ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и
многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учѐта преемственности с
курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены
при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска
необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка
на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к
предмету«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5
классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее
трѐх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под
Дубом», «Квартет»,
«Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из
сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз,
Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с
Родиной (не менее пяти стихотворений трѐх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и
др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.
Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.
Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).
Например, К. Булычѐв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.
(главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например,
«Каникулы»,«Звук бегущих ног»,
«Зелѐное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учѐтом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учѐтом учебной
задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надѐжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта
перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображѐнные в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата
цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и еѐ роли в
воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста
научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и
жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их
в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная
сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика;
сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей;
портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория;
ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения
фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учѐтом
возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных
ранее), передавая личное отношение к произведению (с учѐтом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к
тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учѐтом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с
учѐтом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений
фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических
впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в
том числе за счѐт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться
публично представлять их результаты (с учѐтом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной
форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Раздел 1. Мифология
1.1. Мифы народов России и мира
3
01.09.2022
06.09.2022
Выразительно читать мифы и
другие эпические
произведения, отвечать на
вопросы, пересказывать;
Анализировать сюжет,
жанровые, композиционные и
художественные особенности;
Определять и формулировать
тему и основную мысль
прочитанных мифов;
Сопоставлять мифы разных
народов, сравнивать их с
эпическими произведениями;
Характеризовать главных
героев, сравнивать их
поступки;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7366/start/310732/
1.2. Внеклассное чтение
1
08.09.2022
Выразительно читать мифы,
определять и формулировать
тему и основную мысль,
давать характеристику героям
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
Итого по разделу
4
Раздел 2. Фольклор
2.1. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки
2
09.09.2022
13.09.2022
Выразительно читать
фольклорные произведения
малых жанров, отвечать на
вопросы;
Отличать пословицы от
поговорок;
Сопоставлять русские
пословицы и поговорки с
пословицами и поговорками
других народов;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7370/start/245746/
2.2. Развитие речи
1
15.09.2022
Уметь сочинять и разгадывать
загадки.
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
2.3. Сказки народов России и народов мира
5
16.09.2022
27.09.2022
Выразительно читать,
пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) сказки,
отвечать на вопросы;
Определять виды сказок
(волшебные, бытовые, о
животных);
Определять и формулировать
тему и основную мысль
прочитанной сказки;
Характеризовать героев
сказок, оценивать их
поступки;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
2.4. Внеклассное чтение
1
29.09.2022
Выразительно читать,
пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) сказки,
отвечать на вопросы.
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
Итого по разделу
9
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1. И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и
Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и
Соловей»,«Ворона и Лисица»
4
30.10.2022
07.10.2022
Определять и формулировать
тему и основную мысль
прочитанной басни;
Находить значение
незнакомого слова в словаре;
Определять художественные
особенности басенного жанра;
Иметь первоначальное
представление об аллегории и
морали;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7393/start/300908/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7392/start/244530/
3.2. Развитие речи
1
11.10.2022
Выразительно читать басню, в
том числе по ролям,
инсценировать басню.
Чтение
наизусть;
http://festival.1september.ru/subjects/9
3.3. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее
утро»,«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о
семи богатырях»
6
13.10.2022
25.10.2022
Отличать поэтический текст от
прозаического,
аргументировать свой ответ;
Выявлять средства
художественной
изобразительности в
лирических произведениях
(эпитет, метафору,
олицетворение, сравнение);
Выразительно читать сказку,
отвечать на вопросы по
содержанию;
Определять идейнотематическое содержание
сказки А. С. Пушкина;
Выявлять своеобразие
авторской сказки и еѐ отличие
от народной;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Чтение
наизусть;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7390/start/310828/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7388/start/310892/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7387/start/310924/
3.4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
2
27.10.2022
28.11.2022
Отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, задавать
вопросы с целью понимания
содержания стихотворения;
Определять его историческую
основу, идейно-тематическое
содержание;
Определять позицию автора;
Выявлять жанровые признаки и
средства художественной
изобразительности в
произведении (эпитет,
олицетворение, сравнение,
метафора);
3.5. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»
3
08.11.2022
11.11.2022
Устный
Учиться самостоятельно
опрос;
формулировать вопросы;
Пересказывать (кратко,
подробно, выборочно) текст
повести;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Определять близость повести к
народным сказкам и
легендам;
3.6. Внеклассное чтение
2
15.11.2022
17.11.2022
Читать выразительно
прозаический текст, отвечать
на вопросы.
