1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Родной язык
(русский)» для образовательных огранизаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М.
Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова,
Рябинина Л. А., Соколова О. В.
и требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область
«Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для организаций, реализующих программы
начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной
язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде
всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского
литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их,
оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным
языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие
потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения
основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 7 часов в 1 классе: по 0,2 часа в
неделю за счѐт сокращения часов по русскому языку до 4,8 часа. Часы по данным предмету распределены следующим
образом: последние 7 недель учебного года -1 час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка, как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
-распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми: слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие у обучающихся культуры владения родным языком в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном
материале, содержащем средства для еѐ решения;
- планировать учебные действия ( 2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
- с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
- овладеют начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- слушать собеседника и с помощью учителя вести диалог, признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в
диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения.
Предметные
Учащиеся в конце первого года изучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научатся:
- отличать буквицу от прописной и строчной буквы, оформлять буквицу в заставке текста (книги) ;
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- составлять «Словарь в картинках»;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
- составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове;
-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации общения;
- владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста, выделять в нѐм наиболее существенные факты.
Обучающиеся получат возможность научится:
- с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признаков
под руководством учителя;
- отличать прозаический текст то поэтического;
-распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);
- использовать с помощью учителя толковые словари для определения лексического значения слова.
3. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа:
«Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак,
рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (1 час )
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2часа)
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей,
дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
4. Тематическое планирование
№ Раздел
Количество Темы
п/п
часов
1 Раздел 1. Русский язык : прошлое и настоящее.
4
Практическая работа: «Оформление буквиц и
заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта.
Имена в малых жанрах фольклора.
Проектное задание «Словарь в картинках».
2 Раздел 2. Язык в действии.
1
Смыслоразличительная роль ударения.
3 Раздел 3. Секреты речи и текста.
2
Стандартные обороты речи для участия в
диалогах.
Цели и виды вопросов.
7
Итого:
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШТЛ учителей начальной школы
от 27 августа 2021г. № 1
Руководитель ШТЛ
________/Трегубова И.А. /
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ /Русакова Т.В./
27 августа 2021 г.