Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Музыка 5-7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка —универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении
всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли ,яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень абстрактности, с другой —глубокая степень психологической вовлечѐнности личности .Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации ,обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе
является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождѐнных в предыдущие века и сохранѐнных в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач
укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода,
сохраняющего в свѐрнутом виде всю систему мировоззрения предков ,передаваемую музыкой не только через сознание, но и наиболее
глубоком—подсознательном уровне.
Музыка—временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени ,давать конкретный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребѐнка ,развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации самопринятию личности.
Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребѐнка, формирование
всей системы ценностей.
Примерная рабочая программа разработана позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметныхипредметныхрезультатовобучения, сформулированныхвФедеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в
соответствии с ФГОС ООО (утв. ПриказомМинистерстваобразованияинаукиРФот17декабря2010г.
№ 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию);Примерной программой воспитания(одобренарешением Федерального учебно-методического
2

объединенияпообщемуобразованию,протоколот2июня2020г.
№2/20);
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5—7 классов образовательных организаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной основной образовательной программой основногообщего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля2015 г. № 1/15), важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли
отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций, потребности педагоговмузыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Музыка жизненно необходима для полноценного развития психики ребѐнка. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение
через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто- коммуникации;
3)
формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2.
Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики еѐ воздействия на чело- века.
3.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного от- ношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культур-ного многообразия.
4.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5.
Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приѐмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценоч- ной, рефлексивной
деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
3

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с ис- пользованием цифровых
программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осо-знанного восприятия
лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства
и современной музыкальной культуре.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой частидуховной
культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование
целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом ,интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьникамиосновных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлѐнному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала
,художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
— освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка,
интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
— овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании
музыки и пении, инструментальному музицированию и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных
произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства:
Восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
4

Методологическими основаниями данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания
школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.
Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребѐнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и
другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребѐнка.
Основными методическими принципами программы являются:
принцип увлечѐнности; принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя;
принцип тождества и контраста, сходства и различий; принцип интонационности; принцип диалога культур.
В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Предмет«Музыка» изучается в 5—7 классах в объѐме не менее 102 часов
(по34 часа в каждом учебном году).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,«Литература», «География», «История», «Обществознание»,«Иностранный язык» и др.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
Искусство, как и культура в целом, предстаѐт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное
значение которой, по словам академика Д. С. Лихачѐва, «в преодолении
времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том
числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая
жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию учащихся.
Предмет «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровыми
стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального
искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой
инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа «Музыка» для 5—7 классов создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию
и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отече5

ственным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного
развития достигается благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности, форм
сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций
его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в
мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражѐнных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в
своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражѐнными в них; активное участие в музыкально-культурной
жизни семьи, образовательной организации, местно- го сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтѐра в дни праздничных мероприятий.
3.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учѐтом
моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуни6

кации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой
музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступно- го объѐма специальной терминологии.
6.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества;
9.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1.Овладение универсальными познавательными действиями
7

Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; выявлять причинно-следственные связи в развитии музыкальной культуры, обнаруживать взаимные
влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
самостоятельно выбирать способ решения учебной, исполнительской, творческой задачи, сверять результат выполнения со своими внутренними эстетическими установками.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом
поставленных целей;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
8

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том
числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своѐ мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать
наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями. Самоорганизация:
9

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретѐнному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения.
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своѐ и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального
душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
—
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека,
всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
—
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
—
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают наслух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
—
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включѐнного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание музыкального образования в Примерной программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства.
Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонацияв музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные
формы построения музыки ( двухчастная и трѐхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита),их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и
др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров
11

изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество(характерные черты, основные жанры, темы, образы).
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских
композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский
хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика
национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр,
кино).Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и
др.).Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная
музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора
разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли
и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт,
трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народ12

ный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический,
духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр).
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования .Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном
искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на
человека, еѐ роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их
воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой
информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками музыки авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5
класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс».
№ п/п

Таблица тематического распределения количества часов:
Количество часов

Разделы, темы

5кл

6кл

7кл

Авторская
программа

Рабочая
программа

1.

««Музыка и литература»

17

17

16

2.

«Музыка и изобразительное искусство»

18

18

18

3.

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

17

17

16

4.

«Мир образов камерной и симфонической музыки»

18

18

18

5.

«Особенности драматургии сценической
музыки»

17

17

16

6.

Основные направления музыкальной
культуры.

