Пояснительная записка
Рабочая программа лежит в основе учебников для 5–9 классов, выпускаемых
Издательскимцентром «Вентана-Граф» (авторы: Пономарѐва И.Н., Корнилова
О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов
А.Г., Сухова Т.С. и др.). Программа по биологии основного общего
образования разработана в соответствии с требованиями обновлѐнного
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) и с учѐтом Примерной основной
образовательной программы основного общего образования (ПООП
ООО).
Программа
направлена
на
формирование
естественно-научной
грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе . В программе учитываются возможности предмета в
реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и
метапредметным
результатам
обучения,
а
также
реализация
межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне
основного общего образования .
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном,
на уровне требований к результатам освоения содержания предметных
программ. Глобальные цели биологического образования являются общими
для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменением социальной ситуации развития — ростом
информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и
социальных взаимодействий (объѐмы и способы получения информации
вызывают определѐнные особенности развития современных подростков).
Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка,
является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого,
глобальные цели формируются с учѐтом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они
являются наиболее общими и социально значимыми. С учѐтом
вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или
общность — носителя еѐ норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в
процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей
ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения
к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением
методами изучения природы, формированием интеллектуальных и
практических умений;
•овладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у школьников представлений об отличительных особенностях
живой природы, о еѐ многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе. Отбор содержания проведѐн с учѐтом культурологического
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической
куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная
дисциплина
предметной
области
«Естественнонаучные
предметы»
обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности
научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания
с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путѐм применения межпредметного анализа
учебных задач.
Место курса биологии в базисном учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на
уровне основного общего образования Данная про- грамма предусматривает
изучение биологии в объѐме 272 часов за пять лет обучения: из расчѐта с 5 по
6 класс 1 час в неделю, в 7—9 классах — 2 часа в неделю . В тематическом
планировании для каждого класса предлагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для
контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков .
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе
определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Патриотическое воспитание:
1
понимание ценности биологической науки, еѐ роли в развитии
человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учѐных в развитие
мировой биологической науки. Гражданское воспитание:
2
готовность к разнообразной совместной деятельности при вы- полнении
биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
3
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического
права с учѐтом осознания по- следствий поступков.
2. Эстетическое воспитание:
понимание эмоционального воздействия природы и еѐ ценности.
3. Ценности научного познания:
1
ориентация в деятельности на современную систему биологических
научных представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
2
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и
исследовательской деятельности;
3
овладение основными навыками исследовательской деятельности.
4. Формирование культуры здоровья:
1
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
2
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
3
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки без- опасного
поведения в природной среде;
4
умение осознавать эмоциональное состояние своѐ и других людей, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
5
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
5. Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес
к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
6. Экологическое воспитание:
1
ориентация на применение биологических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
2
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде;
3
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
7. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
1
освоение обучающимися социального опыта, норм и правил
общественного поведения в группах и сообществах при выполнении
биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям
других;
2
осознание необходимости в формировании новых биологических
знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических
объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний,
планирование своего развития;
3
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
4
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; оценивание своих действий с учѐтом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных
последствий;
5
осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и
их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых
решений и действий;
6
уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению,
мировоззрению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
•
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений, процессов);
•
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
•
с учѐтом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
•
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
•
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
•
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
•
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и само- стоятельно
устанавливать искомое и данное;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
•
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей биологических объектов между собой;
•
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе биологического исследования (эксперимента);
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учѐтом
предложенной учебной биологической задачи;
•
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
•
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
•
оценивать надѐжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
•
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
•
овладеть
системой
универсальных
познавательных
действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
•
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
•
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
•
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
•
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
•
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
•
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
•
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом за- дач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учеб- ной задачи;
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
•
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
•
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
•
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой;
•
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся. Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
•
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
•
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
•
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учѐтом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых
биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
•
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
•
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
•
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
•
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
•
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям.
•
Эмоциональный интеллект:
•
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
•
выявлять и анализировать причины эмоций;
•
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
•
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
•
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•
признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
•
открытость себе и другим;
•
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг;
•
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Содержание курса биологии
Программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Раздел 1. Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных
царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии.
Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии
— возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни
человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приѐмов первой помощи
при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры
профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности:
обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание,
удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов
жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие
растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники,
голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и
жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые
растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные
растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции
у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость.
Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их
роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние
животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение
животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам
обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его
передвижением и реакциями на раздражения.
Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучения строения птиц. Изучение строение куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Многообразие живого мира
Природное сообщество Разнообразие и роль
членистоногих в природе. Разнообразие птиц и млекопитающих
Раздел 2. Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания
человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме
человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и
различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани,
органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора и
движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма.
Значение физических упражнений и культуры труда для формирования
скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной
системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение еѐ
постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови.
Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции.
Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа
сердца. Кровяное давление и пульс. Приѐмы оказания первой помощи при
кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания.
Газообмен в лѐгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов
дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные
заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание.
Пищеварение.
