Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Кубановедение 2-4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по кубановедению на уровне начального общего
образования «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, с учѐтом характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в программе воспитания (одобрено решением
ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учѐтом актуальных целей и задач
обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при
освоении предмета «Кубановедение»; с учѐтом авторской программы для 1-4
классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края/ Краснодар:
Перспективы образования 2020г. Авторы-составители: Ерѐменко Е.Н., Зыгина
Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В. и письма Министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3870/17-11 «О
преподавании раздела «Духовные истоки Кубани» в 2021-2022 учебном году
продолжается изучение данного раздела, состоящего из четырех тем (4 учебных
часа), которые вводятся с 1 по 11 класс.
Цели и задачи изучения предмета «Кубановедение»
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что
имея ярко выраженный интергративный характер, она соединяет в той или иной
мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую
деятельность даѐт ребѐнку возможность получить целостное и системное
представление
об исторических, географических, культурологических,
экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой
фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой,
раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
гражданина
России;
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Цель предмета «Кубановедения» в начальной школе – развитие и
воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и
бережно к богатству природы Кубани, еѐ истории, культуре, уважительно – к
жителям края.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся решает
следующие задачи:
-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и
приумножение исторического и культурного наследия своего края;
-развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
-формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребѐнка,
-толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
-развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному
преобразованию окружающего мира.
С учетом общих требований ФГОС изучение предмета «Кубановедение»
должно сформировать:

1) целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры,
этнографии, географии части Российской Федерации;
2) любовь к малой родине, бережное отношение к ее природе, гордость
достижениями жителей Кубани, творцов ее литературы, музыки и других видов
искусства;
3) представление о многонациональном составе жителей Кубани.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При
его изучении младший школьник узнаѐт об особенностях природы
Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах,
прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины,
о хозяйственной деятельности жителей родного края.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько
он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное
чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность,
последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для
дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных
предметов в среднем звене школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными
программами начального общего образования предмет «Кубановедение» изучается с
1 по 4 класс. Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа
предусматривает организацию процесса обучения в объеме 135 часа (1 час в
неделю):1 класс - 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение»
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего
образования должно обеспечиваться достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве;
Духовно-нравственного воспитания:
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности;
Эстетического воспитания:
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному
наследию.
Ценности научного познания:
- овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам
организма, профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей предмета «Кубановедение».
Трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедения»
являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательской деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной
задачей и условиями еѐ реализации;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;
-активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- аргументация свое точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани.
Изучение предмета «Кубановедение» охватывает предметные области
социально-гуманитарных (филология, искусствоведение, культурология, история,
обществознание) и естественнонаучных дисциплин (география, биология).
Изучение кубановедения направлено на достижение следующих предметных
результатов ФГОС ООО:
Содержание учебного предмета
В соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 07.03.2017 № 47-3870/17-11 «О преподавании
раздела «Духовные истоки Кубани» в 2021-2022 учебном году продолжается
изучение данного раздела, состоящего из четырех тем (4 учебных часа), которые
вводятся с 1 по 11 класс.
В связи с этим программы, учебные и методические пособия по
кубановедению перестраиваются из расчета 30 часов обучения (в 1 классе 29
часов). Так как концепция и содержания разделов «Духовные истоки Кубани»
разработаны Институтом развития образования Краснодарского края и отделом
религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии, учебнометодическое сопровождение этого раздела осуществляется его разработчиками.
В
связи
с
требованиями
СанПиНа
2.4.2.28.21.-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения
первоклассников», на основании письма Департамента образования и науки
Краснодарского края от 04.09.2004 года № 07-903 «Об особенностях организации
обучения первоклассников» в первом классе предусмотрено уплотнение учебного
материала до 30 часов за счѐт объединения тем.
1 класс
Введение. «Мой родной край» - 1 час
Раздел 1. «Я и моя семья» -7 часов
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и
увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем
вместе.
Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. «Я и моя школа» -6 часов
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники.
Правила школьной дружбы.

Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3.«Я и мои родные места» - 8 часов
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица,
на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице,
в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных.
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» - 7 часов
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет? Забота о
комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности.
Поэты, прозаики, художники о красоте родного края.
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5. Духовные истоки Кубани»- 4 часа
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей
семьи Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• называть своѐ полное имя, имена своих родных, домашний адрес
• определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться
в их месторасположении
• соблюдать традиции своей школы
• ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома
• определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города
(села, станицы и др.)
• приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села,
станицы и др.)
• приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)
• различать основных представителей растительного и животного мира своей
местности (ближайшее окружение)
Обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях,
опасных для жизни
• составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки,
выразительно читать литературные произведения
различать герб родного города (села, станицы и др.)
2 класс
Введение. «Символика района (города), в котором я живу – 1 час
Раздел 1. «Природа моей местности» - 12 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1. «Уж небо
осенью дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоемы
моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Разнообразие
растительного мира моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и
использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при
отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга
Краснодарского края. Правила защитников природы.

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»
Раздел 2. «Населенные пункты» - 6 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2. «Зимушка – зима,
зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населѐнного пункта.
История образования города (района). Глава города, района. Населенные пункты
Краснодарского края.
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» - 11 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3. «Ласточка с весною в гости к нам летит».
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего
быта. Уклад кубанской семьи. Ремѐсла на Кубани. Труженики родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3. «Ласточка с
весною в сени к нам летит».
Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны. Семья и семейные традиции.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4. «Здравствуй,
лето!»».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани»- 4 часа
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные
традиции моих земляков. Красный угол. Икона. «Нет больше той любви, чем жизнь
отдать за други своя.»
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
различать особенности времен года своей местности
• определять характерные особенности рельефа своей местности *
• приводить примеры названий морей, рек, крупных населѐнных пунктов своей
местности и Краснодарского края
• приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4
- 5 животных, обитающих на территории своей местности
• знать кубанские песни, пословицы и поговорки
• соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,
в общественных местах, на дорогах, у водоѐмов, в школе
• называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района
Обучающийся получит возможность научиться:
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые
объекты, свой населѐнный пункт
• рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;
• различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники,
лекарственные и ядовитые растения)
• бережно относиться к растительному и животному мир Кубани
использовать приобретѐнные знания и умении в практическо1 деятельности и
повседневной жизни для
• соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия
флага

.
соблюдать правила поведения у водоѐмов, в лесу, в горах
• искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и
животном мире Краснодарского края, промыслах и ремѐслах, распространѐнных
на Кубани, и т. д.