18

18

18

13

Итого

35 ч

35 ч

35 ч

105 ч

102 ч

Тематическое планирование
Класс 5
Раздел

1. Музыка и
литература.

Колво
часов
16 ч

Темы

Колво
часов

Основные виды
деятельности обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Что роднит музыку с литературой.

1

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова
красивей..

1

Гражданское, эстетическое
воспитание
Духовное, нравственные, эстетическое воспитание

Вокальная музыка. Звучащие картины.

1

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит,
гремит, Кикимора…»

1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь
музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и
исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального
воплощения стихотворных текстов.
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и других видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Гражданское,
патриотическое,
духовное воспитание
Популяризация
научных знаний

14

Фольклор в музыке русских композиторов. Что за
прелесть эти сказки…»

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки.
«Мелодией одной
звучат печаль и
радость».

1

Вторая жизнь
песни.

1

Живительный
родник творчества.
Всю жизнь мою
несу Родину в дудуше…»Перезвоны»
, «Звучащие картины».

1

Писатели и поэты
о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый
поэт».

1

Писатели и поэты
о музыке и музы-

1

Размышлять о знакомом музыкальном произведении,
высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими
видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,
поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных
средств музыки и литературы.

Патриотическое,
духовнонравственное
воспитание
Духовное, нравственное, эстетическое воспитание

Эстетическое,
Определять специфику деятельности композитора, поэта воспитание, попуи писателя.
ляризация научных знаний.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Гражданское,
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные патриотическое,
духовное, нравлитературные произведения к изучаемой музыке.
ственное воспиСамостоятельно исследовать жанры русских народных тание.
песен и виды музыкальных инструментов.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального Духовное, нравственное, эстетитворчества своей республики, края, региона и т.п.
ческое воспитаУчаствовать в коллективной исполнительской деятельно- ние.
сти (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах — элементарных и электронных).
Популяризация
15

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и научных знаний.
письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

кантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам
того не знаешь».

Делиться впечатлениями об актѐрах, о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и
исполнении.
Духовное, нравРассуждать об общности и различии выразительных
ственное, эстетисредств музыки и литературы.
ческое воспитание. Профессиональное
самоопределение.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Духовное, нравственное, эстетическое воспитание. Профессиональное
самоопределение.

Музыка в театре,
кино и на телевидении.

1

Духовное, нравственное, эстетическое воспитание

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Духовное, нравственное, эстетическое, воспитание

Обобщение мате-

1

Гражданское,
16

риала.

патриотическое,
духовное,
нравственное,
эстетическое,
воспитание

2. Музыка и
изобразительное
искусство.

18 ч

Мир композитора.

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

Небесное и земное в звуках и
красках.

1

Звать через прошлое к настоящему. «Александр
Невский».

1

Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище», «После
побоища».

1

Патриотическое,
духовное, нравственное, эстетическое, воспитание
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь
музыки с литературой и изобразительным искусством как
различными способами художественного познания мира.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального
развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении
различных музыкальных образов.
Исследоватьинтонационно-образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбиратьсходные и/или контрастные
произведения изобразительного искусства (живописи,
скульптуры) к изучаемой музыке.
Определять взаимодействие музыки с другими видами
искусства на основе осознания специфики языка каждого из

Эстетическое,
воспитание

Духовное, эстетическое воспитание
Гражданское,
патриотическое,
духовное, нравственное, эстетическое воспитание
Гражданское,
патриотическое,
духовное, нравственное, эстетическое воспитание

17

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

Музыкальная живопись и живописная музыка.
«Форелленквинтет».

1

Колокольность в
музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества.

1

Колокольность в
музыке и изобразительном искусстве. «Древний
храм златой вершиной блещет
ярко».

1

Обобщение материала.

1

них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и
исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыки
и произведений изобразительного искусства в драматизации,
инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку,
коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки
часов)

Эстетическое,
воспитание
Эстетическое,
воспитание

Гражданское,
патриотическое,
духовное, нравственное, экологическое воспитание

Гражданское,
патриотическое,
духовное, нравственное, эстетическое воспитание

Гражданское,
патриотическое,
духовное, нравственное, эстетическое, воспита18

Портрет в музыке
и изобразительном искусстве.

1

Волшебная палочка дирижера.
Образы борьбы и
победы в искусстве.

1

Застывшая музыка.

1

Полифония в музыке и живописи.

1

Музыка на мольберте.

1

Импрессионизм в
музыке и живописи.

1

О подвигах, о
доблести, о славе.