Пищеварительная
система.
Нарушения
работы
пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения
энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды,
минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное
питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход
за кожей, волосами, ногтями. Приѐмы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов
мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие.
Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции,
передающиеся половым путѐм, их профилактика. ВИЧ — инфекция и еѐ
профилактика.
Наследственные
заболевания.
Медико-генетическое
консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность.
Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя,
наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и
функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их
предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства.
Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная
система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения
деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение
и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы.
Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память.
Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарѐнность.
Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии
поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние
физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска:
стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные
привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ѐмкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Раздел 3. Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического
состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль
в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро,
клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,
митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и
превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания,
транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки
и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое
размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и
изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная
систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник
учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда —источник
веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на
организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия
разных видов в экосистеме(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращенияэнергии.
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник
учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах
и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).
Экскурсия
Многообразие форм жизни в природе
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и
предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс
взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач,
выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных
действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
•ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего
образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностносмысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и
развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся
средствами предметов;
•планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных
программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебнопрактические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.
Раздел 1. Живые организмы
Выпускник научится:
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
•применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические
объекты и процессы;
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,
сравнивать, выявлять взаимосвязи);
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами;
•использовать приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями
растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних
животных;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой
природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех еѐ
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,
оценивать еѐ и переводить из од ной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Раздел 2. Человек и его здоровье
Выпускник научится:
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
организма человека, их практическую значимость;
•применять методы биологической науки при изучении организма человека:
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения,
ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с
млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию об организме человека, получаемую из разных источников,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
•использовать на практике приѐмы оказания первой помощи при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за
состоянием собственного организма;
•выделять эстетические достоинства человеческого тела;
•реализовывать установки здорового образа жизни;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
организме человека, оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов,
рефератов, презентаций;
•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел 3. Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
•характеризовать общие биологические закономерности, их практическую
значимость;
•применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей:
наблюдать
и
описывать
клетки
на
готовых
микропрепаратах, экосистемы своей местности;
•использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по
изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой
природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные
признаки биологических систем и биологических процессов;
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных
источников;
•анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в
экосистемах и биосфере;
•аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению
глобальных экологических проблем.
5 класс 34 ч.
№
п/п
Раздел
\Тема
Кол
-во
час.
1.
Биолог
ия —
наука о
живой
природе
8
Тематическое планирование
Основные виды деятельности
Ознакомление с объектами изучения биологии, еѐ разделами. с
метода-ми биологической науки: наблюдение, эксперимент,
классификация, измерение и описывание. Применение
биологических терминов и понятий: живые тела, биология,
экология, цитология, анатомия, физио-логия и др. Раскрытие
роли биологии в практической деятельности людей, значения
различных организмов в жизни человека.Обсуждение признаков
живого. Сравнение объектов живой и неживой природы.
Ознакомление с правилами работы с биологическим
оборудованием в кабинете. Обоснование правил поведения в
природе. Ознакомление с правилами работы сувеличительными
приборами.(предположений), получения новых фактов.
Описание и интерпретация данных сцелью обоснования
выводов
Основные
направления воспитательной
деятельн.
1.2 , 5
2
Много
образи
е
живых
органи
змов
.
11
3
Жизнь
органи
змов
на
планет
е
Земля
7
4
Челове
к на
планет
е
Земля
6
Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и
описание доядерных и ядерных организмов Установление
взаимосвязей междуособенностями строения и функциями клеток
и тканей, органов и системорганов. Аргументирование доводов о
клеткекак единице строения и жизнедеятельности организмов:
питание, дыхание, выделение, их сравнение. Сравнение
свойств организмов: движения, размножения, развития. Анализ
причин разнообразия организмов. Классифици-рование
организмов. Выявление существенных признаков вирусов:
паразитизм, большаярепродуктивная способность,
изменчивость.Иссле-дование и сравнение растительных,
животных клеток и тканей Зна-ние методов биологических
исследований, понимание задач науки би-ологии. Работа с
рисунками учебника как источниками информации.
Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды.
Выявление существенных признаков сред обитания: водной,
наземно-воздушной, почвенной, организменной. Установление
взаимосвязей междураспространением организмов в разных
средах обитания и приспособленностью к ним. Объяснение
появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма
тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный
клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. Сравнение
внешнего вида организмов на натуральных объектах, по
таблицам, схемам, описаниям
1.3, 2, 3. 3
Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности
людей наприроду. Аргументирование введения рационального
природополь-зования и применение безотходных технологий
(утилизация отходов производства ибытового мусора).
Определение роли человека в природе, зависимости его
здоровья от со- стояния окружающей среды.
Обоснование правил поведения человека в природе
5 , 7.456
6 класс 34 ч.
№
п/п
Раздел\
Тема
Колво
час.
1.
Наука
о
растен
иях –
ботани
ка
4
Основные виды деятельности
Раскрытие сущности понятия ботаники как науки о растениях.