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7384/start/244882/
Итого по разделу
18
Устный
опрос;
Чтение
наизусть;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7385/start/310956/
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»
5
18.11.2022
29.12.2022
Выделять наиболее яркие
эпизоды произведения;
Составлять простой план
рассказа;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев рассказа;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7381/start/244754/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7380/start/244594/
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
4.2. Развитие речи
1
01.12.2022
Писать сочинение по
содержанию рассказа.
Сочинение;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
4.3. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские
дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)
3
02.12.2022
08.12.2022
Определять тематическое
содержание стихотворения;
Характеризовать главных
героев, лирического героя
(автора);
Определять отношение автора к
детям;
Выявлять средства
художественной
выразительности;
Устный
опрос;
Чтение
наизусть;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7383/start/245458/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7382/start/245394/
4.4. Л. Н. Толстой.
Рассказ «Кавказский пленник»
5
09.12.2022
20.12.2022
Выявлять основную мысль
рассказа, определять его
композиционные особенности;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
Составлять сравнительную
характеристику Жилина и
Костылина;
Характеризовать горцев, их
обычаи и нравы;
Давать развѐрнутый ответ на
вопрос, связанный со знанием и
пониманием литературного
произведения;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7378/start/245554/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7377/start/300940/
4.5. Внеклассное чтение
1
22.12.2022
Выразительно читать текст
рассказа, отвечать на вопросы,
пересказывать (подробно и
сжато).
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
Итого по разделу
15
23.12.2023
17.01.2023
Выразительно читать
стихотворение, определять его
тематическое содержание,
средства художественной
выразительности (эпитет,
метафора, сравнение,
олицетворение);
Выявлять музыкальность
поэтического текста;
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Устный
опрос;
Чтение
наизусть;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7374/start/244946/
Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков
5.1. Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной
природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например,
стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А.
Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова
5
5.2. Развитие речи
1
19.01.2023
Выразительное чтение
стихотворений, выражение
личного читательского
отношения к лирическому
герою, заучивание.
Письменный
контроль;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
5.3. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. 2
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная
фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
20.01.2023
24.01.2023
Определять роль названия в
литературном произведении;
Анализировать произведение с
учѐтом его жанровых
особенностей, с
использованием методов
смыслового чтения и
эстетического анализа, давать
собственную интерпретацию и
оценку произведениям;
Характеризовать героев
рассказа;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/start/305353/
1
5.4. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например,
«Галоша»,«Лѐля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча» и др.
2
26.01.2023
27.01.2023
Выразительно читать рассказ,
отвечать на вопросы по
прочитанному произведению,
задавать вопросы с целью
понимания содержания
произведений, пересказывать
близко к тексту;
Анализировать произведение с
учѐтом его жанровых
особенностей, с
использованием методов
смыслового чтения и
эстетического анализа, давать
собственную интерпретацию и
оценку произведениям;
Характеризовать героев
рассказа;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
5.5. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не
менее трѐх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М.
Пришвина, К. Г. Паустовского
5
31.01.2023
09.02.2023
Составлять план;
Определять сюжет и
тематическое своеобразие
произведения;
Находить и характеризовать
образ рассказчика, его роль в
повествовании;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7403/start/300972/
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
5.6. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например,
«Корова»,«Никита» и др.
2
10.02.2023
Составлять план;
Определять тему рассказа;
Определять средства
выразительности
прозаического текста;
Устный
опрос;
Пересказ;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7400/start/304883/
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
5.7. Развитие речи
1
14.02.2023
Писать отзыв на прочитанное
произведение.