1

В каждой мимолѐтности вижу я

1

Определять взаимодействие музыки с другими видами
искусства на основе осознания специфики языка каждого из
них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и
исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыки
и произведений изобразительного искусства в драматизации,
инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку,
коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки
часов)

ние
Эстетическое,
воспитание
Патриотическое,
популяризация
научных знаний

Духовное, нравственное, эстетическое воспитание
Духовное, нравственное, эстетическое воспитание
Духовное, нравственное, эстетическое воспитание
Эстетическое
воспитание, популяризация научных знаний
Гражданское воспитание
Гражданское, эстетическое, вос19

миры. Мир композитора. Исследовательский
проект.

питание, профессиональное самоопределение.

Мир композитора.

1

Эстетическое
воспитание, ценности
научного
познания.

Обобщение материала по разделу.

1

Гражданское,
патриотическое,духовное,
нравственное,эстетическое,
экологическое
воспитание

Класс 6
Раздел

Колво
часов

Темы

Кол
-во
часов

Основные виды
деятельности обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

20

1. Мир образов
вокальной
и
инструментальной музыки.

16 ч

Удивительный мир
музыкальных образов. Образы романсов и песен русских
композиторов.

1

Два музыкальных
посвящения.

1

Портрет в музыке и
живописи.

1

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен
(народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой
деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых
коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же

патриотическое,
духовное, нравственное, эстетическое воспитание

патриотическое,
эстетическое воспитание

патриотическое,
экологическое
воспитание
21

«Уноси моѐ сердце в
звенящую даль».

1

Обряды и обычаи в
фольклоре и в творчестве композиторов.

1

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

Старинной песни
мир. Песни Франца
Шуберта.

1

произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений
на основе взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.
патриотическое,
Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе духовное, нравпростейших приѐмов аранжировки музыки на элементарных ственное воспии электронных инструментах.
тание
Выявлять возможности эмоционального воздействия
музыки на человека (на личном примере).
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Гражданское,
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения патриотическое,
классических и современных музыкальных произведений воспитание
(инструментальных, вокальных, театральных и т. п.).
Исполнять музыку, передавая ее художественный
смысл.
Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального
творчества своей республики, края, региона.
Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с
жанровой основой произведения.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее от- эстетическое воспитание, ценности
дельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Участвовать в разработке и воплощении сценариев научного познания
народных праздников, игр, обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.
Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, духовное, нравшколе и т. п.
ственное эстетиСоставлять отзывы о посещении концертов, музыкальческое воспитание
но-театральных спектаклей и др.
Выполнять задания из творческой тетради.
22

Образы русской
народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

Русская духовная
музыка. Духовный
концерт.

1

«Фрески Софии Киевской».

1

«Перезвоны» .

1

«Молитва».
Образы духовной
музыки Западной
Европы. Небесное и
земное в музыке И.
Баха.

1

«Фортуна правит
миром» . «Кармина
Бурана».

1

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки
часов)

Гражданское,
Различать простые и сложные жанры вокальной, ин- патриотическое
струментальной, сценической музыки.
воспитание
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен
(народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой
деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

духовное, нравственное, эстетическое воспитание
гражданское, патриотическое, духовное,
нравственное, эстетическое воспитание, популяризация научных знаний
духовное, нравственное воспитание

нравственное, эсНазывать отдельных выдающихся отечественных и за- тетическое воспирубежных исполнителей, включая музыкальные коллекти- тание, популяризация
научных
вы, и др.
знаний
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопро- эстетическое воспитание
вождения.

23

Воспринимать и определять разновидности хоровых
коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

2. Мир образов
камерной и
симфонической
музыки.

18 ч

Авторская песня –
прошлое и настоящее.

1

Анализировать различные трактовки одного и того же духовное, нравпроизведения, аргументируя исполнительскую интерпрета- ственное, эстетическое воспитацию замысла композитора.
ние, профессиосамоРаскрывать образный строй музыкальных произведений нальное
на основе взаимодействия различных видов искусства.
определение

Джаз-искусство 20
века.

1

эстетическое воспитание

Обобщение материала по разделу «Мир
образов вокальной и
инструментальной музыки».

1

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.
Выполнятьинструментовку мелодий (фраз) на основе
простейших приѐмов аранжировки музыки на элементарных
и электронных инструментах.

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

1

духовное, нравственное, эстетическое воспитание

Образы камерной
музыки. Могучее
царство Шопена.

1

Образы камерной
музыки. Инструментальная баллада.

1

Соотносить основные образно- эмоциональные сферы
музыки, специфические особенности произведений разных
жанров.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на
инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

духовное, нравственное, эстетическое воспитание

духовное, нравственное, эстетическое воспитание
ценности научного познания

24

Инструментальный
концерт.

1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, эстетическое
литературы и изобразительного искусства.
воспитание, ценнаучного
Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок- ности
познания
опер.