•
•
•
•
•

3 класс
Введение. «Изучаем родной край» - 1 час
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» - 10 часов
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила
безопасного поведения. Водоемы Краснодарского края. Растительный и животный
мир Кубани. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт,
туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» - 9 часов
Прошлое и настояшее. «Лента времени». Древние города . Историческая карта,
история на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика
Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица
республики Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» - 10 часов
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твое имя, имена в твоей семье. Из
истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои землякитруженники. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий
фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу»
Раздел 4. Духовные истоки Кубани»- 4 часа
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины.
Подвиг материнства.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на
Кубани
 различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное
население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а
Краснодарском крае
• различать формы земной поверхности Краснодарского края
приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее
распространѐнных в Краснодарском крае растений и животных
называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края
(физической, административной и исторической)
различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного
города (станицы), района
называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных
для человека

•
•
•







различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
ориентироваться по карте Краснодарского края
давать описание истории возникновения своего населѐнного пункта, его
достопримечательностей
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических
задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей
местности
выполнять правила сбора грибов в своей местности
выполнять правила поведения у водоѐма в разное время года
бережно относиться к растениям и животным

4 класс
Введение. «Мой край на карте России» - 1 час
Раздел 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» - 9 часов
Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные
лесничества, расположенные на территории края. Роль водоѐмов в природе и жизни
человека. Использование и охрана водоемов. Типы почв. Защита и охрана почв.
Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Значение
природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Берегите землю родимую, как мать любимую»
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» - 12 часов
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные
исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных
эпох. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра.
Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историкоархеологический музей-заповедник им.Е.Д.Фелицына. Предметы быта различных
эпох. Одежда жителей Кубанив прошлом и настоящем. Народные ремесла и
промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в
документах, литературных, научных источниках. Современные письменные
источники. Символика Краснодарского края, гербы городов и районов. Устная
история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.
Проектная работа «Земля отцов - моя земля»
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» - 8 часов
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши
земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли
отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»
Раздел 5. Духовные истоки Кубани»- 4 часа
Библия. Библиотеки. Культурное наследие
Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры Я как хранитель
духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:


























различать природные зоны Краснодарского края
рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании
человеком
отличать символику Краснодарского края
называть органы местного самоуправления
называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы,
хутора и т.д.
различать особенности культуры и быта народов, населяющих
территорию Краснодарского края
знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории
края
называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края
называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных
деятелей Кубани
определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
узнавать наиболее распространѐнные лекарственные растения своей местности
определять хронологическую последовательность основных событий
(исторических, культурных, спортивных)
правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского
края
исполнять гимн Краснодарского края
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
исполнения знакомых народных песен
самоорганизации и выполнения исследовательских проектов
VII. Тематическое планирование курса «Кубановедение»
Таблица тематического распределения часов.
№

Название раздела, темы

п\п
1. Введение
2. Я и моя семья
3. Я и моя школа
4. Я и мои родные места
5. Я и природа вокруг меня
6. Природа моей местности
7. Населѐнные пункты
8. Труд и быт моих земляков
9. Нет в мире краше Родины нашей

Авторская
программа
1
7
6
8
7
12
6
11
10

Рабочая программа по
классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1
1
1
1
7
6
8
7
12
6
11
10

10. Без прошлого нет настоящего
11. Казачьему роду нет переводу
12. Береги землю родимую, как мать
13. любимую
Земля отцов - моя земля
14. Жизнь дана на добрые дела
15. Духовные истоки Кубани.
Всего:
Проекты:

9

9

10

10

9
12
8
4
33
4

4
34
7

4
34
3

9
12
8
4
34
3

1 класс
№
по
теме

№ Содержание.
п/п Разделы, темы.

1. Введение
2. Я и моя семья
3. 4. Я и моя
школа
4. Я и мои родные
места
5. Я и природа
вокруг меня
6. Духовные
истоки Кубани
1
1.1

1

Введение
Мой родной край.

Ко
лво
час

Основные виды учебной
деятельности

1ч
7ч
6ч
8ч
7ч
4ч

1ч
1
Объяснять, что изучает
кубановедение. Характеризовать
понятие «малая родина». Называть
край, район, в котором проживает.

2
2.1

2

Я и моя семья
Будем знакомы!
Кто я? Какой я?

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

7ч
1 Называть своѐ имя (полное,
сокращѐнное, уменьшительноласкательное), называть имена
родных, одноклассников.
Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте.

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности

Гражданское
воспитание;

2.2

3

Любимые занятия.

1

2.3
2.4

4
5

Моя семья..
Обязанности и
увлечения в нашей
семье

1
1

2.5

6

Семейные
традиции.

1

2.6

7

Праздники, которые
мы отмечаем
вместе.

1

2.7

8

Будем жить одной
семьѐй (творческий
проект).

