредметные и
предметные образовательные результаты соответствуют двум уровням –
базовому и повышенному.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение ДРОФА. Астрель.
Москва 2018.
Список литературы (дополнительный)
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие
к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение.
7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
2. Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс.
Москва. «Вако». 2011. 160 с.
3. Черчение. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Д. Ботвинникова и др. / Сост. М.В.
Цыганов, Ю.М. Цыганова – Волгоград: Учитель
– АСТ, 2004. -112 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими
ресурсами.
Графические и контрольные работы учащихся.
Пособия к уроку (модели, таблицы)
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШТЛ
Заместитель директора по УВР
социально-творческих
__________ Т.А.Бухвалова
дисциплин
подпись
От _________2021 года № 1
____________2021 года
_______________ Слуцкая А.В..
подпись руководителя МО
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)