Применение биологических терминов и понятий: растительная
клетка,ткань, органы растений, система органов растения,
корень, побег, почка, лист и др.Выявление общих признаков
растения.Выполнение практических и лабораторных работ с
микроскопом с готовыми и временными микропрепаратами.
Сравнение растительных тканей иорганов растений между
собой
6.2, 7. 123
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности
3.123, 6.23
2
Орган
ы
растен
ий
9
.
3
Основн
ые
процес
сы
жизнед
еятельности
растений
6
4
Много
образи
еи
развит
ие
растит
ельног
о мира
11
Применение биологических терминов и понятий: побег, лист,
корень, растительный организм Исследование на живых
объектах или на гербарных образцах внешнего строения
растений, описание их органов: корней, стеблей, листьев,
побегов. Определение местоположения образовательных
тканей: конус нарастания побега, кончик корня, основа-ния
междоузлий злаков, стебель древесных растений.Раскрытие
сущности терминов «генеративные» и «вегетативные» органы
растения. Исследование с помощью светового микроскопа
строения корневых волосков, внутреннего строения
листа.Установление местоположения различных тканей в
побеге растения. Описание приспособленности растений к
опылению: длинные тычинки, много мелкой сухой пыльцы и др.
(опыление ветром), наличие нектарников, яркая окраска цветка
опыление насекомыми Классифицирование плодов.
Объяснение роли распространенияплодов и семян в природе.
Применение биологических терминов и понятий: минеральное
питание, фотосинтез. Описание процессов жизнедеятельности
растительного организма: минерального питания, фотосинтеза.
Выявление причинно-следственных связей между строением и
функциями тканей, строением органов растений и их
жизнедеятельностью. Объяснение значения фотосинтеза в
природе и в жизни человек Раскрытие сущности
биологического понятия «дыхание».Объяснение значения в
процессе дыхания устьиц и чечевичек.Сравнение процессов
дыхания и фотосинтеза. Распознавание и описание
вегетативного размножения (черенками побегов, листьев,
корней) и генеративного (семенного) по их изображениям.
Объяснение сущности процессов:оплодотворение у цветковых
растений, развитие и размножение. Овладение приѐмами
вегетативного размножения растений
Классифицирование основных категорий систематики растений: низшие, высшие споровые, высшие семенные Выявление
существенных признаков растений: отдела Покрытосеменные
(Цветковые), классов (Однодольные, Двудольные) и семейств
(Крестоцветные, Паслѐновые и др.). Установление взаимосвязей
междуособенностями строения покрытосеменных растений и их
систематической принадлежностью. Определение семейств и их
отличительных признаков по схемам, описаниям и изображениям. Исследование видовой принадлежности покрытосеменных
растений (определитель растений). Выявление существенных
признаков растений отделов: Зелѐные водоросли, Моховидные,
Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, Голосеменные, Покрытосеменные. Описание многообразия мхов, папоротникообразных, голосеменных. Выявление особенностей размножения и циклов развития у водорослей, мхов, папоротникообразных, голосеменных растений.Обоснование роли водорослей,
мхов,папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных,
покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
3.123, 5, 6.23
3.123, 5
1.3, 2 4.23, 5 ,
6.1
Объяснение сущности экологических факторов: абиотических,
биотических и антропогенных и их влияния на организмы.
Определение структуры экосистемы. Установление взаимосвязи
организмов в пищевых цепях, составление схем пищевых цепей
и сетей в экосистеме. Определение черт приспособленности
растений к среде обитания, значения экологических факторов
для растений.Описание растений экосистем своей местности,
сезонных изменений вжизни растительных сообществ и их смены
5
Приро
дные
сообщ
ества
4
№
п/п
Раздел\
Тема
Колво
час.
1.
Общие
сведени
яо
мире
животн
ых
6
2
Строен
ие тела
животн
ых
2
3
Подца
рство
Простейши
е, или
однокл
ечные
6
4
Подцар
ство
Многок
леточн
ые
7 класс 68 ч.
8
Основные виды деятельности
Раскрытие сущности понятия «зоология» как биологической
науки. Применение биологических терминов и понятий: зоология, экология, этология животных, палеозоология и др.Выявление существенных признаков животных (строение, процессы
жизнедеятельности), их сравнение с представителями царства
растений. Обоснование многообразия животного мира.Определение по готовым микропрепаратам тканей животных и растений. Описание органов и систем органов животных, установление
их взаимосвязи
Определение по готовым микропрепаратам тканей животных и
растений. Описание органов и систем органов животных,
установление их взаимосвязи
Выделение существенных признаков одноклеточных животных.
Объяснение строения и функций одноклеточных животных, способов их передвижения.Наблюдение передвижения в водеинфузории-туфельки и интерпретация данных.Аргументирование
принципов здорового образа жизни в связи с попаданием в
организм человека паразитических простейших (малярийный
плазмодий, дизентерийная амѐба, лямблия, сальмонелла и др.)
Выявление характерных признаков кишечнополостных животных: способность к регенерации, появление нервной сети и в
связи с этим рефлекторного поведения и др. Устанавливание
взаимосвязи между особенностями строения клеток тела кишечнополостных (покровно-мускульные, стрекательные, промежуточные и др.) и их функциями.Раскрытие роли бесполого и
полового размножения в жизни кишечнополостных организмов.