Письменный
контроль;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
5.8. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
3
16.02.2023
18.02.2023
Находить детали, языковые
средства художественной
выразительности, определять
их роль в произведении;
Находить значение
незнакомого слова в словаре;
Определять характер главного
героя, его взаимоотношение с
природой;
Выявлять роль пейзажа в
рассказе;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/start/301528/
5.9. Развитие речи
1
21.02.2023
Писать сочинение по
самостоятельно
составленному плану.
Сочинение;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
Итого по разделу
22
Раздел 6. Литература XX—XXI веков
11.02.2023
6.1. Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не
менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»;
Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев.«Сын полка» и др.
4
28.02.2023
07.03.2023
Отвечать на вопросы (с
использованием цитирования)
и самостоятельно
формулировать вопросы к
тексту;
Анализировать сюжет, тему
произведения, определять его
композиционные особенности;
Характеризовать и
сопоставлять героев
произведения, выявлять
художественные средства их
создания;
Выявлять средства
художественной
изобразительности в
произведении;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
6.2. Внеклассное чтение
1
09.03.2023
Сопоставлять и
характеризовать героев
произведения, находить
средства выразительности,
выразительно читать отрывки
из произведения.
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
6.3. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему
детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В.
П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П.
Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А.
Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и
Е. Б. Пастернак и др.
7
10.03.2023
24.03.2023
Отвечать на вопросы,
формулировать
самостоятельно вопросы к
тексту, пересказывать
прозаические произведения;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев, составлять их
словесный портрет;
Сопоставлять героев и их
поступки с другими
персонажами прочитанного
произведения и персонажами
других произведений;
Выявлять авторскую позицию;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7406/start/245234/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7405/start/244850/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7401/start/298165/
6.4. Развитие речи
1
04.04.2023
Выразительное чтение
отрывков из произведения,
сопоставление героев,
составлять словесные
портреты героев.
Сочинение;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
6.5. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей
(одно по выбору). Например, К. Булычѐв «Девочка, с
которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по
выбору) и др.
2
06.04.2023
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев, основные события;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
07.04.2023
6.6. Внеклассное чтение
1
Итого по разделу
16
11.04.2023
Воспринимать и выразительно
читать прозаические тексты,
отвечать на вопросы,
пересказывать.
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации
7.1. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела»
1
13.04.2023
Характеризовать лирического Устный
опрос;
героя;
Определять общность темы и еѐ
художественное
воплощение в стихотворениях
русской поэзии и в
произведениях поэтов народов
России;
Выявлять художественные
средства выразительности;
7.2. Развитие речи
1
14.04.2023
Выразительно читать и
анализировать поэтический
текст
Чтение
наизусть;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
Итого по разделу
2
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7413/start/311020/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7412/start/301004/
Раздел 8. Зарубежная литература
8.1. Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная
королева», «Соловей»
3
18.04.2023
21.04.2023
Читать сказку, отвечать на
вопросы, пересказывать;
Определять сюжет,
композиционные и
художественные особенности
произведения;
Формулировать вопросы к
отдельным фрагментам
сказки;
Характеризовать главных
героев, сравнивать их
поступки;
Высказывать своѐ отношение
к событиям и героям сказки;
8.2. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р.
Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др.
1
25.04.2023
Устный
Рассуждать о героях и
опрос;
проблематике произведения,
обосновывать свои суждения с
опорой на текст;
Выявлять своеобразие
авторской сказочной прозы и еѐ
отличие от народной
сказки;
Выделять ключевые эпизоды в
тексте произведения;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
8.3. Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по
выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера»
(главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др.
4
27.04.2023
04.05.2023
Отвечать на вопросы,
самостоятельно
формулировать вопросы,
пересказывать содержание
отдельных глав;
Определять тему, идею
произведения;
Характеризовать главных
героев, составлять их
словесные портреты;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7411/start/299105/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7410/start/305385/
8.4. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная
стрела»(главы по выбору) и др.