1

3.
3. 1

9

Я и моя школа
Наша школа.
Правила поведения

Анализировать способы
разгадывания ребусов. Составлять
ребус своего имени одним из
способов.
Составлять рассказ о своѐм
любимом занятии, иллюстрировать
рассказ рисунком, фотографией,
видеозаписями. Рассказывать о
своѐм участии в коллективных
занятиях, анализировать правила
взаимодействия во время этих
занятий.
Составлять рассказ о своей семье,
называть еѐ членов, описывать их.
Изображать свою семью.
Рассказывать о любимых
совместных занятиях, семейных
играх. Характеризовать понятия
«обязанность» и «увлечение».
Перечислять домашние
обязанности членов своей семьи.
Рассказывать о домашней работе,
которую умеет выполнять.
Демонстрировать умение
пользоваться различными
инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях
в своей семье.
Характеризовать понятие
«традиция». Сопоставлять
семейные традиции с временами
года. Рассказывать о любимом
семейном празднике.
Иллюстрировать рассказ рисунком,
фотографией. Сопоставлять и
сравнивать традиции празднования
одного и того же праздника в
разных семьях.
Участвовать в коллективном
проекте. Рассказывать о своей
работе, анализировать качество
выполнения действий. Описывать
коллективный проект, оценивать
участие каждого.

6ч
1 Рассказывать о своей школе.
Называть отличия различных видов

Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);

Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;

Экологическо
е воспитание.

в школе.

3.2

3.3

10

11

Знакомство со
школой.
Традиции нашей
школы.

Школьные
поручения и
обязанности.

1

1

3. 4
3. 5

12
13

Мой режим дня.
Мои
одноклассники.
Правила школьной
дружбы.

1
1

3.6

14

Мы такие разные,
но так похожи
(творческий
проект).

1

школ (спортивной, музыкальной,
воскресной и др.). Рассказывать о
школьных принадлежностях,
классифицировать их,
анализировать способы бережного
отношения к ним. Анализировать
своѐ поведение и других детей в
школе, сопоставлять с нормами.
Составлять правила поведения во
время экскурсии по школе.
Ходить на экскурсию вместе с
одноклассниками. По результатам
экскурсии записывать адрес
школы, отмечать различные
кабинеты и помещения, объяснять
их предназначение.
Анализировать своѐ поведение во
время экскурсии. Слушать рассказ
об истории своей школы, еѐ
традициях.
Характеризовать понятие
«поручение». Анализировать
деятельность в ходе выполнения
школьных поручений.
Оценивать свои возможности и
обосновывать своѐ желание
выполнять то или иное поручение.
Анализировать учебное и
свободное время. Составлять
режим дня, сопоставлять свой
режим с нормами здорового образа
жизни.
Называть имена своих
одноклассников. Характеризовать
общие интересы, совместные
занятия. Обсуждать с
одноклассниками правила
школьной дружбы. Анализировать
своѐ поведение в соответствии с
этими правилами.
Объединиться в группы,
руководствуясь общими
интересами. Участвовать в
групповом проекте. Определять
свою часть работы, анализировать
качество еѐ выполнения.

Гражданское
воспитание;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние;
Экологическо
е воспитание.

4
4.1

4.2

15

16

Я и мои родные
места
Главный город
Краснодарского
края.
Достопримечательн
ости .

8ч
1

1

17

Мой адрес. Улица,
на которой я живу.

1

4.4

18

1

4.5

19

Правила поведения
в общественных
местах.
Правила поведения
на улице, в
транспорте.

Труд жителей моего
населѐнного пункта.
Труд моих родных.

1

Какой я житель
(исследовательский
проект).

1

4.3

4.6

20

4.7

21

4.8

22

1

1

Слушать рассказ о Краснодаре.
Рассказывать о своих впечатлениях
с опорой на фотографии, картины,
рисунки.
Характеризовать понятие
«достопримечательность».
Рассказывать об известных
достопримечательностях
Краснодарского края и своего
района. Описывать места отдыха
своей семьи. Участвовать в
составлении плана рассказа
«Достопримечательности нашего
населѐнного пункта».
Называть свой адрес. Описывать
свою улицу, опираясь на
наблюдения, иллюстративный
материал.
Анализировать опасности,
подстерегающие на улице.
Проговаривать правила поведения
пешехода. Описывать знаки
дорожного движения. Классифицировать различные виды
транспорта, описывать их.
Анализировать правила поведения
в общественном транспорте.
Сопоставлять своѐ поведение с
нормами. Составлять план
безопасного движения из дома в
школу и обратно.
Описывать труд людей разных
профессий. Называть профессии
своих родных, рассказывать об
особенности их деятельности.
Слушать рассказы представителей
различных профессий.
Характеризовать понятия
«индивидуальный» и
«коллективный» труд. Обсуждать
с одноклассниками тему бережного
отношения к чужому труду.
Участвовать в групповом проекте.
Отвечать на вопросы о своѐм
населѐнном пункте

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание);
Экологическо
е воспитание.

5
5.1

5.2

23

24

Я и природа
вокруг меня
Растения и
животные вокруг
меня.
Что где растѐт, кто
где живѐт.

7ч
1

1

25

Забота о комнатных
растениях и
домашних
животных

1

5.4

26

2

5.5

27

Красота природы
моей местности.
Поэты, прозаики,
художники о
красоте родного
края.

5.6
5.7

28
29

Милый сердцу
уголок (творческая
мастерская).

2

Духовные истоки
Кубани

4ч

5.3

6

(достопримечательности, памятные
места, парки и пр.). Рассказывать,
как вести себя на улице, в
общественных местах, в
транспорте. Анализировать работу
каждого участника группы в
соответствии с поставленной
целью.
Наблюдать во время экскурсии за
погодой, растительным и
животным миром. Составлять
рассказ об увиденном.
Анализировать правила поведения
во время экскурсии на природу.
Сопоставлять своѐ поведение с
нормами. Составлять сообщение
об одном из них, иллюстрировать
повествование рисунками,
фотографиями.
Анализировать способы
заботливого отношения к
комнатным растениям и домашним
животным. Наблюдать за
деятельностью ветеринара или слушать рассказ о его деятельности.
Анализировать различные способы
описания красоты природы
родного края. Сопоставлять свои
впечатления, мысли, чувства с
чужими. Анализировать
произведения художников,
писателей, воспевающих красоту
родного края.
Выбирать для описания
(рисования, фотоизображения и
др.) объект природы.
Анализировать его достоинства.
Использовать средства
выразительности речи и пр. для
передачи своего отношения к
данному объекту.

Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние

6.1

30

6.2

31

6.3

32

6.4

33

Семья. Родители.
Родительская
любовь и
благословение.
Традиции казачьей
семьи
Наша школа.
Воскресная школа.
Светские и
православные
традиции школы.
Достопримечательн
ости. Духовные
святыни моей малой
Родины.

Итого:

1

1
1

1

Выполнять заповеди о семейных
ценностях "Почитай отца и матерь
твою...".Высказывать своѐ мнение
о том, какой должна быть семья.
Характеризовать значение слова
"благословение". Понятие
"традиция". Рассказывать о
православных традициях в
казачьих семьях. Казак - отец,
глава семьи. Казачка – мать,
хранительница домашнего очага.
Характеризовать традиции
воскресной и светской школы.
Собирать материал на основе бесед
с родными о духовных святынях.
Приводить примеры Святых мест
Кубани.

Проекты -4

33ч

Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
- Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

2 класс
№
по
теме

№ Содержание.
п/п Разделы, темы.

1. Введение.
2. Природа моей
местности.
3. Населѐнные
пункты.
4. Труд и быт моих
земляков.
5. Духовные
истоки Кубани.

1
1.1

1

Введение
Символика района
(города), в котором
я живу.

Ко
лво
час

Основные виды учебной
деятельности

1ч.
12
ч.

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

6 ч.
11
ч.
4ч
1ч
1

Осознавать духовнонравственный смысл понятия
«малая родина». Характеризовать
понятия «гимн», «флаг», «герб».

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание

2
2.1

2

Природа моей
местности
Времена года на
Кубани.

2.2

3

Годовой
исследовательский
проект сезонных
изменений. Часть
1: «Уж небо осенью
дышало». Формы
земной поверхности
моей местности.

2.3

4

Водоѐмы моей
местности и их
обитатели. Правила
поведения у
водоѐмов.

2.4

5

2.5

6

Растительный мир
моей местности.
Культурные и
дикорастущие
растения моей
местности.

Анализировать символику своего
района. Изображать флаг и герб
своего района (или делать
аппликацию). Демонстрировать
знание правил поведения во время
слушания гимна.
12
ч
1 Анализировать сезонные
изменения в природе и жизни
человека. Перечислять дары
осени, классифицировать их и
описывать. Анализировать
картины художников, составлять
натюрморт из фруктов и овощей,
рисовать его.
1 Совместно с учителем и
одноклассниками составлять план
экскурсии. Анализировать задания
экскурсионного листа.
Фиксировать свои наблюдения,
сопоставлять с наблюдениями
одноклассников. Характеризовать
понятия: «горная» и «равнинная»
часть Краснодарского края,
физическая карта Краснодарского
края, условные обозначения.
1 Перечислять названия известных
водоемов, описывать занятия
людей у водоемов. Описывать
Черное и Азовское моря,
сравнивать их основные
характеристики. Показывать моря
на карте. Узнавать по описанию
реку Кубань, находить и называть
города, расположенные на ее
берегах. Называть водоемы своей
местности, составлять о них
рассказ по плану. Анализировать
правила поведения у водоемов.
1 Перечислять названия растений
своей местности.
1 Классифицировать растения на
группы. Характеризовать
культурные и дикорастущие
растения. Описывать растения
различными способами

и
формирование
российской
идентичности

Гражданское
воспитание;

Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Экологическо
е воспитание.

2.6

7

Лекарственные
растения. Правила
сбора и
использование
лекарственных
растений.

1

2.7

8

Ядовитые растения.
Первая помощь при
отравлении
ядовитыми
растениями.

1

2.8

9

1

2.9

10

Животный мир
моей местности.
Дикие и домашние
животные.

2.10

2.11

11

12

Красная книга
Краснодарского
края.

Правила
защитников
природы.

1

1

1

(фактографическое описание,
поэтическое). Иллюстрировать
свой рассказ фотографиями или
рисунками.
Характеризовать понятие
«лекарственные растения».
Перечислять лекарственные
растения, произрастающие на
Кубани, анализировать правила их
сбора. Описывать способы
применения лекарственных
растений.
Характеризовать
понятие
«ядовитые растения».
Определять
их
основные
признаки. Перечислять действия
при оказании первой помощи при
отравлении растениями.
Перечислять названия животных
своей местности.
Классифицировать их. Составлять
рассказы о диких и домашних
животных, искать в
энциклопедической литературе
необходимые сведения о них.
Анализировать внешний вид и
повадки животных, опираясь на
художественные произведения,
картины художников,
скульптурные произведения.
Составлять рассказ о своѐм
любимом животном, иллюстрируя
рисунком или фотографией.
Знать названия некоторых
растений и животных, занесенных
в Красную книгу Краснодарского
края. Слушать рассказ учителя об
исчезающих животных и
растениях своего района.
Составлять сообщение об одном
из них, иллюстрируя рассказ
фотографиями и рисунками.
Анализировать с одноклассниками
правила защитников природы.
Рисовать (делать аппликации,
фотографии) условные
обозначения к данным правилам в

Гражданское
воспитание;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние;

2.12

13

3
3.1

3.2

3.3

3.4

14

15

16

17

Растения и
животные в
природе и жизни
людей
(исследовательский
проект).
Населѐнные
пункты
Годовой проект
сезонных
изменений. Часть
2: «Зимушка - зима,
зима снежная
была».
Улицы моего
населѐнного
пункта.

История
образования города
(района). Глава
города (района).
Населѐнные пункты
Краснодарского
края.

1

виде запрещающих и
разрешающих знаков. Понимать
Экологическо
важность размещения таких
е воспитание.
знаков в различных общественных
местах.
Планировать и выполнять
индивидуальный проект.
Анализировать значение растений
и животных в жизни человека.
Создавать рекламу какому-либо
изделию или продукту.