Объяснение значения кишечнополостных в природе и жизни
человека Классифицирование червей по типам (плоские,
круглые, кольчатые). Определение по внешнему виду, схемам и
описаниям представителейсвободноживущих и паразитических
червей разных типов.Исследование признаков
приспособленности к среде обитания у паразитических червей,
аргументирование значения приспособленности.
Анализ и оценивание влияния факторов риска на здоровье
человека, предупреждение заражения паразитическими червями.
6.2, 7 3
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности
2, 3.2, 6.1
3.2
3.2, 4.124, 7
23
1.3 , 2 , 3.2
Исследование рефлексов дождевогочервя.
Обоснование роли червей в почвообразовании
5
Тип
Моллю
ски
4
6
Тип
Членис
тоноги
е
7
7
Тип
Хордо
вые.
Бесчер
епные.
Надкла
сс
Рыбы
6
8
Класс
Земнов
одные,
или
Амфиб
ии
4
Описание внешнего и внутреннего строения моллюсков.
Установление взаимосвязи строения и образа жизни с условиями обитания на примере представителей типа Моллюски.
Исследование раковин беззубки, перловицы, прудовика,
катушки, рапаны и классифицирование раковин по классам
моллюсков.
Установление взаимосвязи между расселением и образом
жизни моллюсков.
Обоснование роли моллюсков в природе и хозяйственной
деятельности людей
Выявление характерных признаковпредставителей типа
Членистоногие.
Описание представителей классов (Ракообразные, Паукообразные, Насекомые) по схемам, изображениям, коллекциям.
Исследование внешнего строениямайского жука, описание
особенностей его строения как представителякласса насекомых.
Обсуждение разных типов развитиянасекомых на примерах
бабочки капустницы, рыжего таракана и др., выявление признаков
сходства и различия.
Обсуждение зависимости здоровьячеловека от членистоногих
— переносчиков инфекционных (клещевой энцефалит, малярия
и др.) и паразитарных (чесоточный зудень и др.) заболеваний, а
также от отравления ядовитыми веществами (тарантул,
каракурт и др.).
Объяснение значения членистоногихв природе и жизни человека.
Овладение приѐмами работы с биологической
информацией
и еѐ преобразование
Выявление характерных признаков типа Хордовые, подтипов
Бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Описание признаков строения и жизнедеятельности ланцетника
Выделение отличительных признаков представителей класса
Хрящевые рыбы и класса Костные рыбы.
Исследование внешнего строениярыб на примере живых
объектов.
Установление взаимосвязи внешнегостроения и среды обитания
рыб (обтекаемая форма тела, наличие слизии др.).
Описание плавательного пузыря рыб как гидростатического
органа.
Объяснение механизма погружения и поднятия рыб в водной
среде.
Обоснование роли рыб в природе и жизни человека.
Аргументирование основных правил поведения в природе при
ловле рыбы (время, место и др.)
Выявление характерных признаков у представителей класса
Земноводные.
Выявление черт приспособленности земноводных как к наземновоздушной, так и к водной среде обитания.
Описание представителей класса повнешнему виду.
Обоснование роли земноводных в природе и жизни человека
1.3, 2, 6.123
2, 3.123, 5
3.12, 7.34
5 ,6.123
9
Класс
Пресм
ыкающ
иеся,
или
Рептил
ии
4
10
Класс
Птицы
7
11
Класс
Млеко
питаю
щие,
или
Звери
10
12
Развит
ие
живот
ного
мира
на
Земле
6
№
п/п
Раздел\
Тема
Выявление характерных признаков у представителей класса
Пресмыкающиеся.
Выявление черт приспособленности пресмыкающихся к
воздушно-наземной среде (сухая, покрытая чешуйками кожа,
ячеистые лѐгкие и др.).
Сравнение земноводных и пресмыкающихся по внешним и
внутренним признакам.
Описание представителей класса.
Обоснование ограниченности распространения земноводных и
пресмыкающихся в природе.
Определение роли пресмыкающихсяв природе и жизни
человека.
Овладение приѐмами работы с биологической информацией и еѐ
преобразование
Описание внешнего и внутреннего строения птиц.
Исследование внешнего строения птиц на раздаточном
материале (перья: контурные, пуховые, пух).
Обсуждение черт приспособленности птиц к полѐту.
Обоснование сезонного поведения птиц.
Сопоставление систем органов пресмыкающихся и птиц,
выявление общих черт строения.
Выявление черт приспособленности птиц по рисункам,
таблицам, фрагментам фильмов к среде обитания
(экологические группы птиц).
Обоснование роли птиц в природе и жизни человека
Выявление характерных признаков класса млекопитающих.
Установление взаимосвязей междуразвитием головного мозга
млекопитающих и их поведением.
Классифицирование млекопитающих по отрядам (грызуны,
хищные, китообразные и др.).
Выявление черт приспособленности млекопитающих к средам
обитания.
Обсуждение роли млекопитающих вприроде и жизни человека.