3
05.05.2023
12.05.2023
Самостоятельно
формулировать вопросы к
произведению в процессе его
анализа;
Сопоставлять произведения по
жанровым особенностям;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
8.5. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж.
Даррелл. «Говорящий свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р.
Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»
3
16.05.2023
19.05.2023
Отвечать на вопросы,
самостоятельно
формулировать вопросы,
пересказывать содержание
произведения или отдельных
глав;
Сопоставлять произведения по
жанровым особенностям;
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
8.6. Внеклассное чтение
1
23.05.2023
Выразительное чтение
отрывков из произведения,
характеристика и
сопоставление героев. Уметь
находить средства
выразительности.
Устный
опрос;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
Итого по разделу
15
Раздел 9. Итоговый контроль
9.1. Итоговые контрольные работы
1
Итого по разделу
1
Резервное время
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
1
2
13.05.2023
0
Проводить по самостоятельно
составленному плану
небольшое исследование по
установлению особенностей
литературного объекта
изучения, причинноследственных связей и
зависимостей объектов между
собой;
Оценивать на применимость и
достоверность информацию,
полученную в ходе
исследования (эксперимента);
Самостоятельно
формулировать обобщения и
выводы по результатам
проведѐнного наблюдения,
опыта, исследования;
Владеть инструментами
оценки достоверности
полученных выводов и
обобщений
Контрольная
работа;
http://lit.1september.ru /
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.uroki.net/docrus.htm /
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
I четверть
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Книга в жизни человека.
Мифы народов России и
мира. Легенды и мифы
Древней Греции. Понятие о
мифе.
Мифы народов России и
мира. Подвиги Геракла:
«Скотный двор царя Авгия».
Мифы народов России и
мира. «Яблоки Гесперид» и
другие подвиги Геракла.
Мифы народов России и
мира. Переложение
мифов разными
авторами. Геродот
"Легенда об Арионе".
Урок внеклассного
чтения.
Фольклор. Малые жанры:
пословицы, поговорки,
загадки. Устное народное
творчество. Коллективное и
индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора:
колыбельные песни,
пестушки, приговорки,
скороговорки.
Определение малых
жанров фольклора:
пословицы,
поговорки, загадки. Урок
развития речи.
Фольклор. Сказки народов
России и народов мира.
Русские народные сказки.
Нравственное и эстетическое
содержание сказок. Сказка
как вид народной прозы.
Сказки о животных,
волшебные, бытовые.
1
01.09.2022 Устный
опрос;
1
02.09.2022 Устный
1
06.09.2022 Устный
опрос;
1
08.09.2022 Устный
опрос;
1
09.09.2022 Устный
опрос;
1
13.09.2022 Устный
опрос;
1
15.09.2022 Устный
опрос;
1
16.09.2022 Устный
опрос;
1
20.09.2022 Устный
опрос;
1
22.09.2022 Устный
опрос;
1
23.09.2022 Устный
опрос;
1
27.09.2022 Устный
опрос;
1
29.09.2022 Устный
опрос;
14.
Роды и жанры литературы и 1
их основные признаки. Жанр
басни в мировой литературе.
Эзоп, Лафонтен.
30.10.2022 Устный
опрос;
15.
Русские баснописцы XVIII
1
века А. П. Сумароков
«Кокушка». И. И.
Дмитриев «Муха».
И. А. Крылов. Басня «Листы 1
и корни» «Свинья под
дубом».
И. А. Крылов. Басня «Ворона 1
и Лисица».
04.10.2022 Устный
опрос;
Выразительное чтение
басни наизусть по выбору
учащихся. Урок развития
речи.
11.10.2022 Чтение
наизусть;
9.
10.
11.
12.
13.
16.
17.
18.
Фольклор. Сказки народов
России и народов мира.
«Царевна-лягушка» как
волшебная сказка.
Животные-помощники.
Чудесные противники.
Фольклор. Сказки народов
России и народов
мира. «Царевна-лягушка».
Василиса Премудрая и Иванцаревич.