6
ч
1

Фиксировать наблюдения за
погодными условиями.
Перечислять признаки зимы,
описывать особенности зимы в
Краснодарском крае.
Анализировать зимние занятия
земляков. Изучать произведения
художников, писателей о зиме.
1 Называть свой населѐнный пункт,
перечислять названия улиц.
Называть главную улицу. Классифицировать названия по
различным признакам. Называть
фамилии людей, в честь которых
названы улицы. Рассказывать об
одном из них. Соотносить
различные учреждения
(образовательные, спортивные,
культурные) с их местом
расположения. Выстраивать
вместе с учителем маршрут по
улицам своего населѐнного пункта
1 Слушать рассказ об истории
образования своего района,
фиксировать дату образования,
связанные с этим события.
Называть главу района, описывать
его деятельность.
1
Характеризовать типы
населѐнных пунктов: «район»,
«город», «станица», «село»,
«хутор», «аул». Классифицировать
населѐнные пункты своего района.
Находить различные типы

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание);

населѐнных пунктов на карте
своего района, называть их.
3.5
3.6

18
19

4
4.1

4.2
4.3

4.4

4.5

4.6

20

21
22

23

Где я могу
проводить свободное время
(исследовательский
проект).
Труд и быт моих
земляков.
Казачья станица.
Религиозные
традиции моих
земляков.

Особенности
казачьего быта.
Блюда кубанской
кухни.

Уклад кубанской
семьи.

2

11
ч
1

1
1

1

24

Ремесла на Кубани.

1

25

Труженики родной
земли.

1

Экологическо
е воспитание.

Участвовать в групповом проекте,
выбрав группу по схожим
интересам. Описывать место
свободного
времяпрепровождения, режим
работы, направленность.
Характеризовать понятия
«станица», «хата». Перечислять
материалы для строительства хат
на Кубани, объяснять их выбор.
Составлять рассказ о
строительстве турлучных и
саманных хат. Называть храмы,
культовые сооружения
религиозных конфессий своей
местности. Перечислять
календарные православные
праздники, составлять рассказ об
одном из них.
Перечислять и описывать
предметы казачьего быта.
Оценивать духовно-нравственный
смысл
понятия
«кубанское
гостеприимство».
Исполнять
народную песню. Составлять
рецепт блюда кубанской кухни.
Характеризовать понятие
«кубанская семья». Рассказывать о
еѐ традициях и укладе. Составлять
рассказ о своей семье по плану,
иллюстрируя рисунком или
фотографией.
Перечислять
ремѐсла,
распространѐнные
в
своей
местности. Составлять рассказ об
одном
из
предметов
быта,
выполненном
кубанскими
мастерами.
Описывать виды деятельности
жителей своего района. Перечислять основные производства,
профессии своих земляков, харак-

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания)
Патриотическ

4.7

26

Годовой проект.
Часть 3: «Ласточка
с весною в сени к
нам летит».
Профессии и место
работы членов
семьи.

1

Мои земляки в годы
Великой
Отечественной
войны.
Семья и семейные
традиции.

1

29

Труд в моей семье
(творческий
проект).

1

30

Годовой
исследовательский
проект сезонных
изменений. Часть 4:
«Здравствуй,
лето!».

1

4.8

27

4.9

28

4.10

4.11

1

теризовать их деятельность.
Перечислять знаменитых
земляков. Определять понятие
«Доска почѐта».
Фиксировать наблюдения за
погодными условиями.
Перечислять признаки весны,
описывать особенности весны в
Краснодарском крае.
Анализировать задания
экскурсионного листа.
Фиксировать свои наблюдения,
сопоставлять с наблюдениями
одноклассников. Перечислять
предприятия, на которых побывал
во время экскурсии, профессии
людей, работающих на этих
предприятиях, описывать
деятельность одного из них.
Анализировать занятия земляков
весной. Изучать произведения
художников, писателей о весне.
Слушать рассказы о Великой
Отечественной войне.
Планировать беседу с родными и
близкими.
Рассказывать о вере в своей семье,
используя план. Анализировать
пословицы о семье. Выбирать
стихотворения кубанских поэтов о
семье.
Выполнять индивидуальный
проект. Планировать свои
действия, выполнять по плану,
корректировать, анализировать и
оценивать полученные
результаты.
Анализировать изученные темы,
перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые
вызвали затруднение. Ставить
цели изучения кубановедения на
следующий учебный год. Планировать самостоятельную
экскурсию, анализируя
экскурсионный лист.

ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние

5
5.1

31

5.2

32

5.3

33

5.4

34

Духовные истоки
Кубани.
Родная земля.
Родина. Поклонные
кресты.
Духовные родники
жизни. Религиозные
традиции моих
земляков.
Красный угол.
Икона.
«Нет больше той
любви, чем жизнь
отдать за други
своя.»

Итого:
№
по
теме

№ Содержание.
п/п Разделы, темы.

1. Введение
2. Нет в мире
краше Родины
нашей
3. Без прошлого
нет настоящего
4. Казачьему роду
нет переводу
5. Духовные
истоки Кубани.
1
1.1

1

Введение.
Изучаем родной
край.

4
1

1

1
1

34ч
Ко
лво
час

Понятие "традиция".
Рассказывать о православных
традициях в казачьих семьях.
Казак - отец, глава семьи. Казачка
– мать, хранительница домашнего
очага. Характеризовать традиции
воскресной и светской школы.
Собирать материал на основе
бесед с родными о духовных
святынях. Приводить примеры
Святых мест Кубани.

Проекты - 7
3 класс
Основные виды учебной
деятельности

1ч

Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
- Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение
детей к
культурному
наследию

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

10
ч
9ч
10
ч
4ч
1ч
1 Знать название своего края.
Рассказывать о том, что было
изучено. Знакомиться с учебным
пособием, с условными
обозначениями. Составлять

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и

2.

Нет в мире краше
Родины нашей.
Рельеф
Краснодарского
края.

10
ч
1

2.1

2

2.2

3

Природные явления
и стихийные
бедствия. Правила
безопасного
поведения.