Космический пейзаж.

1

Образы симфонической музыки.«Метель»

1

Образы симфонической музыки» Метель».

1

Симфоническое развитие музыкальных
образов.

1

Программная увертюра. Увертюра
«Эгмонт».

1

Называть имена выдающихся русских и зарубежных эстетическое,
композиторов, приводить примеры их произведений.
экологическое
Определять по характерным признакам принадлежность воспитание
музыкальных произведений к соответствующему жанру и
стилю — музыка классическая, народная, религиозная, со- патриотическое,
временная.
духовное воспиРазличать виды оркестра и группы музыкальных ин- тание
струментов.
Осуществлять
исследовательскую
художественноэстетическую деятельность.
патриотическое,
Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в
духовное воспиколлективных проектах.
Импровизировать в одном из современных жанров по- тание
пулярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
эстетическое восЗаниматься самообразованием (совершенствовать уме- питание, ценности
ния и навыки самообразования).
научного познаПрименять информационно-коммуникационные техноло- ния
гии для музыкального самообразования.
духовное, нравИспользовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произ- ственное воспитание
ведений.

Программная увертюра. Увертюра
«Эгмонт».

1

Обобщение матери-

1

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки духовное, нравчасов)
ственное воспиРазличать простые и сложные жанры вокальной, ин- тание
струментальной, сценической музыки.
духовное, нравХарактеризовать музыкальные произведения (фрагменственное, эстети25

ала.

ты).

ческое воспитание

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен
(народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой
деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых
коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же
произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений
на основе взаимодействия различных видов искусства.
26

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе
простейших приѐмов аранжировки музыки на элементарных
и электронных инструментах.
Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта».

1

Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта».

1

Мир музыкального
театра. Балет «Ромео
и Джульетта»

1

Мир музыкального
театра. «Вестсайдская история»

1

Мир музыкального
театра. Рок-опера

1

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы
музыки, специфические особенности произведений разных
жанров.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на
инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рокопер.

гражданское, духовное,
нравственное, эстетическое воспитание,
ценности
научного познания

гражданское, духовное,
нравственное, эстетическое воспитание

эстетическое восНазывать имена выдающихся русских и зарубежных питание
композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность
эстетическое восмузыкальных произведений к соответствующему жанру и
стилю — музыка классическая, народная, религиозная, со- питание
временная.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять
исследовательскую
художественно- патриотическое,
эстетическое вос27

эстетическую деятельность.

«Орфей и Эвридика».

Образы киномузыки.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в
коллективных проектах.
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).

1

Исследовательский
проект.

Обобщение материала по разделу «Мир
образов камерной и
симфонической музыки».

питание

1

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен
(народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой
деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых
коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и твор-

эстетическое
воспитание, профессиональное
самоопределение
духовное, нравственное, эстетическое воспитание

28

ческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же
произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений
на основе взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Класс 7
Раздел

Колво
часов

1.Особенности
драматургии
сценической
музыки.

16 ч

Темы

Колво
часов

Классика и современность.

1

Музыкальная
драматургия –
развитие музыки.

1

В музыкальном
театре. Опера.

1

Опера «Иван Су-

1

Основные виды
деятельности обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Определять роль музыки в жизни человека.
эстетическое восСовершенствовать представление о триединстве музы- питание
кальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкаль- нравственное, эсные произведения различных жанров и стилей классической и тетическое восписовременной музыки. Обосновывать свои предпочтения в си- тание
туации выбора.
духовное, нравВыявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в ственное, эстетическое воспитапроизведениях разных жанров и стилей.
ние, популяризаВыявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыция научных знакальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
ний
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи- гражданское, пат29

санин».

В концертном зале. Симфония.

1

Симфония №40
В.А.Моцарта.

1

Симфония № 5
Л.Бетховена.

1

Героическая тема
в музыке.

1

В музыкальном
театре. Балет.

1

Камерная музыка.

1

мые их произведения и интерпретации.
риотическое восИсполнять народные и современные песни, знакомые ме- питание
лодии изученных классических произведений.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных
произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
эстетическое восРешать творческие задачи.
питание
Участвовать в исследовательских проектах.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими
видами искусства.
Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках
изучаемой темы.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и
т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

эстетическое воспитание
нравственное, эстетическое воспитание
гражданское, патриотическое воспитание

эстетическое воспитание
нравственное, эстетическое воспи30

Камерная музыка.
Вокальный цикл.

1

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью
с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

тание
эстетическое воспитание

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных
произведений.

Инструментальная музыка.

1

Этюд. Транскрипция.

1

Прелюдия.