Сказки народов России и
народов мира. «Царевналягушка». Поэзия волшебной
сказки.
Сказки народов России и
народов мира. Сказки о
животных. «Журавль и
цапля». Бытовые сказки.
«Солдатская шинель».
Сказки народов России и
народов мира. Светлый и
тѐмный миры сказки.
Урок внеклассного
чтения.
1
06.10.2022 Устный
опрос;
07.10.2022 Устный
опрос;
А. С. Пушкин.
Стихотворения «Зимнее
утро», «Зимний вечер».
А. С. Пушкин.
Стихотворения. «Няне», «У
лукоморья дуб зелѐный…».
1
13.10.2022 Устный
опрос;
1
14.10.2022 Устный
опрос;
Чтение
наизусть;
21.
А. С. Пушкин. «Сказка о
мѐртвой царевне и о семи
богатырях». Сюжет сказки.
1
18.10.2022 Устный
опрос;
22.
А. С. Пушкин. «Сказка о
мѐртвой царевне и о семи
богатырях». Главные и
второстепенные герои.
1
20.10.2022 Устный
опрос;
23.
А. С. Пушкин. «Сказка о
мѐртвой царевне и о семи
богатырях». Борьба добрых
и злых сил.
1
21.10.2022 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
24.
Стихотворная и прозаическая 1
речь. Рифма, ритм, способы
рифмовки.
25.10.2022 Устный
опрос;
25.
М. Ю. Лермонтов.
«Бородино»: история
создания, тема, идея,
композиция стихотворения,
образ рассказчика.
1
27.10.2022 Устный
опрос;
26.
М. Ю. Лермонтов.
Стихотворение «Бородино».
1
28.10.2022 Устный
опрос;
Итого за I четверть
26
19.
20.
II четверть
27.
Н. В. Гоголь. «Ночь перед
1
Рождеством». Анализ текста.
08.11.2022 Устный
опрос;
28.
Н. В. Гоголь. «Ночь перед
1
Рождеством». Сочетание
комического и лирического.
Н. В. Гоголь. «Заколдованное 1
место». Реальность и
фантастика.
10.11.2022 Устный
опрос;
29.
30.
Антоний Погорельский.
«Чѐрная курица, или
Подземные жители» как
литературная сказка.
Урок внеклассного
чтения.
1
11.11.2022 Устный
опрос;
Чтение
наизуст
ь;
15.11.2022 Устный
опрос;
1
17.11.2022 Устный
опрос;
1
18.11.2022 Устный
опрос;
1
22.11.2022 Устный
опрос;
И. С. Тургенев. «Муму»:
1
система образов. Портрет и
пейзаж.
И. С. Тургенев. «Муму»:
1
символический образ немого.
24.11.2022 Устный
опрос;
36.
Подготовка к сочинению по
рассказу И.С.Тургенева
"Муму".
1
29.11.2022 Устный
опрос;
37.
Сочинение по рассказу
И.С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи.
1
01.12.2022 Сочинение;
38.
Лирика Н. А. Некрасова:
1
детские образы. "Школьник".
02.12.2022 Устный
опрос;
39.
Анализ произведений Н. А.
Некрасова: "Крестьянские
дети".
06.12.2022 Устный
опрос;
40.
Анализ произведений Н. А.
1
Некрасова: "Мороз, Красный
нос".
08.12.2022 Устный
опрос;
Чтение
наизусть;
41.
Л. Н. Толстой. «Кавказский
пленник». Историческая
основа и сюжет повести»:
историческая основа,
рассказ-быль; тема, идея.
1
09.12.2022 Устный
опрос;
42.
Жилин и Дина.
Бессмысленность и
жестокость национальной
вражды.
1
13.12.2022 Устный
опрос;
43.
«Кавказский пленник»:
1
Жилин и Костылин. Жилин и
Костылин: два характера —
две судьбы.
15.12.2022 Устный
опрос;
31.
32.
33.
34.
35.
Антоний Погорельский.
«Чѐрная курица, или
Подземные жители» как
литературная сказка.