1

2.3

4

2

2.4

5

Водоѐмы
Краснодарского
края. Моря. Реки и
озѐра.

2.5

6

2.6

7

2
Растительность и
животный мир
Кубани.

вопросы для викторины.

формирование
российской
идентичности

Характеризовать рельеф
Краснодарского края. Показывать
на карте горную и равнинную
части Краснодарского края.
Перечислять и характеризовать
природные явления, характерные
для Краснодарского края (дождь,
ветер, снег, туман, гололѐд).
Описывать одно их них.
Составлять календарь народных
примет. Перечислять и
характеризовать стихийные
бедствия (землетрясения, смерч,
наводнение, сель, бора).
Обсуждать безопасное поведение
во время стихийного бедствия.
Приводить примеры борьбы
земляков с последствиями
стихийных бедствий.
Перечислять типы водоѐмов
(моря, реки, озѐра, плавни,
лиманы), встречающиеся в
Краснодарском крае, показывать
их на карте. Классифицировать
водоѐмы (солѐные и пресные).
Составлять рассказ об одном из
них с опорой на план.
Описывать растительный и
животный мир с опорой на карты схемы. Сравнивать
растительность и животный мир
равнинной и горной частей
Краснодарского края.
Характеризовать понятие
«культурное растение»,
классифицировать культурные
растения. Составлять рассказ об
одном из них. Называть трибы,
распространѐнные на территории
Краснодарского края.
Рассказывать о правилах сбора.

Гражданское
воспитание;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Экологическо
е воспитание.

2.7

8

Кубань - территория
здоровья. Курорты
Краснодарского
края. Спорт, туризм.

1

2.8

9

Красота
окружающего мира:
талантливые люди о
нашем крае.

1

2.9

10

2

2.10

11

Нет в мире краше
Родины нашей
(проектная работа).

Без прошлого нет
настоящего.
Прошлое и
настоящее. «Лента
времени».

9ч

3.
3.1

3.2

12

13

3.3

14

3.4

15

Древние города.

История на карте.
Переселение
казаков на Кубань.

2

1

2

Перечислять и характеризовать
курорты Краснодарского края.
Показывать их на карте.
Составлять сообщение об одном
из курортов, используя свои
наблюдения, материалы СМИ (в
том числе Интернет).
Анализировать творчество
писателей, художников, которые
старались передать красоту
родного края. Характеризовать
понятие «талант».
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект
«Нет в мире краше Родины
нашей». Анализировать картину
художника, высказывать своѐ
мнение и аргументировать его.

Гражданское
воспитание;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние;
Экологическо
е воспитание.

Характеризовать понятие «лента
времени». Определять последовательность исторических
событий, фиксировать их на
«ленте времени».
Показывать на карте
местонахождение
древнегреческих городов
(Горгиппия и Гермонасса).
Фиксировать на «ленте времени»
годы их основания. Описывать их,
опираясь на иллюстрацию,
энциклопедический материал.
Показывать
на
карте
путь
переселения казаков с опорой на
текст
учебника.
Описывать
переселение
казаков
по
представлению.
Перечислять
названия первых станиц и
показывать
их
на
карте.
Рассказывать историю основания
своего
населенного
пункта.

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение
детей к

3.5

16

С верою в сердце.

1

1

3.6

17

Символика
Краснодарского
края. История и
современность.

3.7

18

Добрые соседи.
Майкоп - столица
Республики Адыгея.

3.8

19

Без прошлого нет
настоящего
(исследовательская
работа).

2

Казачьему роду
нет переводу.
Твоя родословная.
История твоей
семьи.

10ч

3.9

20

4
4.1

21

1

Чертить план (схему) своего
населѐнного
пункта
(микрорайона, квартала, улицы),
используя условные обозначения.
Анализировать отличия
православного храма от
культовых сооружений иных
религий и других архитектурных
сооружений. Рассказывать о
святом (или православном
празднике), во имя которого
освящѐн храм (празднуется
праздник) в своѐм городе
(районе).
Анализировать
исторические
факты,
предметы,
традиции,
отражѐнные в символике края.
Знать текст гимна Краснодарского
края, правила поведения во время
исполнения гимна, поднятия и
спуска флага.
Осознавать
духовнонравственный смысл понятия
«дружба народов». Показывать на
карте Республику Адыгея и еѐ
столицу. Описывать маршрут из
своего населѐнного пункта в
Майкоп. Фиксировать на «ленте
времени» год
основания
Майкопа.
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать
проект
«Лента
времени».
Анализировать
картину
художника, высказывать своѐ
мнение и аргументировать его.

культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание);

Составлять рассказ об истории
своей семьи с опорой на план.
Рисовать генеалогическое дерево.
Оформлять альбом «Моя родословная».

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и

Экологическо
е воспитание.

4.2

22

Ты и твоѐ имя,
имена в твоей
семье.

1

4.3

23

Из истории
кубанских фамилий.

1

4.4

24

Семейные ценности.
Мама.

1

4.5

25

Твои земляки труженики.

1

4.6

26

Кубанские умельцы.

1

27

Народные обычаи и
традиции.

1

4.7

Рассказывать о своѐм имени, о его
значении.
Слушать
рассказы
одноклассников о происхождении
их имѐн. Составлять календарь с
именинами родных и друзей.
Анализировать
кубанские
фамилии,
фамилии
одноклассников.
Классифицировать фамилии по
различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по
результатам
опроса
родных,
изучения словарей. Делать записи
в альбоме «Моя родословная».
Характеризовать
понятия
«семейные ценности», «честь
семьи и рода» с этической точки
зрения. Описывать ситуации, в
которых выражаются семейные
ценности. Приводить примеры,
когда отстаивалась честь рода,
семьи,
Родины.
Используя
различные
источники
информации (рассказы взрослых,
материалы СМИ и пр.), составлять
рассказ о подвиге солдатских
матерей своего района, о матеряхгероинях. Составлять рассказ о
своей маме на основе беседы с
ней.
Анализировать и устанавливать
связь между природно-климатическими условиями Краснодарского
края и занятиями его жителей.
Рассказывать об известных людях
труда - земляках, опираясь на
заметки в СМИ. Сочинять сказку
о культурных растениях.
Перечислять
ремесла,
распространѐнные на Кубани.
Составлять рекламу изделиям
народно-прикладного искусства.
Рассказывать, какими ремѐслами
владеют родные и близкие.
Характеризовать
народные
обычаи
и
традиции.
Анализировать
взаимосвязь

формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания)

Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;

4.8

28

4.9

29

4.10

30

5
5.1

31

5.2

32

5.3

33

5.4

34

Казачий фольклор.