1

эстетическое воспитание

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и
стилей, выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной
деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты
для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при
организации культурного досуга, при составлении домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового
значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризоватьмузыкальные произведения (фрагменты).

эстетическое
воспитание
духовное, нравственное, эстетическое воспитание

31

Определять жизненно-образное содержание музыкальных
произведений различных жанров; различать лирические,
эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен
(народных, классического репертуара, современных авторов),
напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных
сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке
и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и
др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же
произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Концерт для
скрипки с оркест-

1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и духовное, нравственное, эстети32

ром
А.Хачатуряна.

2. Основные
направления
музыкальной
культуры.

18 ч

Сюита.

1

Религиозная музыка.

1

Сюжеты и образы
религиозной музыки.

1

«Высокая месса»
И.С.Баха.

1

"Всеношное бдение»
С.Рахманинова.

1

Литературные
страницы. «Хри-

1

стилей, выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной
деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты
для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при
организации культурного досуга, при составлении домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового
значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризоватьмузыкальные произведения (фрагменты).

ческое воспитание

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и
стилей, выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной
деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты
для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при
организации культурного досуга, при составлении домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового
значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или несколькихобразов в произведениях разных форм и
жанров.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

духовное, нравственное воспитание

духовное, нравственное, эстетическое воспитание

духовное, нравственное воспитание
эстетическое воспитание
эстетическое воспитание
духовное, эстети33

стова Всеношная».

Рок-опера «Иисус
Христос - суперзвезда».

1

Рок-опера «Иисус
Христос - суперзвезда». Вечные
темы.

1

Рок-опера «Иисус
Христос - суперзвезда». Главные
образы.

1

Светская музыка.
Соната №8 («Патетическая»)
Л.Бетховена.

1

Соната №2
С.Прокофьева.
Соната №11
В.А.Моцарта.

1

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального) воплощения
различных художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов
и т.п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.
Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное
мнение о ее художественной ценности.

ческое воспитание

духовное, нравственное, эстетическое воспитание
духовное, нравственное, эстетическое воспитание
духовное, нравственное, эстетическое воспитание
эстетическое воспитание

Осуществлятьпроектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны
и др.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки нравственное,
эстетическое восчасов)
питание
Различать простые и сложные жанры вокальной, инстру34

ментальной, сценической музыки.
Характеризоватьмузыкальные произведения (фрагменты).

Рапсодия в стиле
блюз Д. Гершвина.

1

Симфоническая
картина «Празденества»
К.Дебюсси.

1

Симфония №1 В.
Калинникова.

1

Музыка народов
мира.

1

Международные
хиты.

1

Определять жизненно-образное содержание музыкальных
произведений различных жанров; различать лирические,
эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен
(народных, классического репертуара, современных авторов),
напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных
сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке
и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и
др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же
произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений

эстетическое воспитание
духовное, нравственное, эстетическое воспитание

патриотическое,
нравственное, эстетическое воспитание
нравственное, эстетическое воспитание
эстетическое
воспитание

35

Рок-опера «Юнона и Авось»

1

Рок-опера «Юнона и Авось».

1

Обобщающий
урок.

1

на основе взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных
композиций в джазовом стиле.
Выполнятьинструментовку мелодий (фраз) на основе про- патриотическое,
стейших приѐмов аранжировки музыки на элементарных и
эстетическое восэлектронных инструментах.
питание
Определять роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слуша- патриотическое,
тель).
нравственное, эсЭмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкаль- тетическое воспиные произведения различных жанров и стилей классической и тание
современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в сидуховное, нравтуации выбора.
ственное, эстетиВыявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в ческое воспитание
произведениях разных жанров и стилей.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных
произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и
36

т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных
произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и
т.п.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
37

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных организаций. В комплекты
входят следующие издания авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: Учебники«Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс»,«Музыка. 7 класс».
«Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс»
«Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
«Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс»

Пособия для учителей

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс»
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс»
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс»
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3)
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3)
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3)
«Уроки музыки. Поурочные разработки. 5—6 классы»
«Уроки музыки. Поурочные разработки. 7—8 классы»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер, колонки, интерактивная доска ,фортепиано, комплект портретов композиторов, раздаточный материал, СД диски

Видеофильмы, посвящѐнные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Хрестоматии с нотным материалом
Сборники песен и хоров
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

38

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Заместитель директора по УВР

методического объединения

_______________Бухвалова Т.А,

учителей социально-творческих дисциплин

__________________2021 года

СОШ № 35 МО Туапсинский район
от

2021 года №1

__________________ Слуцкая А.В.

39

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».