Урок внеклассного
чтения.
И. С. Тургенев. Жизнь и
творчество. «Муму» как
повесть о крепостном праве.
И. С. Тургенев. «Муму»:
сюжет и композиция.
1
25.11.2022 Устный
опрос;
44.
Смысл названия.
Поучительный характер
рассказа.
1
16.12.2022 Устный
опрос;
45.
Проверочная работа по
рассказу Л.Н. Толстого
"Кавказский пленник"
1
20.12.2022 Письменный
контроль;
46.
1
В.Солоухин "Мститель".
Урок внеклассного
чтения.
Стихотворения
1
отечественных поэтов XIX—
ХХ веков о родной природе и
о связи человека с Родиной.
Ф. И. Тютчев. «Как весел
грохот летних бурь…», «Есть
в осени первоначальной…»,
«Весенняя гроза»,
«Чародейкою-зимою...».
47.
Итого за II четверть
22.12.2022 Устный
опрос;
23.12.2022 Устный
опрос;
21
III четверть
48.
49.
50.
51.
52.
Стихотворения
1
отечественных поэтов XIX—
ХХ веков о родной природе и
о связи человека с Родиной.
А. А. Фет. «Чудная
картина…», «Весенний
дождь», «Вечер», «Ещѐ весны
душистой нега…».
1
Литература и жизнь.
Итоговая
контрольная работа.
Стихотворения
1
отечественных поэтов XIX—
ХХ веков о родной природе и
о связи человека с Родиной.
И. А. Бунин. «Помню долгий зимний вечер», А.Н.
Майков «Ласточки».
Стихотворения
1
отечественных поэтов XIX—
ХХ веков о родной природе и
о связи человека с Родиной.
А. А. Блок. Н. М. Рубцов.
«Тихая моя родина», «Родная
деревня».
Русские поэты XIX века о 1
Родине, родной природе и о
себе. Выразительное
чтение наизусть стихотво
рений о родной природе.
Урок развития речи.
10.01.2023 Устный
опрос;
1
12.01.2023 Контрольная
работа;
13.01.2023 Устный
опрос;
17.01.2023 Устный
опрос;
19.01.2023 Чтение
наизусть;
53.
Юмористические рассказы
отечественных писателей
XIX—XX веков. А. П. Чехов
«Лошадиная фамилия»:
способы создания
комического.
1
20.01.2023 Устный
опрос;
54.
Юмористические рассказы
1
отечественных писателей
XIX—XX веков. А. П.
Чехов.«Хирургия». Осмеяние
глупости и невежества героев
рассказа. Понятие о речевой
характеристике персонажей.
24.01.2023 Устный
опрос;
55.
Юмористические рассказы
отечественных писателей
XIX—XX веков. М. М.
Зощенко "Галоша".
1
26.01.2023 Устный
опрос;
Чтение
наизусть;
56.
Юмористические рассказы
отечественных писателей
XIX—XX веков. М. М.
Зощенко «Лѐля и Минька».
1
27.01.2023 Письменный
контроль;
57.
Произведения отечественной 1
литературы о природе и
животных М. М. Пришвин.
«Кладовая солнца». Язык
сказки-были.
31.01.2023 Устный
опрос;
58.
Произведения отечественной 1
литературы о природе и
животных М. М. Пришвин.
«Кладовая солнца». Герои и
их поступки.
02.02.2023 Устный
опрос;
59.
Произведения отечественной 1
литературы о природе и
животных М. М. Пришвин.
«Кладовая солнца».
Олицетворение природы в
сказке-были.
Произведения отечественной 1
литературы о природе и
животных. К. Г.
Паустовский. «Тѐплый хлеб».
Герои сказки и их поступки.
03.02.2023 Устный
опрос;
Произведения отечественной 1
литературы о природе и
животных. К. Г.Паустовский.
«Заячьи лапы». Доброта и
сострадание в сказках К.Г.
Паустовского.
09.02.2023 Устный
опрос;
60.
61.
07.02.2023 Устный
опрос;
62.