1

Казачьему роду нет
переводу (проектная
работа).

2

Духовные истоки
Кубани.
Святые источники
Кубани.
Храмы. Внутреннее
и внешнее
устройство.
Именины.

4

Подвиг
материнства.

1

Итого

1
1

1

34ч

обычаев и традиций, пришедших
из глубины веков и оставшихся в
нашей жизни до сегодняшних
дней. Делать записи в альбоме
«Моя родословная».
Перечислять
основные
виды
фольклора, распространѐнные на
Кубани. Подбирать примеры.
Рассказывать правила народной
игры. Делать записи в альбоме
«Моя родословная».
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект
«Моя семья в истории Кубани».
Анализировать
скульптуру
художника, высказывать своѐ
мнение и аргументировать его.

Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);

Описывать ситуации, в которых
выражаются семейные ценности.
Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи,
Родины. Используя различные источники информации (рассказы
взрослых, материалы СМИ и пр.),
составлять рассказ о подвиге
солдатских
матерей
своего
района,
о матерях-героинях.

Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
- Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

Проекты - 3
4 класс

Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние

№
по
теме

1
1.1

№
п/п

1

2

2.1

2

Содержание.
Разделы, темы.

Ко
лво
час

1. Введение
2. Береги землю
родимую, как
мать любимую.
3. Земля отцов моя земля.
4. Жизнь дана на
добрые дела.
5. Духовные
истоки
Кубани.
Введение
Мой край на карте
России.

1ч

Береги землю
родимую, как
мать любимую.
Природные зоны
Краснодарского
края.

9ч

3

Заповедники.
Заказники.
Школьные

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

Определять месторасположение
Краснодарского края по
отношению к другим регионам,
странам. Определять регионы,
соседствующие с Краснодарским
краем. Знать о видах связи
(железнодорожная и воздушная) с
другими регионами нашей страны.

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности

Перечислять природные зоны
Краснодарского края (степи,
лесостепи, леса, субтропики,
субальпийские и альпийские луга,
вечные снега). Описывать одну из
них. Выбирать способ
исследования и определять
природную зону своей местности,
составлять рассказ о природной
зоне своей местности,
иллюстрируя его рисунками,
фотографиями.
Определять по карте территорию
Кавказского
государственного
природного биосферного заповед-

Гражданское
воспитание;

9ч

12ч
8ч
4ч

1ч
1

1

2.2

Основные виды учебной
деятельности

1

Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных

лесничества.

2.3

4

Роль водоѐмов в
природе и жизни
человека.
Использование и
охрана водоѐмов

1

2.4

5

Типы почв. Защита
и охрана почв.

1

2.5

6

Полезные
ископаемые
Краснодарского
края, их
использование

1

ника. Рассказывать о заказниках и
их значении для жизни животных.
Анализировать действия земляков
по сохранению лесных богатств
края.
Называть и показывать на карте
Краснодарского края водоѐмы.
Анализировать их роль в жизни
людей (перевозка людей и грузов,
ловля рыбы, разведение птицы,
отдых людей). Определять пользу
водоѐмов.
Характеризовать
понятия
«естественный»
и
«искусственный»
водоѐмы.
Находить и обсуждать причины,
которые приводят к загрязнению
водоѐмов.
Анализировать
и
определять степень своего участия
в очистке водоѐмов.
Характеризовать основные типы
почв, распространѐнные в Краснодарском
крае.
Показывать
территорию их распространения
на карте-схеме. Собирать и
анализировать образцы почв.
Характеризовать
чернозѐмные
почвы, их значение в жизни
человека.
Характеризовать
значение почвы для человека,
пользу, которую приносят почвы
Краснодарского
края
стране.
Анализировать различные меры,
принимаемые в борьбе с ветровой
и водной эрозией. Составлять
письменный рассказ - заметку в
газету об охране и защите почв с
иллюстрациями.
Перечислять
полезные
ископаемые и показывать их
местонахождение на карте (нефть,
газ, песок, глина, мергель, гипс,
известняк). Описывать области
применения
полезных
ископаемых. Показывать на карте
районы, где найдены целебные
источники и грязи.

знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания);
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Экологическо
е воспитание.

Гражданское
воспитание;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности

2.6

7

2.7

8

2.8

9

2.9

10

3
3.1

3.2

11

12

Значение
природных
богатств
Краснодарского
края для жителей
России.

2

Береги землю
родимую, как мать
любимую (проектная работа).

2

Земля отцов - моя
земля.
Как изучают
историю Кубани:
исторические
источники.

12 ч

История Кубани в
архитектуре.
Жилища разных
эпох.

1

1

Характеризовать
понятие
«природные
богатства».
Анализировать их значение для
жителей
страны.
Объяснять
необходимость
бережного
отношения человека к природным
богатствам.
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать
проект «Книга для гостей нашего
края».
Оформлять
выставку
плакатов
«Защитим
природу
родного края». Анализировать
скульптуру
художника,
высказывать своѐ мнение и
аргументировать его.
Исследовать и характеризовать
исторические
источники.
Объяснять
понятие
«вещественные
исторические
источники», приводить примеры
таких источников. Рассказывать о
работе археологов, понимать
значение
археологических
исследований для исторической
науки.
Называть
наиболее
известные
археологические
раскопки на территории края.
Представлять современные вещи в
качестве
вещественных
источников
для
будущих
исследователей.
Анализировать
архитектурный
объект
с
точки
зрения
вещественного
исторического
источника. Показывать на карте
значимые в истории края объекты:
стоянку
древнего
человека
(п.Ильский), меотское городище
(ст.Елизаветинская), выставочный
комплекс «Атамань»(ст.Тамань).
Описывать и сравнивать жилища

научного
познания);
Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья;
Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние;
Экологическо
е воспитание.