Описание роли домашних животных в хозяйственной
деятельности людей
Объяснение усложнения организации животных в ходе
эволюции.
Обсуждение причин эволюционного развития органического
мира.
Выявление черт приспособленности животных к средам
обитания.
Описание по рисункам, схемам и останкам вымерших
животных.
Обсуждение причин сохранения на протяжении миллионов лет
в неизменном виде «живых ископаемых». Овладение приѐмами
работы с биологической информацией и еѐ преобразование
8 класс 68
Колво
час.
Основные виды деятельности
4.2, 7.23
1.3, 2, 6.12
3.12, 5
3.1
Основные
направления
воспитатель
ной
1.
Введение
1
2
Орган
изм
челове
ка.
Общий
обзор
5
3
Опорно
двигате
льная
система
8
Раскрытие сущности наук о человеке (анатомии, физиологии,
гигиены, антропологии, психологии и др.).
Объяснение положения человека в системе органического мира
(вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство). Выявление
черт сходства человека с млекопитающими, сходства и отличия
с приматами.
Описание по внешнему виду (изображению), схемам общих
признаков организма человека, уровней его организации: клетки,
ткани, органы,системы органов, организм.
Распознание типов тканей, их свойств и функций на готовых
микропрепаратах, органов и систем органов (по таблицам,
муляжам).
Установление взаимосвязи органов исистем как основы
гомеостаза
Описание нервной системы, еѐ организации и значения;
центрального и периферического, соматического ивегетативного
отделов; нейронов, не-рвов, нервных узлов; рефлекторнойдуги;
спинного и головного мозга,их строения и функций; нарушения
в работе нервной системы; гормонов,их роли в регуляции
физиологических функций организма.
Объяснение рефлекторного принципа работы нервной системы;
организации головного и спинного мозга, их функций;
отличительных признаков вегетативного и соматического
отделов нервной системы.
Сравнение безусловных и условных рефлексов.
Исследование отделов головного мозга, больших полушарий
человека(по муляжам).
Обсуждение нейрогуморальной регуляции процессов
жизнедеятельности организма человека.
Объяснение значения опорно-двигательного аппарата.
Исследование состава и свойств костей (на муляжах).
Выявление отличительных признаков в строении костной и
мышечнойтканей. Классифицирование типов костей и их
соединений.
Описание отделов скелета человека,их значения, особенностей
строенияи функций скелетных мышц.
Выявление отличительных признаков скелета человека,
связанных с прямохождением и трудовой деятельностью, от
скелета приматов.
Исследование гибкости позвоночника, влияния статической и
динамической нагрузки на утомление мышц, обсуждение
полученных результатов.
Аргументирование основных принципов рациональной
организации труда и отдыха.
Оценивание влияния факторов риска на здоровье человека.
Описание и использование приѐмовоказания первой помощи
при трав-мах опорно-двигательной системы. Выявление
признаков плоскостопияи нарушения осанки, обсуждение полученных результатов
деятельности
7.2
3.123
4.23, 7.3
4
Кровь
и
кровообращение
9
5
Дыхат
ельная
система
5
6
Пищеварительная
система
7
Описание внутренней среды человека.Сравнение форменных
элементовкрови.
Исследование клеток крови на готовых препаратах.
Установление взаимосвязи между строением форменных
элементовкрови и выполняемыми функциями.Описание групп
крови.
Объяснение принципов переливания крови, механизмов
свѐртывания крови.
Обоснование значения донорства. Описание факторов риска на
здоровье человека при заболеваниях крови (малокровие и др.).
Классифицирование видов иммунитета, объяснение его значе
ния в жизни человека.
Обоснование необходимости соблюдения мер профилактики
инфекционных заболеваний.
Обсуждение роли вакцин и лечебных сывороток для сохранения
здоровьячеловека Описание органов кровообращения.
Сравнение особенностей строения ироли сосудов, кругов
кровообращения.
Объяснение причин движения крови и лимфы по сосудам,
изменения скорости кровотока в кругах кровообращения.
Измерение кровяного давления, обсуждение результатов
исследования.Подсчѐт пульса и числа сердечных сокращений у
человека в покое и после дозированных физических нагрузок,
обсуждение результатов исследования.
Объяснение нейрогуморальной регуляции работы сердца и
сосудов в организме человека.
Обоснование необходимости соблюдения мер профилактики
сердечно-сосудистых болезней.
Описание и использование приѐмов оказания первой помощи
при кровотечениях
Объяснение сущности процесса дыхания.
Установление взаимосвязи между особенностями строения
органов дыхания и выполняемыми функциями. Объяснение
механизмов дыхания, нейрогуморальной регуляции работы
органов дыхания. Описание процесса газообмена в тканях и
лѐгких.
Исследование жизненной ѐмкости лѐгких и определение
частоты дыхания, обсуждение полученных результатов.
Анализ и оценивание влияния фак- торов риска на дыхательную
систему.Выявление причин инфекционных заболеваний.
Описание мер предупреждения инфекционных заболеваний.
Обоснование приѐмов оказания пер-вой помощи при остановке
дыхания
Описание органов пищеварительной системы.