А. П. Платонов. «Никита»:
человек и природа.
1
10.02.2023 Устный
опрос;
63.
А. П. Платонов. «Никита»:
быль и фантастика.
1
11.02.2023 Устный
опрос;
64.
Письменный отзыв на
произведение о природе
и животных. Урок
развития речи.
В. П. Астафьев. «Васюткино
озеро»: юный герой в
экстремальной ситуации.
Поведение героя в лесу.
«Васюткино озеро»:
становление характера
главного героя.
«Открытие»Васюткой
нового озера.
1
14.02.2023 Письменный
контроль;
1
16.02.2023 Устный
опрос;
1
17.02.2023 Устный
опрос;
Пересказ;
67.
Понимание героем природы,
его любовь к ней.
Следование «таежным
законам".
1
18.02.2023 Письменный
контроль;
68.
1
Сочинение по рассказу
В.П.Астафьева
"Васюткино озеро". Урок
развития речи.
Произведения отечественной 1
прозы на тему «Человек на
войне». Л.А.Кассиль.
«Дорогие мои мальчишки».
Проблема героизма.
21.02.2023 Сочинение;
Произведения отечественной 1
прозы на тему «Человек на
войне». Ю. Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского
острова».
Поэты о Великой
1
Отечественной войне (1941—
1945). К.Симонов "Майор
привез мальчишку на лафете"
Война и дети -трагическая и
героическая тема
произведений о Великой
отечественной войне.
Поэты о Великой
1
Отечественной войне (1941—
1945). А. Т. Твардовский.
«Рассказ танкиста"
02.03.2023 Устный
опрос;
65.
66.
69.
70.
71.
72.
28.02.2022 Устный
опрос;
03.03.2023 Устный
опрос;
07.03.2023 Устный
опрос;
73.
В. П. Катаев. «Сын
полка»: дети и взрослые в
условиях военного
времени. Урок
внеклассного чтения.
1
09.03.2023 Устный
опрос;
74.
Произведения отечественных 1
писателей XIX–XXI веков на
тему детства. С. Я. Маршак.
«Двенадцать месяцев»: пьесасказка и еѐ народная основа.
10.03.2023 Устный
опрос;
75.
Произведения отечественных 1
писателей XIX–XXI веков на
тему детства. С. Я. Маршак.
«Двенадцать месяцев»: пьесасказка.
14.03.2023 Устный
опрос;
76.
Произведения отечественных 1
писателей XIX–XXI веков на
тему детства. В.П. Крапивин
"Тень Каравеллы". Сюжет и
герои.
16.03.2023 Устный
опрос;
77.
В. П. Крапивин. «Тень
Каравеллы»: что значит
дружба для героев?
1
17.03.2023 Устный
опрос;
78.
Произведения отечественных 1
писателей XX–XXI веков на
тему детства. В. Г.
Короленко. «В дурном
обществе»: образ города.
В. Г. Короленко. «В дурном 1
обществе»: судья и его дети.
Жизнь детей из богатой и
бедной семей.
«В дурном обществе»: семья 1
Тыбурция. Доброта и
сострадание. Вася и Валек.
Тыбурций и судья
21.03.2023 Устный
опрос;
79.
80.
Итого за III четверть
23.03.2023 Устный
опрос;
24.03.2023 Устный
опрос;
33
IV четверть
81.
Сочинение по повести
В.Г.Короленко "В
дурном обществе". Урок
развития речи.
82.
Произведения
1
приключенческого жанра
отечественных писателей. К.
Булычев "Девочка, с которой
ничего не случится" (главы
по выбору).
1
04.04.2023 Сочинение;
06.04.2023 Устный
опрос;
83.
К. Булычев "Девочка, с
которой ничего не случится"
(главы по выбору).
1
07.04.2023 Устный
опрос;
84.
М. Зощенко «Великие
путешественники».
Урок внеклассного
чтения.
Литература народов
Российской Федерации. Р.
Гамзатов «Песня соловья»;
М. Карим «Радость нашего
дома».