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое

3.3

13

Екатеринодар Краснодар.
Современный
облик
административного
центра.

1

3.4

14

2

3.5

15

Вещи
рассказывают о
прощлом.
Предметы быта
различных эпох.

3.6

16

Народные ремѐсла
и промыслы на
Кубани.

1

3.7

17

3.8

18

Письменные
исторические
источники.
История Кубани в
документах,
литературных,
научных
источниках.
Символика
Краснодарского
края6 гербы
городов и районов.

1

1

людей разных эпох.

воспитание);

Рассказывать
об
истории
главного города Краснодарского
края,
используя
различные
исторические
источники.
Характеризовать
понятие
«административный
центр».
Понимать
значение
реконструкции и восстановления
памятников
архитектуры.
Описывать
старинные
архитектурные здания своего
района, рассказывать об одном из
них.
Знать
историю
образования
Краснодарского государственного
историко-археологического музеязаповедника
им.Е.Д.Фелицына.
Составлять рассказ о залах и
экспозициях музея. Сопоставлять
предметы быта различных эпох.
Сопоставлять место проживания,
географические особенности с
видом
народно-прикладного
искусства, распространѐнного в
данной местности. Составлять
вопросы
для
интервью
с
народными
умельцами.
Наблюдать за их работой и
описывать еѐ.
Исследовать и характеризовать
письменные
исторические
источники.
Представлять
современные записи в качестве
данного вида источников в
будущем.

Экологическо
е воспитание.

Анализировать
символические
изображения. Понимать значение
символов,
изображѐнных
на
гербах
городов
и
районов
Краснодарского края. Знать и
описывать герб своего района
(города).

Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние
Приобщение
детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание);
Экологическо
е воспитание.

Гражданское
воспитание;
Патриотическ
ое воспитание
и

3.9

19

Устная история
родного края.

1

3.10

20

Обычаи и
традиции народов,
живущих на
Кубани.

1

3.11
3.12

21
22

Земля отцов - моя
земля (проектная
работа).

2

Жизнь дана на
добрые дела.
Просветители
земли кубанской.

8ч

4
4.1

23

1

4.2

24

Защитники
Отечества.

1

4.3

25

Труженики полей.

1

Определять,
каким
образом
отразились
культурные
и
исторические традиции в устном
народном творчестве.
Планировать и реализовывать
проект «Мы - дети Кубани» на
основе изучения обычаев и
традиций
народностей,
представители которых живут,
работают и учатся в данной
школе.
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать
проект
«Письменный
исторический
источник».
Анализировать
произведения
живописи.
Фиксировать на «ленте времени»
год основания первой школы на
Кубани. Сопоставлять школьные
предметы,
принадлежности,
особенности современной школы
и той, в которой учились предки.
Анализировать
причины,
изменившие школу.
Перечислять и рассказывать о
героях Великой Отечественной
войны, тыла. Планировать и
реализовывать проект «Книга
славы». Фиксировать на «ленте
времени» дату освобождения
своего населѐнного пункта от
захватчиков.
Составлять рассказ о людях труда.
Анализировать качества учѐных –
селикционеров, позволивших им
добиться мировой известности.
Составлять
статью
«Герои
кубанских полей» с опорой на
СМИ, рассказы очевидцев, свои
наблюдения.

формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания)

Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного

Радетели земли
кубанской. Наши
земляки - гордость
страны.

2

28

Ты - наследник
земли отцов.

1

4.7

29

2

4.8

30

Жизнь дана на
добрые дела
(проектная работа).

Духовные истоки
Кубани.
Библия.
Библиотеки.

4ч

4.4

26

4.5

27

4.6

5
5.1

31

5.2

32

Культурное
наследие
Кубани.

5.3

33

5.4

34

Музеи - хранители
материальной и
духовной
культуры
Я как хранитель
духовного наследия
Кубани. 10
заповедей.

Характеризовать
нравственный
смысл
понятий
«гордость
страны»,
«радетели
земли
кубанской».
Составлять
энциклопедическую статью об
одном из выдающихся земляков,
объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию
«Радетели земли кубанской» (по
выбору: о выдающихся деятелях
науки, образования, искусства,
культуры, космонавтах, врачах,
спортсменах, политиках).
Определять и обосновывать цели
на будущее. Сопоставлять свои
цели с целями общества, в
котором живѐшь. Обозначать
степень
ответственности
за
сохранение
культурноисторического наследия.
Отвечать на вопросы, выполнять
задания, подтверждая свои ответы
текстом
учебника,
своими
наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать
проект
«Письмо
моим
наследникам».
Анализировать
картину художника, высказывать
своѐ мнение и аргументировать
его.

познания);

Участвовать
в
обсуждении
истории возникновения библиотек
при
храмах
и
монастыряхХарактеризовать
православные
традиции
в
музыкальных, художественных,
литературных
произведения
известных, талантливых земляков.
Уметь
описывать
духовные
сокровища
краеведческих,
художественных музеев. Находить
информацию о литературном
музее
г.
Краснодара
–
сокровищнице
старинных
духовных
и

Патриотическ
ое воспитание
и
формирование
российской
идентичности;
- Духовное и
нравственное
воспитание
детей на
основе
российских
традиционных
ценностей;
Приобщение

Трудовое
воспитание и
профессионал
ьное
самоопределе
ние

исторических книг.

Итого:

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШТЛ
учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 35
им.А.А.Лучинского
от 31 августа 2021 года № 1
____________(Трегубова И.А.)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

34

Проекты - 3

детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ (Русакова Т.В.)
31 августа 2021 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».