Установление взаимосвязи между строением органов
пищеварения и выполняемыми ими функциями.
Объяснение механизмов пищеварения, нейрогуморальной
регуляции процессов пищеварения.
Исследование действия ферментовслюны на крахмал,
обсуждение результатов. Наблюдение за воздействием желудочного сока на белки.
Обоснование мер профилактики инфекционных заболеваний
3.2, 4.23, 7.3
3.1, 4.1, 7.2
3.3, 4.3, 7.2
органовпищеварения, основных принципов здорового образа
жизни и гигиеныпитания
7
Обмен
вещест
ви
энерги
и.
Витам
ины
3
8
Мочев
ыделит
ельная
система
2
9
Кожа.
4
10
Эндок
ринная
система.
2
11
Нервная
система
5
Обоснование взаимосвязи человека и окружающей среды.
Описание биологически активных веществ — витаминов,
ферментов, гормонов и объяснение их роли в процессе обмена
веществ и превращения энергии.
Классифицирование витаминов. Определение признаков
авитаминозов и гиповитаминозов.
Составление меню в зависимости от калорийности пищи и
содержания витаминов.
Обоснование основных принципов рационального питания как
фактора укрепления здоровья
Выявление существенных признаков органов системы
мочевыделения.
Объяснение значения органов системы мочевыделения в
выведении вредных, растворимых в воде веществ.
Установление взаимосвязи между особенностями строения
органов и выполняемыми функциями. Объяснение влияние
нейрогуморальной регуляции на работу моче- выделительной
системы.
Исследование местоположения почек на муляже человека.
Аргументирование и оценивание влияния факторов риска на
здоровье человека.
Описание мер профилактики болезней органов
мочевыделительной системы
Описание строения и функций кожи,еѐ производных.
Исследование влияния факторов окружающей среды на кожу.
Объяснение механизмов терморегуляции.
Исследование типов кожи на различных участках тела.
Описание приѐмов первой помощи при солнечном и тепловом
ударах, травмах, ожогах, обморожении; основных
гигиенических требований кодежде и обуви.
Применение знаний по уходу за кожей лица и волосами в
зависимости от типа кожи.
Обсуждение заболеваний кожи и их предупреждения
Классифицирование желѐз в организме человека на железы
внутренней (эндокринные), внешней и смешанной секреции.
Определение отличий желѐз внутренней и внешней секреции.
Описание эндокринных заболеваний. Выявление причин
нарушений в работе нервной системы и эндокринных желѐз
Описание нервной системы, еѐ организации и значения;
центрального и периферического, соматического и
вегетативного отделов; нейронов, не- рвов, нервных узлов;
рефлекторной дуги; спинного и головного мозга, их строения и
функций; нарушения в работе нервной системы; гормонов, их
роли в регуляции физиологических функций организма.
Объяснение рефлекторного принципа работы нервной системы;
организации головного и спинного мозга, их функций;
отличительных признаков вегетативного и соматического
отделов нервной системы.
Сравнение безусловных и условных рефлексов.
4.23
4.23
4.5
4.123
3.123, 7.123
Исследование отделов головного мозга, больших полушарий
человека(по муляжам).
Обсуждение нейрогуморальной регуляции процессов
жизнедеятельности организма человека.
12
Органы
чувств.
Анали
заторы
5
13
Поведе
ние и
психика
6
14
Индивидуальное
развитие
челове
ка
5
Описание органов чувств и объяснение их значения.
Объяснение путей передачи нервных импульсов от рецепторов
до клеток коры больших полушарий.
Исследование строения глаза и уха на муляжах.
Определение остроты зрения и слуха(у школьников) и
обсуждение полученных результатов.
Описание органов равновесия, мышечного чувства, осязания,
обоняния и вкуса.
Анализ и оценивание влияния факторов риска на здоровье
человека (яркое освещение, сильный шум и др.)
Объяснение значения высшей нерв-ной деятельности (ВНД) в
жизни человека.
Применение психолого-физиологических понятий: поведение,
потребности, мотивы, психика, элементарная рассудочная
деятельность, эмоции, память, мышление, речьи др.
Обсуждение роли условных рефлексов в ВНД, механизмов их
образования. Сравнение безусловных и условныхрефлексов,
наследственных и ненаследственных программ поведения.
Описание потребностей, памяти,мышления, речи,
темперамента, эмоций человека.
Классифицирование типов темпера-мента.
Обоснование важности физическогои психического здоровья,
гигиеныфизического и умственного труда, значения сна.
Овладение приѐмами работы с биологической информацией и еѐ
преобразование при подготовке презентаций и рефератов
Объяснение смысла биологических понятий: ген, хромосома,
хромосомный набор.
Определение наследственных и ненаследственных,
инфекционных и не- инфекционных заболевание человека.
Объяснение отрицательного влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша чело- века,
влияние мутагенов на организм человека.
Обоснование мер профилактики заболеваний (СПИД, гепатит)
3.2, 4.345
7.1234
4.345
9 класс 68
№
п/п
1.
Раздел\ КолТема
во
час.