1
11.04.2023 Устный
опрос;
1
13.04.2023 Устный
опрос;
86.
Выразительное чтение
наизусть стихотворений Р.
Гамзатова «Песня
соловья»; М. Карима
«Радость нашего дома».
Урок развития речи.
1
14.04.2023 Чтение
наизусть;
87.
Х. К. Андерсен. «Снежная
королева»: сказка о победе
любви и добра.
1
18.04.2023 Устный
опрос;
88.
.X. К. Андерсен. «Снежная
королева»: сказка о великой
силе любви.
Х. К. Андерсен. «Снежная
королева»: красота
внутренняя и внешняя
(образы Герды и Снежной
королевы).
Л. Кэррол. «Алиса в стране
чудес». Стиль и язык;
художественные приѐмы
(неологизмы, перевертыши,
каламбур, оксюморон,
пародия, эпитеты и
сравнения).
1
20.04.2023 Устный
опрос;
1
21.04.2023 Устный
опрос;
Письменный
контроль;
1
25.04.2023 Устный
опрос;
Зарубежная проза о детях и
1
подростках. М. Твен.
«Приключения Тома
Сойера».
М.Твен Повесть
1
"Приключения Тома Сойера"
Серьезное и смешное в
окружающем мире и в
детском восприятии Сойера».
Дж. Лондон "Сказание о
1
Кише" как рассказ о
взрослении человека в
суровых условиях.
27.04.2023 Устный
опрос;
85.
89.
90.
91.
92.
93.
28.04.2023 Устный
опрос;
02.05.2023 Устный
опрос;
Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»: что значит быть
взрослым?
Зарубежная
приключенческая проза Д.
Дефо. «Робинзон Крузо»:
необычайные приключения
героя.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»:
произведение о силе
ловеческого духа.
Зарубежная
приключенческая проза. Р. Л.
Стивенсон. «Остров
сокровищ».
Итоговая контрольная
работа за курс литературы 5
класса.
Образы людей и образы
животных: взаимопомощь и
выручка. Э. Сетон-Томпсон.
«Арно».
Р. Киплинг. «Рикки-ТиккиТави». Образы людей и
образы животных:
Зарубежная проза о
животных. Дж. Лондон.
"Белый клык".
Моя любимая книга.
Рекомендации на лето.
Урок внеклассного чтения.
1
04.05.2023 Устный
опрос;
1
05.05.2023 Устный
опрос;
1
11.05.2023 Устный
опрос;
1
12.05.2023 Устный
опрос;
Итого за IV четверть
22
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
102
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
1
13.05.2023 Контрольная
работа;
1
1
16.05.2023 Устный
опрос;
1
18.05.2023 Устный
опрос;
1
19.05.2023 Устный
опрос;
1
23.05.2023 Устный
опрос;
2
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. В. Я. Коровина, И. С. Збарский. ЛИТЕРАТУРА 5 класс Методические советы Под редакцией В. И.
Коровина
2. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. —
М.:Просвещение, 2020.
3. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2020.
4. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарѐва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5
класс. – М.: ВАКО, 2020.
5. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к
учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2020.
6. Ерѐмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к
учебникухрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерѐменко. – М.: Издво«Экзамен», 2022.
7. Золотарѐва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –
Изд.5-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2015.
8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5
класс».– М.: Издательство «Экзамен».
9. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM /
Сост.В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2021.
10. Р.Г.Ахмадуллина. Рабочая тетрадь по литературе в двух частях.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»(ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской
словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы.
2. http://lib.prosv.ru – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная
программа по литературе на одном сайте.
3.http://lit.1september.ru / – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на
урок литературы».
4.http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Преподавание литературы.
5.www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlin... – Каталог
образовательных ресурсов по литературе.
6. http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
7. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе.
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort / –
Литература.
9. www.uchportal.ru / – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе.
10.www.uroki.net/docrus.htm / – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы:
поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические
разработки, конспекты уроков, презентации.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер
Проектор
Раздаточный
материал
Интерактивная
доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)