Общие
законо
5
Основные виды деятельности
Называть и характеризовать различные научные области
биологии. Характеризовать роль биологических наук в
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельности
3.12
мернос
ти
жизни
2
Законо
мернос
ти
жизни
на
клеточ
ном
уровне
10
3
Законо
мерности
жизни
на организм
енном
уровне
17
практической деятельности .Объяснять назначение методов
исследования в биологии. Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием
Называть и характеризовать признаки живых существ.
Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы,
делать выводы
Различать четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать
отличительные особенности представителей разных царств
живой природы.
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Определять отличительные признаки клеток прокариот и
эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.
Сравнивать строение растительных и животных клеток
Различать и называть основные неорганические и органические
вещества клетки.Объяснять функции воды, минеральных
веществ.Сравнивать химический состав клеток живых организмов
Объяснять функции белков, углеводов, липидов и нуклеиновых
кислот в клетке.Сравнивать химический состав клеток живых
организмов Выделять и называть существенные признаки
строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке
учебника.
Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности
растительной и животной клеток
Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и
«диссимиляция».
Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для
клетки и организма
Определять понятие «биосинтез». Сравнивать стадии биосинтеза,
делать выводы на основе сравнения.
Определять понятие «фотосинтез».
Сравнивать стадии фотосинтеза, характеризовать значение
фотосинтеза для растительной клетки и природы
Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии
клеточного дыхания и делать выводы. Выявлять сходство и
различия дыхания и фотосинтеза
Характеризовать признаки процессов жизнедеятельности клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки
презентаций и сообщений по материалам темы Определять
понятия «митоз», «клеточный цикл».
Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать
деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе
сравнения.
Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и
вирусов.
Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс
проникновения вируса в клетку и его размножения.
Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и
3.123
3.23, 4.12
вирусами
Выделять и обобщать существенные признаки растений и
растительной клетки. Характеризовать особенности процессов
жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза,
размножения.
Выделять и обобщать существенные признаки растений разных
групп, приводить примеры этих растений.
Особенности строения споровых и семенных растений.
Выделять и характеризовать существенные признаки строения и
процессов жизнедеятельности грибов и лишайников на
конкретных примерах.
Выделять и обобщать существенные признаки строения и
процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать
поведение животных. Выявлять принадлежность животных к
определѐнной систематической группе (классификации).
Различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы
органов животных разных типов и классов
Сравнивать строение грибов со строением растений, животных и
лишайников, делать выводы.
Приводить доказательства родства человека с млекопитающими
животными. Выделять особенности биологической природы
человека и его социальной сущности, делать выводы
Выделять и характеризовать сущесвенные признаки двух типов
размножения организмовСравнивать половое и бесполое
размножение, женские и мужские половые клетки, делать
выводы.
Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать
существенные признаки двух периодов онтогенеза.
Определять понятие «мейоз». Характеризовать и сравнивать
первое и второе деление мейоза. различать понятия
«сперматогенез» и «оогенез».
Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.
Объяснять существенный вклад в исследования наследственности
и изменчивости Г. Менделя.
Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».
Объяснять механизмы наследственности и изменчивости
организмов.
Называть и объяснять причины наследственной
изменчивости.Сравнивать проявление наследственной и
ненаследственной изменчивости организмов.
Называть и характеризовать методы селекции растений,
животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции
и биотехнологии в жизни людей
4
Законо 19
мернос
ти
происх
ождени
яи
развит
ия
жизни
на
Земле
Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении
жизни.
Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера
Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез Опарина и
Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе
сравнения.
Объяснять процессы возникновения коацерватов
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
первичных организмов. Отмечать изменения условий
существования жизни на Земле.
Выделять существенные признаки эволюции жизни.Отмечать
изменения условий существования живых организмов на
Земле.Различать эры в истории Земли.
Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б.
Ламарка.Аргументировать несостоятельность законов,
выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов.
Выделять и объяснять существенные положения теории
эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы
эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции.
Выделять и объяснять основные положения эволюционного
учения. Называть факторы эволюции, еѐ явления, материал,
элементарную единицу
Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на
конкретных примерах формирование приспособленности
организмов вида к среде обитания.
Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные
при-меры формирования новых видов. Объяснять причины двух
типов видообразования.
Выделять существенные процессы дифференциации
вида.Объяснять возникновение надвидовых групп.
Определять понятия «биологический прогресс», «биологический
регресс».
Характеризовать направления биологического прогресса.
Объяснять роль основных направлений эволюции.
Характеризовать эволюционные преобразования у животных на
примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем.
Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной
системы у растений.
Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.
Анализировать иллюстративный материал учебника для
доказательства существования закономерностей процесса
. 3.123
5
Законо 17
мернос
ти
взаимо
отноше
ний
органи
змов и
среды.
Основ
ы
экологии
эволюции, характеризующих еѐ общую направленность.
.
Различать и характеризовать основные особенности предков
приматов и гоминид. Сравнивать и анализироать признаки
ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках
учебника.Характеризовать основные особенности организма
человека.Сравнивать признаки сходства строения организма
человека и человеко-образных обезьян.
Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека
современного типа. Называть решающие факторы формирования
и развития Человека разумного.
Называть существенные признаки вида Человек разумный.
Объяснять приспособленность организма человека к среде
обитания.
Выявлять причины влияния человека на биосферу.
Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности
на биосферу.
Выделять существенные признаки вида. Характеризовать
основные направления и движущие силы эволюции. Объяснять
причины многообразия видов. Выявлять и обосновывать место
человека в системе органического мира.
Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни
6.123
на Земле. Называть характерные признаки организмов —
обитателей этих сред жизни.
Выделять и характеризовать основные закономерности действия
факто-ров среды на организмы.
Анализировать действие факторов на организмы по рисункам
учебника.
Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов.
Называть необходимые условия возникновения и поддержания
адаптаций.
Выделять и характеризовать типы биотических связей.Объяснять
многообразие трофических связей.Характеризовать типы
взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз,
паразитизм, хищничество, конкуренция
Выделять существенные свойства популяции как группы особей
одного вида.Объяснять территориальное поведение особей
популяции.
Выявлять проявление демографических свойств популяции в
природе. Характеризовать причины колебания численности и
плотности популяции.
Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки
природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза.
Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.
Объяснять и характеризовать процесс смены
биогеоценозов.Называть существенные признаки первичных и
вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать
выводы.
Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства
водных, наземных экосистем и агроэкосистем.Объяснять причины
неустойчивости агроэкосистем.
Обобщать, анализировать и прогнозировать последствия
истощения природных ресурсов и сокращения биологического
разнообразия, обсуждать экологические проблемы своего региона
и биосферы в целом
Выделять и характеризовать существенные причины
устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах
значение биологического разнообразия для сохранения
устойчивости экосистемы.
Выделять и характеризовать причины экологических проблем в
биосфере. Выявлять и оценивать степень загрязнения
помещений.Фиксировать результаты наблюдений и делать
выводы.
Описывать особенности экосистемы своей местности. Наблюдать
за при-родными явлениями, фиксировать результаты, делать
выводы. Соблюдать правила поведения в природе
Систематизировать знания по темам раздела «Общие
биологические закономерности». Применять основные виды
учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым
заданиям
Выявлять признаки приспособленности организмов к среде
обитания.
Объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в
экосистемах. Характеризовать биосферу как глобальную
экосистему.
Материально-техническое обеспечение
Интернет-ресурсы по биологии
1.Редкие и исчезающие животные России. Сайт:http://nature.ok.ru/
2.О растениях и животных. Сайт: http://www.floranimal/ru/
3.База знаний по биологии человека. Сайт:http://obi.img/ras/ru/
4.Изучаем биологию. Сайт:http://learnbiology/narod.ru/
5.Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.
Сайт:http://plife.chat.ru/index.htm
6.Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Сайт: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru
7.Всемирный фонд дикой природы. Сайт: http://www.www.wwf.ru
8.В помощь учителю биологии. Сайт: http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
КАБИНЕТА БИОЛОГИИ
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Стандарт основного общего образования по биологии.
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый
уровень).
3. Примерная программа основного общего образования по биологии.
4. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом
уровне по биологии.
5. Авторские программы по разделам биологии.
6. Общая методика преподавания биологии.
7. Книги для чтения по всем разделам курса биологии.
8. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
9. Определитель растений.
10. Учебники по всем разделам.
Печатные пособия
Таблицы:
1. Анатомия, физиология и гигиена человека
2. Генетика.
3. Основы экологии.
4. Портреты ученых биологов.
5. Правила поведения в учебном кабинете.
6. Правила поведения на экскурсиях.
7. Развитие животного и растительного мира.
8. Систематика животных
9. Систематика растений.
10. Строение, размножение и разнообразие животных.
11. Строение, размножение и разнообразие растений.
12. Схема строения клеток живых организмов.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным
разделам курса биологии.
2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии.
3. Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых
разноуровневых тренировочных
и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной
работы).
4. Общеобразовательные цифровые инструменты учебной деятельности.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы: «Анатомия – 1, 2, 3, 4»; «Биология -1, 2, 3, 4».
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1. Мультимедийный компьютер.
2. Проектор
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
1. Лупа ручная (7 штук)
2. Микроскоп школьный ув. 300 (15 штук).
Модели объемные:
1. Модели цветков различных семейств.
2. Набор «Происхождение человека».
3. Набор моделей органов человека.
Модели рельефные:
1. Дезоксирибонуклеиновая кислота.
Муляжи: 1. Плодовые тела шляпочных грибов.
2. результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений.
Натуральные объекты.
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки
растений, экологические
особенности разных групп.
Микропрепараты:
1. Набор микропрепаратов по разделу «Растения, бактерии, грибы,
лишайники».
2. Набор микропрепаратов по разделу «Человек».
3. Набор микропрепаратов по разделу «Животные».
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШТЛ
естественных дисциплин СОШ № 35
от ____ 2021 года № 1
___________
__________
Заместитель директора по УВР
_______________
подпись руководителя ШТЛ
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Ф.И.О.
подпись
Ф.И.О.
______________ 2021 года